656

Лучшее, конечно, впереди: что нового ждет украинцев в 2019

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аргументы и Факты в Украине 16/01/2019
Лучшее, конечно, впереди: что нового ждет украинцев в 2019
Лучшее, конечно, впереди: что нового ждет украинцев в 2019 Фейсбук

Вот и наступили после длительных праздников будни нового 2019 года. Они наполнены многочисленными нововведениями, касающимися пенсий, субсидий, тарифов, здравоохранения и экономики страны в целом.  А еще нам придется дважды пережить выборы – главы государства и парламента. Первые состоятся в конце марта, вторые – в октябре. В общем, год будет нескучным. К чему же конкретно готовиться украинцам?

Будь здоров!

Для многих важно то, что с 1 января вступила в силу норма, согласно которой можно возвращать или обменивать купленные в аптеках лекарства. Об этом заявила и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. По ее словам, при возврате медикаментов в аптеке должны проверить упаковку на целостность, чтобы убедиться, что препараты не были использованы или испорчены. Тогда, утверждает Супрун, не будет никакой угрозы здоровью для других людей, которые смогут купить возвращенный препарат. Процесс возврата лекарств в аптеки будет контролировать Гослекслужба, у которой есть свои отделения в регионах. Запрет на возврат медпрепаратов начал действовать у нас с 1994 года, когда соответствующим постановлением Кабмина лекарственные средства были внесены в реестр товаров, не подлежащих обмену и возврату.

А слухи о том, что после Нового года придется платить за все медуслуги в поликлиниках, если не подписан договор с семейным врачом, оказались ложной тревогой. По словам Супрун, со второй половины 2019-го, то есть, с 1 июля, за медобслуживание нас в поликлиниках начнет платить Национальная служба здоровья. Тогда без направления семейного врача медицинские услуги в учреждениях, которые получают оплату от этой службы, станут платными. А для тех, кто определился с семейным врачом и подписал с ним договор, со второй половины года начнет действовать программа «Бесплатная диагностика», в которой будут участвовать коммунальные и частные поликлиники и поликлинические отделения при больницах. На дверях таких медучреждений будет наклейка «Бесплатная диагностика».

Коммунальный вопрос

С Нового года стартовал первый этап монетизации субсидий. В нем автоматически участвую все, кто впервые оформляет помощь от государства на оплату жилищно-коммунальных услуг. Деньги будут поступать на счета получателей субсидий в Ощадбанке, оттуда – на оплату коммунальных счетов. А сэкономленные средства можно будет забрать, но только по завершению отопительного сезона.

В мае планируют внедрить второй этап монетизации субсидий, который коснется тех, кто получает субсидию или льготу уже много лет, в том числе и в летний период. Это примерно 3 млн семей. А с 1 октября будет введена полномасштабная монетизация – для всех категорий украинцев, получающих субсидии.

Важно, что с 1 мая украинцы смогут требовать компенсации от поставщиков коммунальных благ за некачественные жилищно-коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, содержанию домов и придомовых территорий и вывозу бытовых отходов. В Кабмине уже утверждены формы жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг и механизм проверки изложенных в жалобах фактов.

А из неприятного – то, что 20 мая вступят в силу новые правила расчета за жилищно-коммунальные услуги. Согласно ним, за несвоевременную оплату полученных услуг вводятся штрафы в виде пени. Эта штрафная санкция будет начисляться за каждый день просрочки платежа в размере 0,01% от месячной суммы платежа в сутки.

Но еще более болезненный вопрос – это повышение тарифов на газ для населения, что является одним из требований МВФ, необходимым для получения очередного кредитного транша. С 1 мая газ подорожает на 18%, а следующий этап подорожания запланирован на 1 октября – размер этого повышения тарифа пока неизвестен.

Почти параллельно с подорожанием газа будут повышаться тарифы и на железнодорожные билеты: каждый раз, с 1 апреля, а затем и с 1 октября, они будут дорожать на 12 %.

Что ждет пенсионеров

В 2019 году в рамках пенсионной реформы украинцам неоднократно планируют повышать пенсии. С 1 января стартовал перерасчет пенсий для военнослужащих и пенсионеров, которым исполнилось 65 лет при наличии у них большого трудового стажа: 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин. Этот этап повышения пенсий, по словам вице-премьера Павла Розенко, коснется примерно 2 млн пенсионеров.

А на март запланировано глобальное повышение пенсий, которое коснется 11 млн человек – практически всех пенсионеров. По прогнозам, это повышение, которое называют осовременниванием пенсий, составит от 15 до 40%. Оно будет проводиться по формуле, в которой учитывается 50% уровня инфляции и 50% роста средней зарплаты за прошлый год.

Дважды в этом году, 1 июля и 1 декабря, повысится прожиточный минимум: первый раз в среднем с 1853 до 1936 грн, а второй – с 1936 до 2027 грн.

С 1 января минимальная зарплата в Украине выросла с 3723 до 4173 грн.

нововведения 2019

Возможны ли сюрпризы?

Еще два важных события текущего года – выборы: 31 марта нам предстоит избирать президента страны, а 27 октября – народных депутатов. Интересно, как результаты выборов могут отразиться на выполнении всех намеченных на этот год новшеств?

 «Те планы, которые озвучены правительством, могут измениться лишь в том случае, если изменится правительство, - говорит политолог, руководитель центра прикладных политических исследований «ПЕНТА» Владимир Фесенко. -  А правительство, скорее всего, поменяется у нас только в конце года. Значит, и каких-то корректив запланированных изменений на этот год, я думаю, не произойдет».

Эксперт уточняет, что поменять правительство после президентских выборов новоизбранный глава государства сможет только в том случае, если он сумеет создать парламентское большинство. Теоретически это возможно, но на практике – вряд ли выполнимо. Ведь уволить премьер-министра своим решением президент у нас уже не имеет права. Это раньше, в прежнем тексте Конституции, была норма о том, что премьер-министр должен был подать в отставку после избрания президента. Сейчас этой нормы в нашем основном законе нет. Поэтому новый президент сможет сформировать новое правительство только с помощью парламентского большинства, которое захочет его поддержать.

Но, независимо от того, кто станет президентом, В. Фесенко считает, что планы нынешнего правительства о монетизации субсидий и повышении пенсий вряд ли станут принципиальным вопросом, который будут пересматривать.

«Эти планы не такие уж глобальные, они весьма умерены, прагматичны и заложены в бюджет, - считает он. – Это не астрономические суммы, потому что такими они и не могли быть, ведь больше трети нашего бюджета идет на выплату внешних долгов. Поэтому в финансовом плане все затраты на социальные программы просчитаны».

Но если предположить, что новый президент сумеет создать «свое» парламентское большинство, а затем и «свой» Кабмин, чтобы радикально поломать всю экономическую систему, вплоть до отказа от такой непопулярной нормы, как дважды за год повышение тарифов на газ для населения, - это будет означать отказ от сотрудничества с МВФ, поиски новых ресурсов для погашения внешних долгов. Такой сценарий – маловероятен.

Скорее всего, обещания не повышать тарифы, значительно поднять пенсии и сделать еще много приятных «мелочей» для простых украинцев, - обычный предвыборный популизм. Ведь все понимают, что резко наладить экономику и финансовую систему, превратить за один день бедную страну в богатую – нереально. И никогда ни у кого этот процесс не происходил без периодов, которые обычно называют «затягиванием поясов». В то же время, ни одни выборы не обошлись без красивых обещаний, за которые, кстати, кандидаты ответственности не несут.

«Что касается запланированного на этот год повышения пенсий, то, я думаю, там все просчитано, есть конкретная формула, которая не требует ручного управления, и сбоев не должно быть, - считает экономический эксперт Борис Кушнирук. – А что касается монетизации субсидий, то там есть определенные риски. Если вдруг станет президентом известный кандидат, которая рьяно обещает не повышать тарифы на газ, это, соответственно, может повлиять и на сбой по монетизации субсидий. Если этого не произойдет, то все пойдет по плану. Хотя я не говорю, что с системой субсидирования у нас сейчас все идеально. Ведь мы иногда реформы делаем с ошибками. И в данном случае неправильно, на мой взгляд, было сделано то, что по оплате за отопление мы пошли по системе, так сказать, зима-лето, в результате чего у нас в зимний период стремительно растут затраты домохозяйств на оплату коммунальных услуг и пропорционально увеличивается объем жилищных субсидий. Целесообразнее было использовать немецкую систему, при которой в течение всего года начисляется абонплата, и по итогу года делаются расчеты переплаты или недоплаты, в зависимости от потребления. При такой системе в течение года была бы меньшей нагрузка по оплате тепла, и субсидии были бы меньшими. А средства, которые сейчас идут на субсидирование, можно было бы использовать более эффективно – на поддержку малообеспеченных слоев населения».

По мнению эксперта, в случае, если новый глава государства решит что-то резко менять, вплоть до невыполнения требований МВФ, в том числе и по повышению тарифов на газ, ситуация может быть непрогнозируемой: разрыв сотрудничества с Западом и с МВФ, дефолт и коллапс всей финансовой системы страны. Но надеемся, что до этого не дойдет.

- Столица активно начала готовиться к выборам разных уровней. Наверное, все, что заложено в бюджет страны и в бюджет Киева, хорошо просчитано и будет выполнено. Другое дело, что во многих этих планах и обещаниях - несколько странные приоритеты.

Мнение Косаковского: «Сместить бы приоритеты»

Да, дороги ремонтируются, но только не забудьте, что это происходило всегда, и когда у руля столицы была моя команда. Очевидно, чтобы трудно было сравнивать с прошлым, сейчас отремонтированные дороги считают в километрах, тогда как мы вели учет в квадратных метрах. А что делается, кроме дорог? Где новые школы, садики, станции метро? И отговорка, что не хватает денег, - не всегда верна. Ведь, чтобы ввести в строй хотя бы станцию «Львовская брама», которую мы еще в 1996 году построили на 80 %, но потом повели «ветку» транзитом на Лукъяновку, больших затрат не нужно. А что творится во дворах, в домах? Жилищное хозяйство убито, большинство лифтов практически отработали свое. Но акценты у нас делаются на дорожное строительство, обо всем остальном никто не думает.

Вот мне интересно, кому так нужен мост от Владимирской горки до парка на Крещатике, на строительство которого в бюджете столицы заложено 260 млн грн.? Сейчас много говорят о строительстве метро на Виноградарь. Но все же понимают, что там реально смогут построить станции не в этом году, и не в следующем. Мы же в свое время, несмотря на то, что это были сложные 1990-е, каждый год вводили в эксплуатацию по одной станции метро. За три года было построено в общей сложности 40 садиков и школ, что дало возможность ликвидировать очередь в детские сады. Сейчас детские учреждения не строятся, происходит только манипуляция очередью: мы считали возраст детей в очереди от рождения и до шести лет, а сейчас – с трех до пяти лет.

Для предвыборного времени неизбежен всплеск популизма. Думаю, кандидаты всех уровней будут где-то перерезать ленточки, что-то обещать и дарить подарки. А хотелось бы не этого. Очень жду, что кто-то из кандидатов озвучит приоритеты, по которым должен строится, развиваться и жить Киев. Жду умного разговора кандидатов о статусе столицы, о модели столичной власти (сейчас исполком и райрады заменили администрациями, что отличается от европейской модели).

Я очень надеюсь, что нам не будут дарить милые подарочки в предвыборной гонке, а реально захотят по-умному и со знанием дела улучшить жизнь. 

Леонид Косаковский, экс-мэр Киева (1994 - 1998 г.г.)

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых