920

Кто тянет резину. Почему в столичных дворах убирают с цветников шины

Кто тянет резину. Почему в столичных дворах убирают с цветников шины
Кто тянет резину. Почему в столичных дворах убирают с цветников шины Сегодня

Некоторые киевляне болезненно воспринимают то, что в их дворах коммунальщики убирают шины, служившие и защитой от парковок на газонах, и декором для цветников и детских площадок. Чем мешают покрышки городским службам?

Более сотни вредных веществ

Приступая к работам по весеннему благоустройству, коммунальные службы первым делом начали вывозить из дворов старые шины, которые использовались не один год в качестве ограждений и своеобразного декора. Пока что нет полной информации, но известно, что, например, в Дарницком районе только за один день, 23 марта, убрали 300 покрышек, а в Святошинском за 5 дней только в одном микрорайоне – 2 600, а всего по району – более 4 тысяч. Активизировались в этом плане и в Деснянском районе. Говорят, скоро к этой акции подключится весь город – есть такое поручение от мэра Виталия Кличко.

Чем мешают городским властям старые шины? Оказывается, отработанные автопокрышки сильно вредят как экологии, так и человеку. Ведь в их составе - более 120 вредных химических веществ, многие из которых - мощные канцерогены. Это вещества и факторы, значительно повышающие риск онкологических заболеваний.

Почему шины массово стали появляться в наших дворах? В Национальной Экологической Раде Украины объясняют, что транспортным компаниям невыгодно платить за утилизацию, пусть даже немного, но это деньги из своего кармана. И они нашли выход: начали договариваться с жильцами о бесплатной отгрузке шин в их дворах. Люди благодарили за эту «благотворительность», и с помощью шин благоустраивали свои дворы. Некоторые даже красили их в веселые расцветки. Получилось живенько и с выдумкой. Но мало кто из них знал, что еще 20 лет назад Международное агентство по изучению раковых заболеваний опубликовало монографию об огромном вреде производства шин и о серьезной угрозе от них экологии и здоровью людей во время эксплуатации. Вред не меньше, чем от выхлопных газов автомобилей. На магистралях, кроме выбросов отработанных газов, транспортный поток создает облако пыли, в котором 60 % микрочастиц, образованных в результате стирания автомобильных шин при контакте с дорожным покрытием. Опасность изношенных шин объясняется токсичностью материалов, из которых они изготовлены, и более чем сотней химических веществ, выделяемых в окружающую среду при определенных условиях (движение, трение, высокая температура и т.д.).

«Автомобильные покрышки представляют собой серьезную экологическую проблему, вещества, которые используются при производстве, переработке и утилизации их, очень токсичны. Вредные вещества, которые выделяются при разложении шин, намеренном сжигании или случайных пожарах сильно загрязняют воду, воздух и почву. Вопрос с утилизацией отработанных автомобильных шин на законодательном уровне у нас давно решен, выделены даже специальные места для складировании их, однако и после этого продолжился незаконный сброс их в наши дворы, что наносит огромный урон экологии и человеку», - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков.

150 тонн покрышек в год

Как должны утилизироваться старые шины? На специальном оборудовании покрышку разрезают, отделяя металлический корд от резины, которую потом измельчают в специальных барабанах. Полученная крошка идет на переработку. Но таких мощностей у нас очень мало. Поэтому чаще задействуется менее гуманный для природы и человека способ, при котором покрышки сжигают во вращающейся печи. И в течение 20 минут, пока горит шина, в воздух выбрасывается целый букет отравляющих веществ. При чем, как утверждают экологи, в большинстве случаев сжигание шин происходит несанкционированно, без разрешений и хотя бы минимального уровня очистки выбросов, в результате чего в атмосферу поступают вещества от первого до третьего классов опасности: бенз(а)пирен, бифенил, свинец, полициклические ароматические углеводороды, бутадиен, стирол, диоксин, фуран, антрацен, флуорентан, пирен и другие. Особенно опасны бифенил и бенз(а)пирен - это сильнейшие канцерогены, серьезно атакующие окружающую среду и человека.

Учитывая то, насколько массово отработанные шины в последнее время заполонили нашу жизнь, Национальная Экологическая Рада Украины  несколько лет назад обратились в Кабмин, в профильный Комитет Верховной Рады, в КГГА с требованием забрать их с детских и спортивных площадок и дворов, виновных в том, что эти опасные шины оказались возле наших домов, привлечь к ответственности, а сами шины утилизировать, как это предусмотрено законодательством. Похоже, что акция по сбору шин, которая сейчас проходит в Киеве, и есть ответ на это обращение.

«Мы сами себе создаем проблемы со здоровьем. Ведь использование автомобильных шин пагубно воздействует на здоровье человека и окружающую среду. Поэтому детей нужно оградить от контакта со смертельно опасными канцерогенами. Родители могли бы провести у себя во дворе субботник, выкопать все изношенные покрышки, заставить коммунальные службы сдать их в утиль. А на освободившемся месте лучше посадить цветы, деревья или кусты. Лучше жить среди живой природы, а не устраивать себе и своим детям добровольную газовую камеру. Сделайте это, и вы увидите много преимуществ. Главное из них – то, что вы и ваши родные перестанут часто болеть, у них окрепнет иммунитет, а у малышни на щеках появится здоровый румянец», - призывает А. Чистяков.

В Украине ежегодно накапливается около 150 тыс. тонн использованных автопокрышек. Но, по статистике, только 8% из них попадают на утилизацию, остальные выбрасывают на нелегальные свалки или сжигаются в нарушение закона. А некоторые «колеса» оседают в наших дворах как бомбы замедленного действия для экологии, так и для людей.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Loading...

Топ 5 читаемых