aif.ru counter
88

Позволят спросить: Как украинцы будут решать судьбу страны на референдумах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23-24. Аргументы и Факты в Украине 19/06/2020
Позволят спросить: Как украинцы будут решать судьбу страны на референдумах
Позволят спросить: Как украинцы будут решать судьбу страны на референдумах © / Скриншот

В 2018 г. в правовом поле образовалась лакуна: Конституционный суд признал предыдущий закон о референдуме несоответствующим Основному закону. С того момента базовые принципы этой формы волеизъявления остались только в нескольких статьях Конституции.

В унисон с Конституцией

Поданные президентом в качестве неотложных, новые нормы о референдуме подстраиваются под конституционные. Изменения в основной закон они не вносят - а, значит, для согласования в парламенте за него достаточно будет получить простое большинство (226 голосов) и пройти два чтения.

Хотя законопроект подал президент, готовила его парламентская рабочая группа. Первый драфт показали в марте этого года, а затем внесли несколько корректировок. Участие в работе парламентариев, считают во фракции «Слуга народа», дает надежду, что выводы комитетов ВР тоже не задержатся.

«Я очень надеюсь, что до конца этой сессии, до конца июля, этот законопроект может быть не только внесен, но уже и принят в Верховной Раде», - сказал вице-спикер ВР Руслан Стефанчук.

Он уточнил, что если документ забросают поправками, то при согласовании будут применять «антиспамную процедуру». Она сокращает количество неучтенных комитетом предложений от фракции (их остается по пять от каждой фракции), если в целом поступило 500 и больше предложений улучшить законопроект.

Так же, как и в Конституции, в законопроекте о референдуме указано:

  • темой всенародного обсуждения не могут быть вопросы амнистии, налогов и бюджета (ст. 74 Основного закона);
  • исключительно на референдуме решается вопрос об изменении территории (ст. 73);
  • изменения в I, III и XIII разделы Конституции вносятся на референдуме. I раздел — общие основы (20 статей): статус Украины, верховенство права, государственный язык, символы, внешнеполитическая деятельность, защита суверенитета и целостности. III раздел — выборы и референдум (шесть статей). XIII раздел — внесение изменений в Конституцию (шесть статей);
  • референдум по народной инициативе инициируют по требованию не меньше 3 млн граждан с правом голоса и при условии, что подписи собраны не меньше чем в двух третях областей и не меньше, чем по 100 тыс. подписей в каждой (ст. 72).

Обилие деталей

Кто инициатор? Референдум об изменениях в три раздела Конституции инициирует президент Украины. Вопрос о территории (ее возможного расширения) Украины инициирует Верховная Рада. Референдум по народной инициативе может происходить по вопросам общенационального значения, отмене закона или его положений.

Согласовывать законы украинцы не будут. В документе постарались учесть ошибки прошлого закона. Он был отменен КСУ, в том числе и потому, что судьи увидели в предложенном механизме возможность референдумом заменить парламент.

Что с результатами? В 2008 г. КСУ вынес решение о том, что результаты всеукраинского референдума не требуют какого-то утверждения. В законопроекте уточнили: результаты волеизъявления обязательны к применению и дополнительных согласований не требуют.

Как раз в этом случае есть нюанс. Решение можно пересмотреть на другом референдуме, но не раньше чем через три года. Однако в сторону увели решение на референдуме, который посвящен отмене закона или его отдельных положений. Повторно вопрос можно вынести на общественное утверждение не раньше, чем через год.

Как организована процедура? Если речь идет о президентском праве на референдум — его провозглашает гарант своим указом. Если о расширении территории, то законопроект сначала проходит через парламент. Соответственно, он должен получить поддержку не менее чем двух третей конституционного состава ВР (300 нардепов).

Референдум по народной инициативе идет под присмотром Центризбиркома на все этапах. Он зарождается на сборах граждан численностью не меньше 300 человек. На них простым большинством согласовывают вопрос для референдума и состав инициативной группы, которая будет собирать 3 млн подписей. Как раз тут возникает сложность, на которую обратил внимание нардеп от фракции «Батькивщина» Сергей Власенко.

Состав инициативной группы — 60 человек. Им отводится 60 дней на сбор 3 млн подписей. То есть по 834 подписи в день от каждого (без выходных). Но в подписных листах те украинцы, которые поддерживают референдум, своей рукой должны указать все свои данные. В такие сроки собрать 3 млн подписантов просто нереально. Очевидно, это должны решать на уровне поправок к закону.

Вопрос на референдуме может быть только один. Он должен быть сформулирован так, чтобы человек мог ответить «да» или «нет». Оспорить его «номинирование» можно в КСУ. Право на это есть у субъектов с правом на конституционное обращение.

По закону о КСУ (ст. 54), это президент, ВР, Кабмин и 45 нардепов. У граждан есть только одна возможность заблокировать противоречащий Конституции вопрос — активизируя своих представителей в парламенте.

Щекотливые вопросы

Руслан Стефанчук заверил, что при работе над законопроектом учитывали все лучшие практики по референдумам в демократических странах. Кроме того, его отправляли на изучение в Венецианскую комиссию. В итоге и комар носа не должен подточить. Но есть несколько тезисов, которые вызывают вопросы.

Есть повод сомневаться, что вынесение на референдум только одного вопроса (в первом драфте законопроекте предполагалось до трех), целесообразно во всех случаях.

«По тексту были консультации со странами, которые активно используют референдумы, - объясняет кандидат политических наук Алексей Якубин. - В частности, со Швейцарией. Ее опыт — один вопрос. До референдума идет кампания «за» и «против», как это прописано и у нас. Когда вопрос один, у людей не будет путаницы. Три вопроса могут быть манипулятивно сформулированы или кампания может быть сосредоточена только на одном, а остальные будут с расчетом «а вдруг получится протащить».

Референдум будет признан состоявшимся в том случае, если в нем примут участие 50% избирателей. Возможно, меньшинству и не пристало вершить судьбу большинства. Однако результаты референдума можно изменить через год или три года, а не через пять лет, как итоги президентских или парламентских выборов. Однако численного фильтра на выборах нет.

«Было бы хорошо, чтобы фильтр был и на выборах, чтобы не получалось, что меньшинство формирует власть на пять лет. Но по референдуму он нужен, чтобы не давать площадку для манипуляций. Ведь специфика законопроекта в том, что результаты не нуждаются в имплементации парламентом. Требования к явке — это защита от спекуляций», - успокаивает Якубин.

Однако эксперт уточняет, что при таких нормах необходимо навести порядок в Реестре избирателей, а также провести не формальную, цифровую, а полноценную перепись населения.

Однозначный изъян законопроекта в том, что там нет нормы об ответственности за непровозглашение референдума. Например, 3 млн голосов соберут, всю процедуру выдержат, однако президент указ о волеизъявлении не выдаст.

«Тут должен быть предохранитель, аналогичный тому, что у нас есть в случае неподписания президентом закона, - говорит эксперт. - Если вето или подписи нет, возможность одобрения есть у спикера парламента. С другой стороны, если подписи соберут, то вокруг референдума уже будет резонанс, и президенту будет сложно уйти от вопроса. Будут репутационные издержки, если он так поступит».

Кроме того, в законопроекте блокируют некоторые вопросы для обсуждения на референдуме.  Список запретных тем шире, чем предусмотрено в Конституции (см. Важно). В частности, нельзя трогать вопросы, которые противоречат Основному закону.

Тут мы сразу упираемся в референдум о членстве в НАТО или в Евросоюзе. Украинцам его обещали практически все президенты. А тем временем в преамбуле Конституции в 2019 г. уже закрепили неотвратимость европейского и евроатлантического курса. Если вопрос о целесообразности вынесут на всенародное обсуждение, его могут признать противоречащим Конституции.

Несмотря на применение лучших практик, с законопроектом еще стоит поработать. Тогда как от команды президента уже ждут и других обещанных инструментов народовластия. Впереди еще подача законопроектов о местных референдумах, электронных петициях и отзыве народных депутатов.

Важно

Что может быть темой референдума?

  • Внесение изменений в три раздела Конституции.
  • Изменение территории Украины (на основании международного акта и только в сторону расширения).
  • Вопросы общегосударственного значения, которые касаются судьбы украинского народа и имеют большой общественный интерес.
  • Вопросы об отмене закона или отдельных его положений.

Что не может быть темой референдума?

  • Вопросы, которые противоречат Конституции, международным пактам и конвенциям о правах человека, основоположных свободах.
  • Вопросы, которые ведут к потере независимости, утрате суверенитета и территориальной целостности, угрозе нацбезопасности.
  • Вопросы о налогах, бюджете и амнистии.
  • Вопросы, которые находятся в сфере ответственности органов правопорядка, прокуратуры, судов.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых