aif.ru counter
27.09.2019 18:39
294

Ни шампанского, ни коньяка. Что изменит закон о географических брендах

Ни шампанского, ни коньяка. Что изменит закон о географических брендах
Ни шампанского, ни коньяка. Что изменит закон о географических брендах © / Администрация г.Пензы

О сырах рокфор и пармезан, о коньяке и шампанском украинцам скоро придется забыть - Верховная Рада приняла закон о географических брендах. Это значит, что мы, как и Европа, признали: географические указания являются объектом интеллектуальной собственности и защищаются законом. Поэтому у нас запрещено использовать по своему усмотрению географические бренды. Соответственно, украинцы больше не смогут производить целый ряд популярных продуктов. Точнее, продукты производить можно, но называть их «чужими» брендами – нельзя.

Не брать чужого

История с узакониванием географических брендов началась после подписания договора об ассоциации с ЕС и выходом украинских товаров на европейские рынки. Наша страна взяла на себя обязательства защищать европейские географические бренды от подделок, соответственно, и наши бренды теперь будут попадать под защиту в Европе. Принятие закона о географических брендах означает, что наши производители больше не смогут выпускать украинское шампанское, а, следуя общемировой практике, будут производить игристые вина. Собственно, у нас уже некоторые предприятия перестроились, и, не дожидаясь принятия закона, выпускают не шампанское, а игристые вина.

«Это логический подход цивилизованных стран. Если вы вложили время и ресурсы в раскрутку своего географического региона и географического названия бренда, то ваше право на коммерческое использование этого бренда должно быть защищено государством», - объясняет зампредседателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Роксолана Пидласа.

По ее словам, принятие этого закона значит, что мы соглашаемся, что шампанское можно изготавливать только из винограда, который растет во французском регионе Шампань. Принятие законопроекта № 1065 означает, что украинские производители больше не смогут производить украинское шампанское, а перейдут на общемировую практику и будут называть свои вина игристыми.

И это правильно. Ведь французы начали производить свое шампанское в регионе Шампань еще в средние века. Чтобы убедить весь мир в том, что их игристое вино – уникальное, одно из самых вкусных и достойных, понадобились века кропотливого труда – подбирали сорта винограда, который высаживали на определенных участках, на которых должно было столько-то дней в году быть яркое солнце, столько-то дней – дождь, а зимой – температура не ниже и не выше определенных параметров. В это вино свой опыт, знания и любовь к виноделию вложили многие поколения, и добились мирового признания. А мы и еще ряд стран просто использовали достояние французов. И правильно, что сейчас от этого отказались. Та же история и с коньяком. Его название тоже происходит от французского города Коньяк в регионе Шаранта. Подобные ему напитки, которые производят даже в другом регионе Франции, называют бренди, но никак не коньяком. И только Украина в числе других не очень законопослушных в этом плане стран, выпускала свои коньяки. Теперь же, с принятием закона и отказом от использования чужих географических брендов, наше правительство формирует список украинских географических названий и брендов, которые будут защищены от подделок в Европейском Союзе.

И это важно, поскольку, по данным Государственной фискальной службы, экспорт украинских товаров в страны ЕС в 2018 году вырос на 15%, до 20,153 млрд долл., а импорт - на 10% до 24,294 млрд долл. Доля торговли со странами Евросоюза в 2018 году составила 42,6% , точно такая же цифра фигурировала и в 2017-м. По данным 2019 года, объем внешней торговли Украины со странами ЕС в течение января-августа 2019 года составил 30,083 млрд долл., что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (28,445 млрд долл.).

От «Белого аиста» до «Гайстера»

Чтобы немного успокоить украинцев, которые привыкли по праздникам пить коньяк, Министерство аграрной политики и продовольствия еще в начале года провело опрос о том, каким названием лучше всего заменить название напитка «коньяк». По результатам этого опроса, в котором приняли участие 16 тыс. человек, 25,6%  хотят, чтобы коньяк в Украине назывался Украинский бренди или Бренди Украины. На втором месте название Бурштын/Бурштынок/Бурштыняк (9,4%), а на третьем - Гайстер (8,5%). Наверное, не все знают, что гайстером по-украински называют белого аиста. Очевидно, это оригинальное название для напитка навеяно прижившимся у нас коньяком «Белый аист». Дальше этот список выглядит так: Кьянок (7,9%), Дубовик/Дубняр (7,2%), Брунат (5,3%), Каннук (4,5%), Укрньяк/Украньяк (4,3%), Сонцедар/Сандарам/Виндар (3,3%), Бревис (3%). Правда, результаты этого опроса никто и не обещал использовать при производстве бренди – бывшего коньяка. Но не исключено, что они пригодятся производителям.

Готовясь к принятию закона о защите географических брендов, Кабмин еще в апреле 2019 года утвердил для первоочередной регистрации географические названия. Среди этих названий – «Мелитопольская черешня», «Карпатский мед», «Херсонский арбуз». Кроме того, - вино Шабское, «Ялпуг», «Гуцульская овечья брынза», а также вина «Закарпатское» и «Белгород-Днестровское».

Возможно, эти украинские бренды со временем завоюют Европу, а затем и весь мир. И тогда будет важно, чтобы наши названия никто себе не присвоил.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine 

Comic Con 2019, Марш за климат и WWFC 15: как прошли выходные в Киеве

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых