1392

Скандальный налоговый законопроект №5600 скоро станет законом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и Факты в Украине 03/11/2021

 Для этой налоговой реформы все начиналось с прозвища «антиахметовский» законопроект - из-за норм о повышении ренты на железную руду. Но уже к первому, а тем более ко второму чтению оно утратило актуальность. Налоговый, ресурсный, олигархический, «убийца бизнеса» проходит последние согласования. Чем он грозит обычным украинцам, почему его критикует бизнес, и как он изменился ко второму чтению? 

Дело в минималке 

В законопроекте №5600 изначально было три нормы, которые напрямую касались интересов украинцев. Первая норма – о введении 20% НДС при каждой поставке жилья, то есть при каждой его продаже. Это прямое основание для подорожания недвижимости как на первичном, так и на вторичном рынке, а следом и аренды жилья. Но ко второму чтению это положение в проекте снесли. 

Вторая норма – о налогообложении мелких сельхозпроизводителей, которые живут за счет продажи урожая со своих паев. Сейчас доход, который они получают с участка до 2 га не подлежит налогообложению на общих основаниях. Только если площадь больше, нужно ежегодно подавать декларацию, платить подоходный налог (18%) и военный сбор (1,5%). В редакции к первому чтению критерий по площади решили изменить и сохранить льготу только при доходе с участка до 0,5 га. Это назвали налогом на огород, положение стало одним из самых бурно обсуждаемых и подход изменили. 

Ко второму чтению финансовый комитет согласовал критерий не по площади, а по размеру дохода. Если за год доход от своей сельхозпродукции составит больше 12 минимальных зарплат, нужно будет подавать ежегодную декларацию и платить 18% НДФЛ. Отчасти стало лучше: условного пожилого человека, который продает на рынке зелень и свою клубнику, на общую систему переводить не будут. Но если он вложился в сортовые высокоурожайные растения или выкормил животных, наладил переработку, например, начал производство крафтовых джемов, вкусного сыра или колбас, государство требует, чтобы он делился. Для потребителей тут прогноз один и неблагоприятный: отечественная агропродукция подорожает. 

Новый земельный налог 

Третья норма о грядущем подорожании продуктов отечественного производства просто кричит. Как и было заложено в проекте к первому чтению, ко второму сохранилась норма о минимальном налоговом обязательстве для владельцев земли площадью от 50 соток. 

Минуя сложные формулировки, минимальное налоговое обязательство (МНО) – это уплата землевладельцами 5% от нормативной денежной оценки (НДО) за гектар государству ежегодно. В МНО входят некоторые налоги и сборы, но отнюдь не все, а только: 

  • налог на прибыль предприятий, 
  • НДФЛ и военный сбор с доходов физлиц, которые находятся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с налогоплательщиком, с доходов по договорам аренды, субаренды, эмфитевзиса; 
  • земельный налог; 
  • единый налог, но с оговоркой – если в отчетном году плательщик переходит с упрощенной на общую систему; 
  • рентная плата за специспользование воды; 
  • 20% от расходов на оплату аренды. 

Если перечисленных налогов и сборов, уплаченных землевладельцем, не хватает, чтобы покрыть 5% от НДО, значит нужно доплачивать. Зачем вводится эта норма, понять легко: владельцев паев, которые не обрабатываются, благодаря этому заставляют их продавать. 

Нормативная денежная оценка до 2023 года не индексируется, но проект №5600 мораторий снимает, то есть НДО будет повышаться. Никого не волнует, обрабатывается земля в собственности или нет. В этой части навстречу землевладельцу никто идти не собирается. А значит, никто не пойдет навстречу и потребителю украинской сельхозпродукции: после введения МНО она подорожает. Ко второму чтению согласовали три пункта с поблажками: 

впервые МНО нужно будет уплатить в 2023 г. за 2022 г., а не в следующем году; 

в 2022 г. и 2023 г. вместе с перечисленными выше налогами и сборами уплатить нужно будет не 5%, а 4% от нормативной денежной оценки земли; 

на земельные участки в границах населенных пунктов, в дачных и садовых кооперативах, полученные в результате приватизации в кооперативах, которые находятся в зоне отчуждения и безусловного отселения минимальное налоговое обязательство распространяться не будет. 

Бизнесу приготовится 

Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривал широкие полномочия налоговой и тиски для бизнеса, причем и для того, который честно платит налоги. В том случае, если бы налогоплательщики оспаривали начисленные обязательства, на время спора движимое и недвижимое имущество хотели брать под налоговый залог, то есть замораживать. Ко второму чтению эту норму убрали. 

Смягчили и еще одно положение. Сначала за долг любого размера и без привязки к сумме собирались предоставить право налоговой без суда ограничивать руководителю предприятия право на выезд за границу. Теперь же запрет будет возможен при долге от 1 млн грн, неуплате в течение 240 дней и его нужно будет получать через суд. 

Планируется и возможность налоговиков заваливать налогоплательщика запросами. Сейчас по Налоговому кодексу отправлять их можно, если обнаружены факты, свидетельствующие о нарушениях. А после изменений, которые может внести №5600, если факты могут свидетельствовать о нарушении. Не отвечать можно будет в том случае, если раньше плательщик уже отчитывался по этому вопросу. 

В ст. 140 Налогового кодекса сейчас предусмотрено, что раз предприятие было в минусах в прошлом году, а теперь в плюсах, 18% налога на прибыль снижают с учетом прошлогоднего убытка. В первом чтении №5600 менял условия для крупных предприятий: налог на прибыль хотели оставить для 50% убытков. Ко второму чтению «налог на убыток» согласовали так: до полного погашения по 50% каждый год, то есть частями. 

Тут же стоит уточнить, почему прозвище «антиахметовский» для проекта неактуально. В правительственной версии №5600 нынешнюю ставку ренты на железную руду, 11-12% от себестоимости, хотели дифференцировать: от 0,1% при стоимости руды на рынке ниже 65 долл. за тонну до 16%, при цене выше 180 долларов. В первом чтении парламентарии снизили верхнюю планку ренты до 10%, если цена руды на рынке 200 долл. с корректирующим коэффициентом 0,9, а нижнюю планку повысили до 3,5% при рыночных ценах до 100 долл. за тонну. Но когда со ставками только начинали разбираться, руда стоила больше 200 долл. за тонну, и модель нардепов увеличила бы поступления от ренты. Теперь руда подешевела почти до 100 долл., и поступления от ренты в этом случае останутся прежними – около 3 долл. с тонны или 5,7 млрд в бюджет. 

Цена для бюджета 

Проект №5600 был завален поправками – нардепы подали больше 11 тыс. И тогда включились нормы Регламента о спецпроцедуре: во втором чтении каждая фракция и группа может настаивать только на пяти принципиальных для нее поправках, каждый внефракционный нардеп – на одной из числа тех, которые не учел комитет. Все изменения, которые мы описали выше, уже согласованы финансовым комитетом ВР. 

20 октября Рада приступила к рассмотрению бюджета на следующий год в первом чтении. Быстро его проголосовав, собирались рассматривать и №5600. Но оппозиционные депутаты настояли на рассмотрении поправок к бюджету, и спецпроцедура по налоговому законопроекту сместилась по срокам. На день сдачи номера в повестке дня Рады №5600 не значился. Но сроки поджимают именно в связи с привязкой к бюджету-2022. 

Сейчас законопроект о бюджете подан без учета норм №5600. В правительстве рассчитывали, что Рада примет налоговый законопроект до 1 июля, и переверастать смету успеют до подачи в Раду. Но не вышло. Поэтому есть «звездочка»: правительство поставило в зависимость от норм №5600 целый список расходов на развитие на сумму 30 млрд грн. 

«Уважаемые народные депутаты, вы видели бюджет. Хотите дополнительных расходов? Мы дали предложения, как их можно получить, - описал логику Кабмина министр финансов Сергей Марченко. - Принимайте закон, который мы предложили, и получите дополнительные доходы. Если вы собираетесь давать только льготы, освобождать от налогообложения, и при этом хотите, чтобы мы находили дополнительные расходы, то так не бывает». 

А в это время 

Что хотят изменить депутаты? 

Преимущество спецпрцедуры принятия закона в том, что интересы политсил становятся очевидными, ведь они ограничены пятью поправками. Все поправки «Батькивщины» - о земле. В том числе, отмена МНО, норм о декларировании для сельхозпроизводителей, индексации НДО. 

Две общие поправки «Европейской солидарности» и «Голоса»: отмена налога на убытки и отмена возможности заваливать бизнес запросами. Еще одно требование «ЕС»: ввести норму о льготной ставке на уровне 5% при налоге на доходы от сдачи в аренду жилья площадью до 400 кв. м до 2025 года. Еще одно требование «Голоса»: отменить запрет на выезд, если руководитель предприятия-должника иностранец или лицо без гражданства, а также если речь идет о госпредприятии или предприятии, где 50% акций – собственность государства.  

«Голос» и «Оппозиционная платформа - За жизнь» хотят вычистить все положения о минимальном налоговом обязательстве, но широко, исключив еще одну интересную норму законопроекта. Дело в том, что №5600 может добавить в Налоговый кодекс норму о налогообложении выплат без создания юрлица. Речь идет о выплатах через трасты, фонды, партнерства, созданные по законодательству других стран. Ставку налогообложения таких выплат планируют установить на уровне 9%.  

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых