185

Закон – не дышло: какие юридические изменения ждут нас в 2021 году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты в Украине 27/01/2021
Закон – не дышло: какие юридические изменения ждут нас в 2021 году
Закон – не дышло: какие юридические изменения ждут нас в 2021 году © / УНН

Избавиться от рецидивистов

Говорят, от тюрьмы и сумы не стоит зарекаться. Дело даже не в том, что никто не застрахован от испытания на себе или своих близких судебной и пенитенциарной систем. От того, насколько справедливыми, продуманными и результативными будут эти системы, зависит стабильность и безопасность государства и благополучие его даже очень законопослушных граждан. Поэтому попробуем разобраться, какие изменения намечаются в этих сферах и зачем они нужны. Один из первых пунктов в этих планах - оптимизация действующих и продажа уже законсервированных учреждений исполнения наказаний.

«Тюремная инфраструктура Украины построена еще в советское время, - объясняет министр юстиции Денис МАЛЮСЬКА. – А следственные изоляторы в стране были построены еще раньше - возраст многих учреждений уже насчитывает более 100 лет. Они технически изношены и не приспособлены к современным условиям содержания людей. Проблему можно было бы решить, построив новые СИЗО. Однако строительство следственных изоляторов «с нуля» - очень дорого для государства. Поэтому Минюстом и было принято решение реализовать проект по продаже тюрем, чтобы за счет этого получить средства для строительства новых СИЗО. Первые аукционы должны состояться в этом году. Параллельно начнем подготовку проектно-сметной документации для начала строительства новых современных СИЗО за пределами городов с привлечением частного сектора».

По словам министра, в 2020 году закрыли 12 тюремных учреждений с самыми худшими условиями содержания и приступили к проектированию новых СИЗО во Львове и под Киевом, а введение платных камер в СИЗО с улучшенными условиями содержания дало возможность собрать почти 2 млн грн, которые пошли на ремонт 25 бесплатных камер.

Чего можно ждать от таких изменений? Многим непонятно – почему мы так беспокоимся о комфорте преступников? Во-первых, те, кто находится в СИЗО – юридически не преступники, и только после суда, который признает их вину, их можно будет так назвать. После вердикта Фемиды они из СИЗО отправляются в колонии отбывать наказание. А, во-вторых, не только СИЗО, но и наши тюрьмы должны измениться и стать такими, как в Европе: из мест, где попавшие туда «шлифуют» свои «криминальные таланты» превратиться в места, где им будут помогать избавиться от порочных наклонностей. Мало того, в планах руководства профильного ведомства - наладить механизм эффективного исправления тех, кто преступил закон, без изоляции от общества. Для этого, в частности, ожидается принятие Верховной Радой законопроектов по альтернативным видам наказания.

«Этими законопроектами мы предлагаем ввести новый вид наказания - пробационный надзор, - объясняет замминистра юстиции Елена ВЫСОЦКАЯ. - Предполагается, что пробация будет применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного видов наказания за совершение нетяжелых преступлений. К тому же, будет расширен перечень случаев, когда может быть применен пробационный надзор, по сравнению с тем, который существует сейчас. При этом важно подчеркнуть, что пробация не заменит лишение свободы. Применение пробационного надзора, в первую очередь, позволит учесть индивидуальные риски каждого конкретного лица и сделает наказание более эффективным. Кроме того, - позволит сократить расходы на пенитенциарную систему».

Но не приведет ли такой вид наказания к тому, что по нашим улицам свободно будут разгуливать преступники?

«Думаю, что нет. Ведь министерство юстиции предусматривает, что применение пробационного надзора позволит учесть индивидуальные риски каждого конкретного человека для того, чтобы наказание стало более эффективным, - считает адвокат Александр ВИШНЕВЫЙ. – И с этим можно согласиться, поскольку не всегда содержание под стражей и изоляция от общества позволяют предотвратить новые преступления. Недаром ведь с осужденными работают психологи - их работа направлена именно на то, чтобы в будущем не допустить совершения ними новых правонарушений. Пробация – это система надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на коррекцию социального поведения или его отдельных проявлений, формирование социально благоприятных изменений личности. Кроме того, такой вид наказания экономически выгоден, ведь известно, что каждый день пребывания лица «вне свободы» обходится государству и налогоплательщикам в кругленькую сумму. Да и с моей профессиональной точки зрения, как адвоката, такое наказание - это лучше, чем ограничение свободы или арест, поскольку основной задачей защиты подозреваемого или обвиняемого является то, чтобы твой клиент остался на свободе».

По предположению главы Минюста, сейчас случаи рецидива у тех, кто возвращается из мест лишения свободы, составляют более 30 %. То есть, каждый третий из уже отбывших наказание осужденных снова идет на преступление. Изменение модели пенитенциарной системы по примеру существующих в Европе ее моделей со временем должно дать всего 5% рецидива.

Голоса народа в суде

Среди планов Минюста на 2021 год - создание в Украине суда присяжных. Точнее, даже не создание, а усовершенствование суда присяжных, поскольку, в принципе, у нас с 2012 года есть такие участники судебных заседаний, как присяжные заседатели. Однако за это время они не стали непререкаемым авторитетом «голоса народа» в суде.

Многие сейчас ставят в пример суды присяжных в США, Великобритании, в странах ЕС, где судебная система давно отшлифована, беспристрастна и справедлива. Но пример авторитетного суда присяжных есть и в прошлом нашей столицы. Он связан с нашумевшим в свое время так называемым Делом Бейлиса. Суть его, вкратце, в том, что в Киеве утром 12 марта 1911 года 13-летний киевлянин Андрей Ющинский вышел из своего дома и больше домой не вернулся. Его тело в одном нижнем белье со связанными за спиной руками нашли в тот же день на ул. Кирилловской возле дома №88, в районе кирпичного завода Бернера. На нем насчитали 47 ножевых ранений, рядом с убитым лежали школьные тетради, фуражка и верхняя одежда, из чего следовало, что преступник – не вор.

Это преступление вызвало огромный общественный резонанс, люди требовали у полиции найти убийцу и наказать. Чуть больше, чем через четыре месяца, 22 июля того же 1911 года, по подозрению в убийстве Ющинского был арестован один из работников кирпичного завода - Мендель Бейлис. С момента убийства прошло немало времени, дело обросло слухами и домыслами, и одной из причин ареста Бейлиса, якобы, стала версия возможного ритуального убийства ребенка.

 Юриспруденция и правовое поле в Украине. Фото: АиФ в Украине

Судебный процесс был громким, с большим накалом эмоций и вошел в историю как процесс, породивший очень высокий градус антисемитизма и ненависти. Большинство горожан были уверены, что Бейлис и есть тот кровавый убийца, хотя доказательств этому не было. Только когда 28 октября 1913 года суд из 12 присяжных вынес свой вердикт о невиновности Бейлиса, обсуждение этой темы резко прекратилось, хоть власти и полиция очень боялись, что в случае оправдания Бейлиса в городе могут начаться беспорядки. Однако люди не пошли против решения суда, безоговорочно поверив заседателям из народа – честным, бескомпромиссным и авторитетным.

«Присяжные - это действительно представители народа, которые в отдельных случаях осуществляют правосудие вместе с судьями, - говорит А. Вишневый. - Сегодня в Украине присяжные рассматривают дела, связанные с пожизненным лишением свободы, а также вместе с судьей решают такие вопросы, как ограничение гражданской дееспособности физического лица, признание физического лица недееспособным и возобновление дееспособности; признание физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим; усыновление; предоставление лицу психиатрической помощи в принудительном порядке; принудительная госпитализация в противотуберкулезные учреждения. Однако законодатели хотят внести изменения в деятельность суда присяжных. На рассмотрении в Верховной Раде сейчас находится соответствующий законопроект, предусматривающий создание в Украине полноценного суда присяжных, вроде такого, как в американских фильмах - имеющего право самостоятельно выносить вердикт, на основании которого потом судья выносит обвинительный или оправдательный приговор».

По словам адвоката, планируется, что Государственная судебная администрация будет вести Реестр кандидатов в присяжные, формируемый на основании данных Государственного реестра избирателей и других госреестров. Законопроектом предусматривается ряд требований к присяжным. В частности, это должен быть гражданин/гражданка Украины, не профессиональный юрист, который может и не знать всех процедур и норм законов, но он должен быть беспристрастным и независимым. Суд присяжных из восьми человек предлагается отбирать непосредственно в суде из 30 кандидатов – как стороной защиты, так и стороной обвинения. В то же время, согласиться стать кандидатом в присяжные – дело исключительно добровольное, от него можно и отказаться.  

«Зачем нужны эти изменения? - продолжает адвокат. - Сегодня недостаточно законодательно урегулирована деятельность, права и обязанности присяжных, а также то, что в уголовных делах суд присяжных может привлекаться к рассмотрению дел исключительно по ходатайству обвиняемого в преступлении, за которое его могут осудить к пожизненному лишению свободы. При этом, существует проблема относительно формирования и утверждения списка присяжных, и, в связи с этим, рассмотрение дел сильно затягивается. Есть надежда, что, как предполагают авторы законопроекта, принятие его будет способствовать обеспечению реализации статьи 124 Конституции Украины относительно непосредственного участия народа в осуществлении правосудия через суд присяжных, состязательности сторон уголовного производства, увеличению доверия граждан к судебной ветви власти и повышению ответственности и правосознания украинцев».

О нарушенных правах

2021 год должен стать и годом исправления системных проблем, которые приводят к нарушениям прав человека. Из-за этих проблем количество исков украинцев к государству в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) – на третьем месте после Турции и России. Количество обращений еще в прошлом году пересекло 10-тысячный рубеж, а долг по судебным решениям государства перед гражданами почти достиг 5 млрд грн. Поэтому создана специальная программа – «Национальная стратегия решения проблемы неисполнения решений судов, должниками по которым является государственный орган или государственное предприятие, учреждение, организация на период до 2022 года».

«Эта программа является дорожной картой для Украины, которая позволит уменьшить количество невыполненных решений судов; погасить государственный долг в связи с невыполненными решениями судов; прекратить обращение в ЕСПЧ в связи с невыполнением или затягиванием выполнения решений национальных судов; повысить доверие общества к государственным институтам, - объясняет заместитель министра юстиции - Уполномоченный по делам ЕСПЧ Иван ЛЕЩИНА. - Министерство юстиции разработало проект Плана мероприятий по реализации этой Национальной стратегии. Он содержит четкие меры нормативного и институционального характера, направленные на эффективное решение проблемы длительного невыполнения решений национальных судов».

Также планируется создание Государственного фонда возмещения ущерба потерпевшим от насильственных уголовных правонарушений.

«Потерпевшим необходимо предоставлять процессуальные права и гарантии, - считает Денис Малюська. - Существующий механизм возмещения вреда, причиненного уголовным правонарушением, нуждается в усовершенствовании. Сегодня предусмотрено право потерпевшего предъявить иск к лицу, совершившему уголовное преступление. На практике это создает достаточно сложную систему процессуальных отношений, при этом наличие обвинительного приговора и решения об удовлетворении гражданского иска еще не является гарантией того, что потерпевший получит адекватную компенсацию, поскольку реальное взыскание убытков с осужденного, как правило, растягивается на годы и бывает нерегулярным. Еще более проблематичным является возмещение вреда по уголовным делам, по которым производство остановлено и не установлена ​​личность преступника, а потерпевший фактически лишен возможности предъявить иск. Учитывая эту ситуацию, логичным является предоставление пострадавшему от насильственного уголовного преступления финансовой помощи от государства, как это происходит в развитых странах. Подобные фонды созданы, в частности, в Бельгии, Нидерландах, Канаде, США, Швеции».

Эта инициатива предусматривает, что потерпевший имеет право на возмещение вреда в связи с потерей заработка вследствие причинения насильственным уголовным правонарушением вреда его здоровью, а также - расходов на медицинские услуги. Возмещать ущерб потерпевшим планируют за счет поступлений в специальный фонд в виде штрафов, оплаты за исправительные работы и т.д. К примеру, количество пострадавших, которые могли бы иметь право на возмещение вреда из Государственного фонда, по данным за 2018 год составило более 24 тыс. человек.

Что касается размера возмещения, то, как предлагается в законопроекте, он не может быть меньше 40% от установленного на 1 января текущего года прожиточного минимума для трудоспособных граждан. По состоянию на 1 января 2021 года он равен 2481 грн, соответственно, 40% - 992,4 грн.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых