333

Земельный вопрос: Что лучше, продавать землю или сберечь в госсобственности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и Факты в Украине 02/11/2016

Киев, 2 ноября - АиФ-Украина.

Верховная Рада в очередной раз на год продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, а президент подписал этот закон. И в Украине с новой силой вспыхнули споры между противниками и сторонниками идеи превратить землю в товар. «АиФ» разбирался: что для Украины лучше?  

Сторонники продажи земли говорят о том, что это привлечет инвестииции в село, поможет аграрной отрасли развиваться, в частности, повысит производительность труда и даст новые рабочие места. В тоже время противники утверждают, что есть большая опасность, что землю скупит крупный иностранный капитал и будет диктовать свои условия, а мелкие и средние фермеры разорятся и пополнят ряды безработных. Кто же из них прав?

«ЗА»

«Мы не можем достичь максимальных показателей по урожайности, потому что ни у кого нет возможности инвестировать в технологии сейчас, так как это очень небезопасно делать, когда твой основной ресурс, земля, под риском (не куплена, а лишь взята в аренду – Ред.)», - говорит Тарас ВЫСОЦКИЙ, генеральный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса.

В качестве успешного примера решения проблемы сторонники продажи земли приводят опыт стран бывшего соцлагеря и даже некоторых государств Западной Европы.

Так, по мнению, Александра ПОЛИВОДСКОГО, эксперта Украинской аграрной конфедерации (УАК), руководителя юридической фирмы «София», ориентиром для Украины на первом этапе могут служить постсоветские страны: Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария. Эти государства - пример преобразования одной системы в другую без особых социальных потрясений. А идеалом для Украины должны стать некоторые западные страны, которые богаче, но у которых нет проблем ни с монополиями, ни с латифундистами.

«ПРОТИВ»

В качестве оппонента эксперту УАК выступает Геннадий НОВИКОВ, глава Аграрного союза Украины (АСУ), который уверен, что разрешить продавать землю для нашей страны смерти подобно: «Если сейчас разрешить продавать землю - страны не будет. Земля – единственное, что ее скрепляет железобетонным раствором, единственное на чем все держится», - говорит он.

Противники продажи земли утверждают, что мир уже переболел желанием воспринимать землю как товар и сейчас наблюдаются прямо противоположные тенденции.

«Дефецит продовольствия в мире говорит о том, что будут сильными те государства, которые будут иметь такой не возобновляемый ресурс, как земля. Именно поэтому земельный государственный банк многих стран: США, Бразилии, Великобритании за последние годы вырос. Во всем мире поняли: лучше накапливать землю, чем ее разбазаривать, а мы идем в противоположном направлении. У нас есть значительный банк государственной земли в 10 млн. га и порядка 3,7 млн. га паевой земли, но мы хотим это наше достояние продать, вместо того, чтобы сохранить», - говорит Г. Новиков.

По его словам, те страны, которые советуют нам поспешить с открытием земельного рынка, сами с этим не торопятся. В качестве примера, эксперт приводит бывшую ГДР, в которой за 20 лет реформы 2 млн. га так и не было продано, а за прошлый год с молотка ушло лишь 1,9 га. Второй пример – наша соседка Польша. С 1 апреля текущего года в стране приостановлены все транзакции с землей. 

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ 

Несмотря на то, что у противников и сторонников открытия рынка земли диаметрально противоположные точки зрения, в одном они согласны: если Украина решится на такой шаг, прежде, чем его сделать, нужно подумать, как потом решать проблемы, которые могут возникнуть.

«Если рынок запускать без ограничений, то придет серьезный иностранный капитал с технологиями. И вместе с этим люди начнут убегать из села. Проблема занятости вырастет в несколько раз, - говорит Сергей БИЛЕНКО, член совета Ассоциации «Земельный союз Украины». - Это актуально не только для Украины, это мировая проблема. В Европе с ней борются так: из бюджета ЕС субсидируют всех фермеров и тратят на это колоссальные деньги: порядка 10% бюджета. У Украины таких средств нет. Нужно искать другой выход».

Вторая проблема, которая может возникнуть, состоит в том, что, по словам А. Поливодского, возможна монополизация земли, скупка крупным капиталом в больших объемах. Это может привести латифундизму, что убьет фермеров, а жителей сел поставит в зависимость от одного человека. В Латинской Америке была такая проблема и они потом потратили много усилий и средств, чтоб вернуть ситуацию в нормальное состояние, причем сделать это в итоге удалось не везде и не в полной мере.

Эти вопросы можно снять, приняв временные ограничения: к примеру, в некоторых европейских странах во время проведения земельной реформы был введен мораторий на десять лет для иностранцев. Во избежание латифундизма можно ограничить землевладения, которое можно купить в одни руки.  

Кроме того, нужно подумать над тем, как обеспечить контроль над сохранением качества земли и как обеспечить нормальное администрирование процесса купли-продажи. Сейчас, увы, регистрация имущественных прав проводится насквозь коррумпированными органами.   

И, наконец,по словам А. Поливодского, необходимыми условиями запуска рынка земли должна стать нормальная работа правоохранительной системы: судов, полиции, прокуратуры.

«Нужно обеспечить, во-первых, защиту прав обеих сторон: продавца и покупателя, чтобы не было подделок, незаконных оформлений, лишения прав на землю, нескольких претендентов на один и тот же участок и т.д. Во-вторых, должны быть созданы правильные и понятные условия оборота земли: ограничения, порядок оформления, налоговые аспекты при передаче и т.д», - говорит А. Поливодский.

Все эти камни преткновения нужно обсуждать и привлекать к этому широкую общественность, а пока за 25 лет разговоров о земельной реформе в этом направлении мало что сделано.

ШАГИ К РЕФОРМЕ

Тем не менее, кое-какие шаги, призванные улучшить ситуацию в аграрном секторе все же есть. Так, по словам Олега КУЛИНИЧА, народного депутата, главы подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета, Верховная Рада приняла несколько важных законов, которые регулируют сферу земельных отношений. В частности, депутаты уточнили полномочия нотариусов, предоставив им право регистрации земельных участков. Также принят закон, который делает невозможной передачу в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности без проведения земельных торгов. Кроме того, упрощена процедура передачи на баланс территориальных общин земель, которые входят в наследство, при отсутствии наследников.

Вместе с тем несколько важных законопроектов, все еще пребывают в работе. В частности, законопроект о справедливом распределении земель в процессе приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций.

Но самое главное так и не был принят закон «Об обращении земли». Без него не может быть и речи о снятии моратория.

«Решение о продлении моратория было безальтернативным – сейчас нет законодательной базы, которая могла бы обеспечить запуск земельного рынка, - говорит О. Кулинич. - Более того, нет даже приблизительного видения, как должен происходить этот процесс. Это решение было политическим, так как моратарий и так действует до вступления в силу Закона «Об обороте земель», а его нет».  

А между тем, по словам Т. Высоцкого, мораторий замораживает старые коррупционные схемы. «Сеогодня у нас есть около 10-11 млн га земель госсобственности, 4 млн га из которых являются так называемыми землями запаса, которые очевидно неофициально находятся в пользовании по арендной ставке 100 долл. То есть потенциальные 400 млн долл. местные бюджеты не дополучают. Это колоссальные деньги, которые могли бы пойти на розвитие технологий или других сфер, - говорит он.

Виктория Хаджирадева  

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых