124

Классный учитель: что хорошего дали украинцам школьные педагоги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты в Украине 31/03/2021
Классный учитель: что хорошего дали украинцам школьные педагоги
Классный учитель: что хорошего дали украинцам школьные педагоги скриншот c Одноклассники

От надбавки до штрафа

Мы часто из соцсетей или из СМИ узнаем о резонансных конфликтах учителей с учениками и с их родителями. В феврале этого года в Буче под Киевом учитель физкультуры решил проучить школьника за то, что он выключил свет в спортзале. По его заданию старшеклассники наказали ребенка, взяв на руки и начав раскачивать. Но у одного из школьников ослабла рука, и «провинившийся» ученик упал, ударившись головой о пол. На упавшего обратили внимание только когда он начал кричать от боли. Пострадавший подросток чувствует себя нормально, а учителя на время расследования инцидента отстранили от работы.  В конце прошлого года в одной из киевских гимназий учительница схватила ученика третьего класса за ухо и оттащила его из-за парты к стене, где он должен был стоять в наказание за плохое поведение. Что предшествовало этому – история умалчивает, но распускать руки в любом случае нельзя.

Однако пострадавшая сторона – не всегда только ученики. Например, в селе Борщевка Тенопольской обл. в конце 2020-го жертвой буллинга стала учитель украинского языка и литературы. Восьмиклассник  длительное время обзывал ее нецензурными словами и всячески унижал, срывая уроки. Инцидент расследует полиция. Если вина школьника будет доказана, его родителям придется заплатить штраф в размере 1700 грн.

Кстати, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 2279 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения защиты педагогических, научно-педагогических и научных работников». Он предполагает увеличение штрафов за унижение чести и достоинства учителей, выраженное в неприличной форме, преследования, психологическое или физическое насилие и угрозы педагогам - до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или до 5100 грн.

Но вряд ли из-за роста штрафов в школах не будет недоразумений и ЧП. Будут и ЧП, и разного рода скандалы. Однако мы забываем о том, что это – единичные случаи, которые потому и становятся обсуждаемыми, что не везде, да и не каждый день происходят. А кропотливый труд учителей остается за кадром. Правда, в целом отношение к учителям в нашем обществе, мягко говоря, - не очень уважительное. И даже надбавка к зарплате за престижность педагогического труда (ее размер от 5 до 30%) не превращает его в престижный в глазах общества. Есть у нас даже те, кто без образования и профессии получают легкие и быстрые деньги и откровенно смеются над учителями. Таких людей немного, но их голоса слышны.

Возможно, поэтому Министерство образования и науки Украины совместно с финским проектом «Учимся вместе» проводит кампанию «Скажи спасибо учителю». Цель ее – рассказать о важной роли, которую педагоги играют в жизни своих учеников - словами тех, кто когда-то сидел на их уроках за партами. Мы тоже поинтересовались у взрослых людей, чем им запомнились их школьные учителя.

Нелюбовь с первого урока

Английский шахматист Уильям Артур Уорд говорил: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся – показывает, а великий - вдохновляет». Но, пожалуй, есть и такие учителя, которые не укладываются в эту шкалу гроссмейстера.

«Я училась в столичной школе №212, - говорит киевлянка, психолог Татьяна ЧЕРНАЯ. – И часто вспоминаю свою учительницу математики Майю Иосифовну Шейнину. Скажу честно, я не отличалась старанием в учебе и не срывала звезд с неба. Взаимоотношения с этой учительницей у меня были достаточно сложные. Я невзлюбила ее с первого урока. Она же справедливо считала меня лентяйкой. Я не воспринимала ее объяснения и при любом удобном случае пыталась нарушать дисциплину. Однако, как ни странно, именно она «зародила» во мне любовь к математике. Да, я не слушала ее объяснений на уроке, но, приходя домой, самостоятельно разбиралась с темами, и это было непросто. Майя Иосифовна была уверена в том, что я материал не знаю и списываю, поэтому всегда больше «тройки» мне не ставила. Да, конечно, я списывала. Но только со своих шпаргалок, а не из чужих тетрадок. У меня тогда было чувство, как будто меня недооценили. Я помогала своим подружкам решать задачки, а Майя Иосифовна была уверена, что я у них списываю. Мое противостояние с этой учительницей выработало во мне замечательное качество – умение разбираться в сложных темах самостоятельно. Благодаря ей я без посторонней помощи смогла поступить в КПИ и получить техническую специальность. Я всю жизнь себя считаю себя «технарем». До сих пор великолепно знаю алгебру и геометрию, и у своих детей я - настоящий репетитор. Решение математических задач помогает мне выйти из депрессии, быстрее преодолеть плохое самочувствие».

Спустя годы, продолжает Татьяна, получив вторую профессию - психолога, она поняла, что эта строгая учительница была ее вдохновителем. Она даже не сомневается, что педагог знала о ее способностях, но не давала ей расслабиться. Ведь то, что легко дается - не ценится.

Счастливый биллет

Есть люди, для которых воспоминания о школе и об учителях – как яркие лучи из прошлого, которые согревают и во взрослой жизни.

«Когда мы перешли в пятый класс, первая эмоция от встречи с классным руководителем была - недоумение, - рассказывает киевлянка, эксперт по детской безопасности Яна ЖИРНОВА, которая в свое время училась в школе №1 г. Носовка Черниговской обл. - Учитель выглядел абсолютно своим, не было костюма, указки, нахмуренных бровей, строгого голоса. Он начал разговор с нами, будто знал нас тысячу лет. Это сейчас я уже понимаю, что у него к тому времени был уже достаточно большой опыт ведения классов, и он знал, как с детьми надо общаться. Моего классного руководителя с 5 по 9 класс зовут Фурса Валерий Михайлович. Он преподавал географию, изучал минералы и горные породы, писал песни и стихи, играл на гитаре, фотографировал, ходил в походы. Мы обходили с ним всю нашу Носовку, пересмотрели все реки, переискали все возможное камни, переслушали всех птиц. Мы узнавали, открывали вместе с Валерием Михайловичем этот большой непонятный нам мир. И учились чувствовать его, любить и заботиться о нем. Когда мы сидели в классе, рассматривали каждый камешек из коллекции учителя, ловили блики солнца на гранях и слушали истории учителя о каждом из них, - это невероятно теплые воспоминания, которые я пронесу через всю жизнь и обязательно расскажу о них свои детям. Валерий Михайлович почти никогда не повышал голос. И так говорил, что его слова брали за душу. Он потом выходил, а ученики еще долго задумчиво сидели из-за точного попадания в сердце. Мы знали, что с чем угодно можем обратиться к Валерию Михайловичу, и он всегда выслушает и что-то подскажет. Он никогда не пытался дать нам понять, что важнее нас. Превосходства, насмешек, унизительных поучений и всего того, из-за чего дети превращаются в несчастных ежиков, не было у нашего классного руководителя. А если еще у Валерия Михайловича была с собой гитара, то, обсев его со всех сторон, мы могли затянуть «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно». Мы могли не бояться учителя, а быть с ним на одной волне».

Инфографика АиФ в Украине
Инфографика АиФ в Украине Фото: АиФ в Украине

А в два последних года учебы в школе, по словам Яны, их классу снова выпал счастливый билет – классным руководителем стал преподаватель физики Юрченко Сергей Константинович. Он не выходил из себя, даже в сотый раз объясняя тему - пока ее не поймут абсолютно все. Прекрасно играл на многих музыкальных инструментах и вместе с детьми устраивал феерические школьные концерты, из-за которых многие полюбили сцену и перестали бояться выступлений на людях. От него школьники получили уважение к людям, открытость, уверенность в себе, благородство и взвешенность в поступках.

«Эти учителя вспоминаются, как дорогие и близкие люди из детства, которые провели нас через школьные годы, держа за руки, и незаметно натягивали струны наших детских душ, - резюмирует собеседница. – Их наставления, беседы и уроки запомнились на всю жизнь».

Бестселлер по физике

Наверное, мало кто в школе любит физику – тяжелый и не всем понятный предмет. Но одесский учитель-видеоблогер Павел Виктор доказал, что и уроки физики могут быть увлекательными. В течение последних шести лет педагог записывал видеоуроки для школьников в видеоблоге. Сейчас у него уже 732 тыс. подписчиков. Его YouTube-канал содержит более 700 видеоуроков - это полный курс физики для 7-11 классов.

Свои уроки он решил издать в виде книг. Первая книга «Физика. Основы и механическое движение» стала бестселлером, за три месяца было продано более 8,5 тыс. экземпляров. А в мае должна выйти в печати вторая книга Павла Виктора «Физика. Молекулярное строение вещества и тепловые явления». Книги изложены доступным языком, и даже такие разделы, как термодинамика, молекулярно-кинетическая теория, свойства пара, жидкостей и твердых тел – понятны и интересны. Автор видеоуроков сохранил баланс между простотой изложения материала и точностью в описании физических явлений. Это поможет легко усвоить материал не только школьникам, но и студентам технических вузов.

Эти книги дополнены QR-кодами, с помощью которых читатель может перейти к соответствующему фрагменту видеоурока и посмотреть демонстрацию опыта или работу физического прибора. Видеоуроки Павла Виктора стали неоценимыми помощниками при дистанционном обучении во время коронавируса.

Где ждут педагогов?

Сейчас на сайте Jooble доступно около 2 тыс. вакансий учителей, большинство которых сосредоточены в городах-миллионниках, где есть немало возможностей найти работу.

«Около 35% всех предложений о работе для учителей касаются репетиторства по иностранным языкам, - говорит руководитель направления по работе с партнерами международного сайта по трудоустройству Jooble Елена КИРИЛЬЕВНИНА. – Во время дистанционного обучения родители, очевидно, видят особую потребность в дополнительных занятиях для своих детей, поэтому вакансий репетиторов много. Чаще всего ищут специалистов для преподавания английского, немецкого и французского языков».

Что касается поисковых запросов о работе учителем, то, отмечает Е. Кирильевнина, в Jooble активность соискателей в марте уменьшилась на 53% по сравнению с январем и на 33% - по сравнению с февралем. С начала года учителя искали работу чаще всего также в крупных городах - Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепре. Их запросы касались, прежде всего, работы учителем начальных классов, физкультуры и английского языка.

Мнение

Думаю, это люди с детскими травмами

- Иногда говорят о том, что у нас якобы процветает негативное отношение к учителям. Мне кажется, что его формируют отдельные родители, которые проголосовали бы за то, чтобы им передали 35% учительской зарплаты во время дистанционного обучения. Имею в виду ту странную петицию. Видела ее на сайте президента. Проголосовавших за нее – чуть больше 100 человек. Это они - те люди, которые пытаются очернить педагогов. Они есть и в группе «Батьки SOS» в Facebook. Думаю, причины у них для такой позиции какие-то есть. Может быть, эти люди встретили на своем пути учителей, с которыми у них не сложились отношения. Возможно, даже педагоги нанесли им психологические травмы - которые, мы же знаем, могут испортить человеку всю жизнь. Но не буду рассуждать о них, мне точно неизвестны истоки нелюбви к учителям у таких людей. Однако я знаю хорошо ситуацию в нашей школе, про это и расскажу.

Наша школа находится в сельской местности, и мы не видим плохого отношения к учителям ни со стороны родителей, ни со стороны учеников. Может быть все потому, что в селе люди хорошо друг друга знают, и сельская школа – как одна большая семья. Только один раз у нас была несколько напряженная ситуация – в начале этого учебного года, когда родителей не пускали в школу из-за карантина. А мы ведь всегда были открыты, секретов от мам и пап не было. Чтобы разрядить эту ситуацию, мы организовали возможность для родителей смотреть видео с уроков детей. Конечно, для этого оформили и подписали все необходимые документы.

Конфликтов у нас нет и в педколлективе. Учителя дружные, и родители во всем пытаются нам помогать. Вот недавно мы начали организовывать ресурсную комнату (пространство для развития человека и гармонизации его психоэмоционального состояния. – Ред.), так родители-фермеры сами предложили и купили для этой комнаты аквариум. А еще мы выиграли конкурс, и летом будем проводить всеукраинское мероприятие. Родители учеников об этом знают и уже говорят о готовности участвовать как волонтеры, помогать в организации.

Наверное, педколлектив и учителей с учениками сплотило то, что мы на нашем школьном автобусе много ездим по Украине. Если не в какой-то город отправляемся, то в какой-то уголок природы.

Я в свое время училась в школе в Бахчисарае, в Крыму. Вспоминаю с благодарностью учителя биологии Тамару Геннадиевну, которая приехала к нам преподавать сразу по окончании нашего симферопольского университета. Она нас очень заинтересовала биологией, мы с ней учились в Малой академии наук, много ездили. Как сейчас помню, Тамара Геннадиевна работала над темой о влиянии растений-фитонцидов на легкие. Она не повлияла на мой выбор профессии, потому что учителем я хотела быть с раннего детства. Но она показала, как важно не заставлять детей зубрить, а рассказывать все понятными словами и на примерах из жизни.

Людмила Куркурина, директор Черноземненской общеобразовательной школы Акимовского р-на Запорожской обл.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых