80

Проектные заботы: какие законопроекты рассмотрит Рада на этой сессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты в Украине 15/09/2021
Проектные заботы: какие законопроекты рассмотрит Рада на этой сессии
Проектные заботы: какие законопроекты рассмотрит Рада на этой сессии Facebook

Громадье планов 

«Есть целый перечень конституционных реформ, начиная от Большого герба и заканчивая сокращением численности народных депутатов с 450 до 300. Есть комплексы законопроектов для судебной реформы и тех, которые требует Международный валютный фонд. Ожидаются кадровые ротации в правительстве, ко второму чтению готовятся два законопроекта о деолигархизации. Это только то, что уже в повестке дня, и каждый законопроект будет зоной политического противостояния», - перечисляет только верхушку законотворческого айсберга директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК. 

Хотя вопрос внесения изменений в Конституцию должен быть топовым, эти законопроекты кочуют из одной сессии в другую. Причину долго искать не нужно: под них нужно конституционное большинство – 300 голосов. Собрать его, чем дольше работает парламент, тем труднее. 

За характеристикой законопроектов, которые требует МВФ, стоят два, в которых напрямую зашиты интересы рядовых украинцев. В мае первое чтение прошел законопроект о расширении полномочий частных исполнителей, на чем настаивают кредиторы. В его первой редакции частникам, как и сейчас, не планируют отдавать исполнительные производства в делах, где должниками выступают государство, госорганы, НБУ, органы местного самоуправления. Для гражданина это значит, что взыскивать ту же пенсию придется по-прежнему через Государственную исполнительную службу, а не через мотивированного частного исполнителя. Зато разрешат привлекать частников, если речь идет о долгах государственного или коммунального предприятия на сумму до 100 тыс. грн. 

Второй закон МВФ, который в июне приняли в первом чтении – об увеличении суммы гарантирования банковских вкладов с 200 тыс. до 400 тыс. грн до конца 2022 г., и до 600 тыс. грн с 2023 года. Но повышение суммы - только для вкладчиков тех банков, которые будут выводить деньги с рынка после вступления закона в силу. Оно - не для жертв банкопада 2015-2016 гг. Вторая новация этого закона: вхождение Ощадбанка в систему гарантирования. Его новые вкладчики сразу подпадут под общие условия, а старым государство будет гарантировать всю сумму только первые полгода. 

Гвоздь сезона 

Деолигархические законы, о которых говорит эксперт, тоже прошли первое чтение на предыдущей сессии. Один из них президентский, о реестре олигархов, критериях, на основании которых богача к таким отнесут, последствиях этого статуса для него и тех, с кем он будет общаться из числа власть предержащих. Второй законопроект просто не нуждается в эпитетах.  

«Драки будут вокруг безумного законопроекта №5600. Он дает налоговикам безграничные возможности выдаивать бизнес, и без последствий для себя. Второе – это давление на владельцев небольших земельных участков. Плюс, увеличение налогообложения для всех и вся. Надеюсь, что это не будет принято», - констатирует управляющий партнер «Национальной антикризисной группы» Тарас ЗАГОРОДНИЙ. 

Такую махину, как №5600, трудно пересказать коротко. В нем в первом чтении согласовали нормы, которые глава теперь налогового и финансового комитета ВР Даниил Гетманцев обещает вычеркнуть. В частности, речь идет об НДС (20%) при второй и каждой следующей поставке жилья – то есть, о потенциальном повышении цен на недвижимость и на ее аренду.  

Но несколько норм касается владельцев земельных паев и мелких производителей сельхозпродукции. По ним прогнозы неутешительные. Для всех владельцев участков от 50 соток собирались ввести минимальное налоговое обязательство – 5% от стоимости нормативной денежной оценки земли. Составили пул налогов и сборов, правда не всех, которые платят землевладельцы. И разницу между этой суммой и 5% от НДО предполагалось ежегодно выплачивать. Теперь Гетманцев говорит о том, что ставка будет снижена до 4%. Приятно, но сути не меняет. 

Через это налоговое обязательство тех владельцев паев, которые хотят подождать подорожания и не продавать свои участки по бросовой цене в первые годы работы рынка, просто выталкивают на него. Мол, если не продаешь, будешь платить больше. Если же на земле производится сельхозпродукция, то заложат в цену на нее то, что их заставит заплатить государство. Так что эту налоговую инициативу ощутит на своем кошельке каждый украинец. 

Но и это не все. Судя по всему, ко второму чтению сохранят намерение по уплате подоходного налога - НДФЛ (18%) для землевладельцев. Сейчас, если в собственности до 2 га земли и на них производится сельхозпродукция, с которой собственник получает прибыль, НДФЛ платить не нужно. Теперь требования по площади сбивают до тех же 50 соток. Гетманцев указал, что в редакции ко второму чтению сделают привязку к объемам полученной прибыли: подоходный налог придется заплатить, если владелец участка зарабатывает больше 12 минимальных зарплат в год. 

Именно №5600 – потенциальный кандидат на звание рекордсмена по темпам согласования, к нему 11 тыс. поправок. Особенность ВР в том, что если начинают работу над законопроектом, то должны пройти путь до конца. В «пожарном» режиме другие законопроекты можно согласовывать на внеочередных заседаниях. Именно эту практику на предыдущей сессии весьма успешно обкатали. Теперь могут продолжить. 

«Можно провести сколько угодно внеочередных заседаний, но продолжительность суток от этого не увеличится. И вопрос не только в деолигархическом законе. Остальные тоже могут завалить поправками, и они тоже будут дискуссионными. Так что даже внеочередных заседаний может не хватить», - обращает внимание Р. Бортник. 

Социальный вопрос 

Именно на социалку времени и сил может и не хватить. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный. Год назад премьер-министр Денис Шмыгаль сказал, что через 15 лет при нынешнем налогообложении средств на пенсии не хватит. Несколько недель назад тему продолжил министр финансов Сергей Марченко: напророчил, что без накоплений рассчитывать на пенсии не стоит. Так педалируют пенсионную реформу: введение ее обязательного накопительного уровня. Прошлой весной законопроект об этом Рада вернула на повторное первое чтение. В Кабмине готовят свою инициативу - ожидается, что по обязательным накопительным пенсиям для бюджетников. Но на этой сессии получится разве что его подать. 

«Ни о какой накопительной пенсионной системе речи быть не может. Ее внедрение возможно, когда есть индустриальное ядро в экономике, стабильные экспорт и экономическая модель, а не так, как у нас: раз в десять лет девальвация. Одна из схем: обложить налогом 4% и забрать их в частные фонды. Это тупиковая модель. Единственное, что с точки зрения пенсионной реформы сейчас может делать правительство – проводить реиндустриализацию страны, завозить украинцев из Европы в Украину и привлекать мигрантов», - считает Т. Загородний. 

В то же время, говорит эксперт, нардепы могут принять во втором чтении законопроект о повышении прожитминимума. Если согласуют, то в первый год применения новых норм прожитминимум составит 40% от средней зарплаты, и в течение десяти лет будут добавлять один процентный пункт, пока не выйдут на 50% от средней зарплаты. При этом, штрафы и оценку ущерба от этого показателя полностью отвяжут. 

Р. Бортник считает: на сессии могут поднять и другие социальные вопросы, но быстрого эффекта от них ждать не стоит – денег на это сейчас нет. 

«Думаю, что будут поднимать вопрос по тарифной теме: упрощение доступа к субсидиям, снижение тарифов. Ну и дальше будут в этом деле продвигать диджитализацию, - резюмирует политолог. - Возможно, поменяют процедуру назначения субсидий и льгот. В Раде масса социальных законопроектов, но не стоит рассчитывать, что в рамках нынешнего бюджета, 2021 г., что-то кардинальное примут». 

Взгляд Золотарева

Политические вызовы 

- Еще за неделю до начала сессии спикер Дмитрий Разумков анонсировал, что ключевыми станут бюджет и кадровые назначения. Это понятно и так, но еще есть целый ряд важных законопроектов: о деолигархизации, который ждет непростая судьба, №5600, который может поднять на дыбы малый бизнес. Плюс уже на первом согласительном совете Юлия Тимошенко перехватила инициативу и поставила вопрос по тарифам. Разумков был вынужден принять пас и назвать вопрос тарифообразования ключевым. Под это меняется и повестка дня правительства. То есть, жизнь может внести свои коррективы: уже 730 долл. за тысячу кубов газа, а особо одаренные в «Нафтогазе» еще весной продали украинский газ структурам Дмитрия Фирташа. Теперь придется докупать газ на бирже. Намерение повесить последствия на местное самоуправление приведет к конфликту, в который втянется и ВР. Тарифы из плоскости экономической перейдут в плоскость политическую. 

В ближайшее время будут накаляться отношения между спикером и Банковой. Разумков демонстративно фрондирует. В оппозицию идти он не хочет, и на грани фола начал отстраиваться. Это неизбежно приведет к острому конфликту, и на кону может оказаться кресло спикера. 

Что касается большинства, то есть около 180 штыков из тех, кто прислушивается к президенту. Плюс, депутатские группы обеспечивают необходимое количество. В принципе, голоса у президента есть даже в тех вопросах, где у монобольшинства нет единства. А вот конституционное большинство сейчас не набирается, и во многом все будет зависеть от отношений Банковой с Тимошенко. С двумя фракциями, «Европейская солидарность» и «Оппозиционная платформа-За жизнь» конфликт перешел на личный уровень. И для получения необходимых 300 голосов ключевой становится «Батькивщина». 

Андрей Золотарев, политолог, директор аналитического центра «Третий сектор». 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых