67

Олигархи в законе: самых богатых украинцев планируют вносить в реестр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и Факты в Украине 09/06/2021
Олигархи в законе: самых богатых украинцев планируют вносить в реестр
Олигархи в законе: самых богатых украинцев планируют вносить в реестр Скриншот

Признание влияния 

Перед официальным появлением законопроекта в Совете нацбезопасности и обороны, где над текстом и работали, говорили о том, что держат на примете 13 персон. Соответственно, в тексте ждали вполне конкретной формулировки понятия «олигарх», которое в Украине сейчас используется как жаргонизм. На деле, критерии получились довольно размытыми. Прописали четыре, и наличие трех из них может стать основанием для того, чтобы богатого и влиятельного человека отнесли к олигархату. 

Первый - участие в политической жизни. То есть, человек занимает высокую должность в системе власти: президент, премьер, министр, глава СБУ или НБУ, руководитель госоргана, нардеп. Также это касается и связанных с ними лиц. Участием в политической жизни также можно считать финансирование политпарии, руководящую в ней должность или финансирование каких-либо политических акций. 

Второй - серьезное влияние на СМИ. Значит, что человек является бенефициаром или контролером медиа. Возможно, до введения закона в силу он передаст дела связанному лицу или человеку с небезупречной репутацией. Но это тоже не выведет его из-под этого признака. 

Третий - наличие в собственности компании, которая является субъектом природной монополии или занимает монопольное положение на общегосударственном товарном рынке. 

Четвертый - наличие активов, превышающих 1 млн прожитминимумов для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января. Сейчас это 2,27 млрд грн. 

Сочетание признаков может варьироваться произвольно. Например, можно не быть богатым, влиять на СМИ и владеть естественной монополией, но не финансировать партию. Если из трех критериев оценки останется два, из когорты олигарх выпадет, но след останется. Почему останется, становится ясно из порядка контроля олигархического сообщества. 

Над текстом работали в СНБО, поэтому заложили туда нормы под себя. Именно в СНБО будут принимать решение, является ли тот или иной человек олигархом. Выносить вердикт будут на основании представления любого из таких органов, как Кабмин, Нацбанк, СБУ, Антимонопольный комитет. Или на основании представления члена СНБО. Решение Совета своим указом закрепит президент. 

Богач реестровый 

СНБО будет вести реестр олигархов – открытую базу данных, где будут отображаться: фамилия, имя и отчество олигарха, данные о документе, на основании которого он внесен в реестр, и о документе, на основании которого он из реестра выбыл. Это как раз тот след, который тянется за присвоенным статусом. Также в реестре будет раздел о контактах олигарха с представителями власти. 

Последствия внесения в реестр для олигарха не так страшны, как толковали в ходе подготовки законопроекта. Изначально эксперты полагали, что будет запрет баллотироваться, нормы о возможной экспроприации. На деле последствий у статуса три: нельзя покупать и быть бенефициаром покупателя объектов большой приватизации; запрещено финансировать политпартии и делать взносы; нужно подавать ежегодную электронную декларацию. 

«Олигарху необходимо подавать декларацию, как и еще 1,5 млн человек. Он не может принимать участие в приватизации, но эта цель достигается через цепочку связанных компаний. Нельзя финансировать политпартии, а я не знаю примеров, когда олигархи напрямую их финансируют. Все эти ограничения создают образ легкой токсичности для этих фигур, но не более того. Правда, дают власти инструмент опровергнуть приватизационную сделку, атаковать представителя крупного бизнеса, например, за неподачу декларации. Но это не возвращает деньги в госбюджет, не останавливает коррупцию», - говорит директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК. 

Едва ли олигархов напугают нормы об обязательных электронных декларациях - еще и в связи очень символической ответственностью за нарушения. За несвоевременную подачу - штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов (850-1700 грн). Неподача декларации вовсе – уголовная ответственность (ст. 366-3 Уголовного кодекса): штраф 42,5-51 тыс. грн или общественные работы от 150 до 200 часов.  

Есть нюансы - и с декларированием контактов. По нормам законопроекта, встречу и общение, как с самим олигархом, так и с его представителями должны декларировать в реестре президент, министры, премьер, вице-премьер, нардепы, генпрокурор, уполномоченный по правам человека, руководство НБУ, СБУ, АМКУ, Счетной палаты, СНБО и ЦИК, судьи, главы местных администраций, военнослужащие ВСУ с высшим званием, госслужащие категории «А». Но ответственность за неподанную декларацию разнится. Например, членов Высшего совета правосудия, глав СБУ и Нацбанка, директоров ГБР и НАБУ, омбудсмена и некоторых других высокопоставленных лиц за это могут уволить. А вот членам Кабмина грозит лишь дисциплинарная ответственность, а нардепам и президенту - вообще ничего. 

«Многие такие встречи настолько непубличные, что чиновники разных групп могут норму обходить. Есть доверенные лица, которые не будут значиться в реестре. Они и будут встречаться с чиновниками», - констатирует кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН. 

Дело в том, что олигархов будут вносить в реестр, а вот нормы под их доверенных лиц не прописаны. Кроме того, вносить декларацию о контактах можно будет в течение суток, то есть, данные можно подать только в том случае, если дело запахнет жареным.  

Зачем закон? 

«Нужны меры по борьбе со взаимопроникновением большого бизнеса и большой политики. Это можно по-разному называть и в разных формах предлагать инструменты борьбы. Проблема именно в этом, когда за счет политического влияния крупные компании получают сверхприбыли. Именно с этим нужно бороться. Олигархи – это верхушка айсберга. В законопроекте есть элементы пиара и популизма – политика есть политика. Но хотя бы с этого нужно начинать», - говорит политолог Владимир ФЕСЕНКО. 

Законопроект, по мнению немалого количества политических экспертов и юристов, выходит за сложившиеся правовые рамки. Настолько, что в результате реализации некоторые ждут шквала исков по всем инстанциям, вплоть до Европейского суда по правам человека – по аналогии с последствиями люстрации.  

«В случае с люстрацией всем занималось Министерство юстиции, и это было одной из претензий Европейского суда по правам человека. Там говорили, что раз человека люстрировали, то где это можно оспорить? Нет независимой инстанции, кроме суда, где это можно сделать. Сейчас закладывается похожая ситуация», - объясняет А. Якубин. 

Порядок присвоения статуса мы описали выше: представление госоргана, наделенного такими полномочиями, решение СНБО и указ президента. Снять статус, по идее, можно по той же модели. Но трудно даже представить, что олигарх будет подавать официальный запрос, например, в СБУ, объяснять, что на самом деле он соответствует только двум из трех критериев и подтверждать это официальными документами. 

В связи нетрадиционным вариантом борьбы, в законопроекте заложен предохранитель – временный порядок предлагаемых мер: закон, если будет принят в нынешней редакции, будет действовать только десять лет. То есть, в случае упреков можно апеллировать к тому, что мера не является постоянной. Зато труднее спорить с другим упреком – об избыточных функциях СНБО.  

«В СНБО, на мой взгляд, возникает конфликт интересов, поскольку и председатель Верховной Рады, и президент, и другие высокопоставленные входят в состав СНБО, - указывает на еще один риск спикер ВР Дмитрий Разумков. - И если мы говорим гипотетически, что есть какой-то председатель Верховной Рады, который как-то связан с олигархами, или любой другой чиновник - премьер-министр, министр – то вряд ли он будет поддерживать идею включения такого лица в вышеупомянутый список, и это будет откровенным конфликтом интересов при принятии того или иного решения, и тем более при рассмотрении таких вопросов». 

Однозначно законопроект еще будут дорабатывать. И работа будет сложной. В случае излишней мягкости норм можно выхолостить идею деолигархизации полностью. А при излишне жестких -  получить решения судов о компенсации, и тогда государство Украина еще будет вынуждено доплачивать олигархам за присвоение им статуса. Владимир Зеленский тем временем предупредил, что если не получит поддержку парламента при принятии закона, то будет искать ее у общества и вынесет вопрос на всеукраинский референдум. 

А в это время

Три стадии принятия

На законопроект, сразу после публикации текста, успели прямо или через своих представителей отреагировать сразу три человека, которых многие называют олигархами. Если вспомнить пять стадий принятия: отрицание, гнев, торг, депрессию и, собственно, принятие, то каждый из них ярко продемонстрировал по одной из них. 

Пресс-секретарь Рината Ахметова Анна Терехова сообщила, что все его бизнес-активы и медиаресурсы «приобретены законным путем и работают прозрачно». Он инвестор и олигархом себя не считает. 

В пресс-службе политсилы «Европейская солидарность» отметили, что по нормам законопроекта олигархами станут те, кто не нравится лично президенту, и Петр Порошенко «в этом списке находится на первой позиции».  

Игорь Коломойский в своем комментарии журналистам сказал, что морально готов попасть в список олигархов и не видит ничего страшного, если последствия будут такими, как прописаны в нынешней редакции законопроекта. 

«Но мое нынешнее «готов» не распространяется на следующие редакции», – отметил Коломойский. 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...