38

Под громадным вопросом: что можно обсуждать на местных референдумах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и Факты в Украине 08/04/2021
Под громадным вопросом: что можно обсуждать на местных референдумах
Под громадным вопросом: что можно обсуждать на местных референдумах Корреспондент

Слово есть, а дела нет

«Мы должны выйти на окончательную форму управления на местном уровне: общины решают, люди влияют и вместе с государством контролируют», - с таким наставлением В. Зеленский отправил парламентариев думать и работать над текстом законопроекта о референдуме в феврале.

Уже в марте проект появился на свет и его выставили на общественное обсуждение, которое закончится 11 апреля. Судя по планам, местным референдумам «нарисовали» некоторые схожие черты со всеукраинским. Но так же, как и в случае с законом об общенациональном волеизъявлении, этим законом не будут покушаться на конституционные нормы.

Если в истории Украины был положительный и отрицательный опыт проведения референдумов в масштабах страны, то на местном уровне - не было ни одного. Хотя в Основном законе местные референдумы упоминаются.

Базовый принцип (ст. 143 Конституции) – референдумы на местах обеспечивают общины сел, поселков, городов, сами или через органы местного самоуправления. То есть, районных и областных референдумов нет, и не будет. Тут же заложены и положения об инициаторах: это могут быть местные жители и избранные ними органы местной власти.

Второй важный принцип заложен в ст.74 Конституции: все референдумы (без разделения на местные и всеукраинские) не могут касаться амнистии, бюджета и налогов. Пункт важный, поскольку именно на местах определяются, например, ставки налога на недвижимость, туристического сбора. Пересмотреть их жители общины не имеют права. Список других запрещенных тем для рассмотрения общинами - довольно обширный, и не без неприятных сюрпризов.

Разберемся по месту

В положениях законопроекта предусмотрели вполне логичные моратории на местное обсуждение. На этом уровне нельзя будет дублировать те же вопросы, которые будут рассматривать на всеукраинском референдуме. То есть, не сработают варианты, когда вся страна «за», а несколько населенных пунктов «против», и наоборот. Разумеется, под запретом все, что противоречит нормам Конституции и относится к компетенции любых, кроме местных, органов власти. Вето накладывается и на делегированные местным органам власти полномочия власти исполнительной. Это, например, вопросы призыва.

Нельзя будет задавать вопросы, разжигающие рознь – расовую, межэтническую, религиозную. Если проецировать на местный уровень, то не положено решать вопрос о сносе церкви, отселении представителей какой-то этнической группы.

Местные жители не смогут оспаривать акты индивидуального действия местных органов власти, вроде назначения кого-то на должность, и реализацию их полномочий по принятию таких актов.

Как и указано в Конституции, не положено поднимать темы бюджета и налогов. Но вот тут украинцам и делают неприятный сюрприз: четко прописывают, что мораторий распространяется и на тарифы ЖКХ.

Список открытых к обсуждению тем, на этом фоне, выглядит скромнее. На референдуме можно решать вопросы: отмены нормативно-правовых актов местных органов власти или их отдельных положений; утверждать устав территориальной общины или вносить в него изменения; утверждать или вносить изменения в местную программу развития; обсуждать другие местные вопросы, кроме запрещенных, которые относятся к уровню территориальной общины и местной власти; оглашать недоверие местному совету и/или сельскому, поселковому и городскому главе.

О последнем пункте еще предстоит подискутировать. Так же, как и на всеукраинском референдуме, на местном можно будет выдвигать только один вопрос, который подразумевает ответ «да» или «нет». Но недоверие местному совету и главе населенного пункта не выстраиваются в синонимический ряд. Можно доверять одному и не доверять другому. То есть, вопросов все же должно быть два. Но и это еще не все.

«Главная политическая новация - возможность провести референдум о досрочном прекращении полномочий мэра или местного совета. И этой технологией попытаются воспользоваться как местная оппозиция, так и центральная власть», - отмечает эксперт по политическим вопросам Украинского института будущего Игорь ПОПОВ.

В зоне риска и под прессингом оппонентов, в первую очередь, будут те главы населенных пунктов, которые пришли к победе по итогам второго, а не первого тура. То есть, тот, кто изначально не пользуется поддержкой большинства избирателей. Сбить уровень напряжения могут два предохранителя. Первый – в законопроекте предлагают поднимать один и тот же вопрос не чаще одного раза за период каденции местной власти. Это значит, что неудачная попытка убрать мэра поставит крест на дальнейших попытках.

Второй – высокие требования по явке избирателей. В этом принципы проведения местного референдума схожи с общенациональным уровнем.

Только для своих

Так же, как и в случае со всеукраинским, местный референдум будут считать состоявшимся в том случае, если в нем примут участие 50% избирателей. Это должно немного успокоить не самых любимых мэров, но встревожить граждан.

«Это проблемный момент и для местного, и для общегосударственного референдума. Какой-то процент участников для того, чтобы считать референдум состоявшимся, должен быть. Без этого найдутся желающие среди местных политиков использовать волеизъявления, чтобы штамповать, например, решения об отмене нормативно-правовых актов ради своего бизнеса. Примут участие десять человек, и скажут, что голосование состоялось. Но именно 50% - открытый вопрос. Выходит, что для референдумов порог есть, а для выборов нет. Тогда нужно думать и о выборах, но мы понимаем, что политикам это не выгодно. Может, есть смысл в уменьшении порога для референдума. Не 50%, а 30%», - говорит кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.

Эксперт считает, что резонансная тема может привести людей на участки. Но даже на местных выборах в октябре 2020 г. свое мнение высказали лишь 38% избирателей. С такими показателями украинцы в осязаемом будущем вряд ли могут мечтать об ударных темпах Швейцарии, где за 50 лет прошло 6,6 тыс. местных референдумов.

Кроме необоснованно высоких требований по явке, в законопроекте прописали не слишком справедливые требования и по участникам местного волеизъявления. Если на местных выборах голосовать могли уже и переселенцы – наконец удалось добиться реализации их права, то в локальном волеизъявлении приезжим отказывают. Голосовать смогут только зарегистрированные избиратели.

«Несправедливо проводить референдум без участия тех незарегистрированных избирателей, которые живут в общине постоянно. Люди платят налоги, пусть даже косвенные – покупая товары, пользуясь услугами. Для Евросоюза является нормальной практикой участие в референдумах тех, кто даже гражданства страны не имеет, но живет в ней несколько лет. Они имеют право голосовать даже за местную власть. Подобная практика есть и в Израиле. У палестинцев нет израильских паспортов, но они живут там, платят налоги и выбирают местную власть. И это выборы, а для повестки дня референдумов это тем более актуально», - объясняет А. Якубин.

Есть и еще один процентный барьер. Региональные плебисциты смогут инициировать как местные органы власти, так и местные жители. В течение 60 дней после выдвижения темы референдума инициативная группа будет собирать подписи местных избирателей и сможет запустить процедуру, если их наберется не меньше 10% от зарегистрированных. Для небольшого поселка это задача простая, но не для городов-миллионников.

«В больших городах это требование может усложнять сбор подписей. Но, судя по процедуре, это реалистичнее, чем для проведения всеукраинского референдума, - говорит Якубин. - На местном уровне все же можно собрать 10% желающих. Например, если решать вопрос о том, нужно ли делать свалку или строить школу, местные жители могут обеспечить подписи».

То есть, минимальный порог по сбору подписей и по явке сразу повышает требования к уровню вопроса. На мелкие не стоит и размениваться.

Важно

Быстро не получится

У украинцев будет время переварить законотворческую инициативу. Хотя президент и призвал Раду разработать и принять закон, с ним спешить не будут.

«После общего обсуждения мы планируем выехать непосредственно в некоторые территориальные громады местного, сельского уровня. Мы хотим попасть в июне на заседание Венецианской комиссии, чтобы получить ее заключение. Опять же, хотим обсудить его с посольством Швейцарской Конфедерации, чтобы еще и они проанализировали этот законопроект. И только после того, как учтем все и получим ряд юридических экспертиз, сможем педалировать этот законопроект», – объяснил вице-спикер ВР Руслан Стефанчук.

Но если для страны в целом это осязаемая перспектива, то для отдельных районов Луганской и Донецкой областей, которые неподконтрольны Украине, местные референдумы будут невозможны даже в течение трех лет после того, как вернутся под украинскую юрисдикцию. Такие нормы предусмотрены в законопроекте. Среди условий возврата значится обеспечение безопасности граждан после полноценного разоружения, демилитаризации и реинтеграции в соответствии со стандартами ООН и ОБСЕ. А по оценкам вице-премьера-министра по реинтеграции Алексея Резникова, только разминирование там может затянуться на 25-30 лет.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых