aif.ru counter
107

Где прячут сокровища украинских музеев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты в Украине 19/05/2010 Сюжет Криминал

В наше меркантильное время походы по музеям не в моде. Особенно непопулярны среди широких масс музеи классические, где строгие экскурсоводы сурово поучают - руками не трогать, не прислоняться, смотреть издалека. Зато интерес «черных» любителей живописи и старины, в том числе и зарубежных, к таким тихим обителям искусства все возрастает.

Картина или жизнь?

За искусство, хранящееся в музеях, в мирное время даже проливают кровь. Воры, которые «чистят» музеи, - дерзкие, ради дорогостоящих картин способны на все. Жуткая история произошла в 1992 году. Вооруженные преступники во время похищения работ Яна Матейко и Артура Гротгера во Львовской картинной галерее заст-релили искусствоведа Дмитрия Шелеста и замдиректора Ярослава Волчека. Преступление, которое считают за-казным, не раскрыто. А украденные картины якобы со временем мелькали в одном из западных каталогов.

В Черниговском художест-венном музее, к счастью, обошлось без жертв. Но преступники делали набеги на это хранилище искусства три года подряд - в 1996-м, 1997-м и в 1998-м. Только в 1997-м у них на пути встал охранник, которого связали, но, слава богу, не лишили жизни. Человек родился в рубашке, ведь воры были вооружены. Стоимость почти двух десятков картин, похищенных за эти три года, - около 1 млн долл. Правоохранители смогли раскрыть лишь последнее из этих преступлений. Воров поймали, когда те пытались продать краденые полотна. То, что эти три набега на музей взаимосвязаны, не доказано. Хотя даже простая логика подсказывает - была система.

Яготинский художественный музей обворовали в 2006 году. На сей раз «любители искусства» проникли в музей, распилив на окнах решетки. Благо, темно было не только возле музея, но и во всем городе. Там, говорят, после полуночи отключают все уличное освещение. Украв 33 картины (среди них - работы Т. Яблонской и Н. Глущенко), они 6 потеряли по дороге и скрылись. Судьба остальных полотен до сих пор неизвестна.

Мистический след Караваджо

Но, пожалуй, самой резонансной, наглой, запутанной и мистической стала кража в июле 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства картины Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды». А потеря этого полотна - огромный урон для Украины. Эксперты оценивают картину примерно в 100 млн долл. По предположению одесских сыщиков, «работал» вор-одиночка. Забравшись через окно в музей, он вырезал холст из рамы и спокойно «ушел» через крышу. В музее не было никакой системы охраны, даже решетки на окнах не стояли. А сторожил здание с художественными сокровищами всего лишь один охранник.

Примечательно, что в тот же день в Харькове был убит известный коллекционер живописи Николай Пономаренко, которого знающие люди считали чуть ли не единст-венным в Украине экспертом, способным оценить подлинность работ великого итальянца. Правда, когда тело коллекционера нашли, в убийстве вроде бы сознался один из его молодых коллег. На преступление он пошел якобы из-за долгов - убитый дал ему взаймы крупную сумму денег. Но как все совпало во времени!

А недавно директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский сообщил на пресс-конференции, что след украденной картины он обнаружил на одном из московских интернет-аукционов. «Я посмотрел и ужаснулся: на этом сайте была репродукция картины «Взятие Христа под стражу», - сказал он. - Там же было сообщение, что продают ее за 60 млн руб. А это - около 2 млн долл.». Смехотворная цена для такого шедевра. Явно ворованный «товар». Г-н Островский об этом сообщил в СБУ. Так что есть надежда на возвращение полотна.

Украденное - на карандаш

В том, что воры произведений искусства активизировались, уверен председатель Госслужбы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины Юрий Савчук. По его словам, за последние 10 лет из украинских музеев, фондов и частных коллекций украдено в 10 раз больше культурных ценностей, чем за предыдущее десятилетие. А количество обворованных музеев выросло вдвое. Он подчеркнул, что все чаще преступники нападают на небольшие народные музеи, расположенные в маленьких городках и селах. Именно такие выставочные залы очень плохо финансируются, вся охранная система нередко состоит из одного амбарного замка. Беда и в том, что во многих таких музеях нет каталогов экспонатов, в которых должны быть их фотографии и подробное описание. А это сильно затрудняет поиск.

Чтобы упростить работу сыщиков и знать все украденное «в лицо», в марте 2010 года Госслужба контроля за перемещением культурных ценностей через границу Украины при поддержке гильдии антикваров издала каталог украденных за последние 10 лет художественных ценностей. В нем более 1 тыс. предметов. Это не только работы художников, но и скульптуры, монеты, книги редких изданий и другие похищенные ценные раритеты. Экземпляры этой книги передали на таможню, в МВД, в службу внешней разведки и в МИД.

Кроме картины Караваджо, в перечень попали достаточно ценные экспонаты. В частности, пейзаж и натюрморт Альберта Эрдели, похищенные в 2004 году из част-ной коллекции в Ужгороде (цена - около 150 тыс. долл.). Попали в список и две картины Ивана Айвазовского с морскими пейзажами, украденные в 2006 году из частной коллекции во Львове (стоимость - около 150 тыс. долл.). Есть в нем и три полотна, похищенные в 2009 году в музее изобразительного искусства имени И. Буханчука в с. Кмитов Житомирской обл. Две работы Татьяны Яблонской и одна Василия Непийпиво стоят не менее 30 тыс. долл.

Среди украденных раритетов есть и деньги - коллекция монет Золотой Орды, которая в 2006 году исчезла из одной из частных коллекций столицы, и серебряный петровский рубль, пропавший в 2002 году из Путивльского краеведческого музея.

  КОМПЕТЕНТНО 

По мнению профессора, завкафедрой социокультурной деятельности и внешнекультурных связей национальной академии руководящих кадров культуры и искусства Валентины Скнарь, для лучшей сохранности экспонатов в наших музеях надо позаботи-ться не только о физической охране фондов, но и тщательнее вести каталоги ценностей, а также ввести в штат юристов. Ведь с «помощью» безграмотно составленного договора коллекцию можно увезти для показа за границу, а обратно забрать не удастся.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых