aif.ru counter
03.06.2019 20:27
1294

Искусство выживать. Устоят ли музыкальные школы под натиском реформы

Скриншот

Акция протеста под Министерством культуры, петиция на сайте Кабмина, обращения к президенту страны – такова реакция педагогов музыкальных школ, школ искусств и родителей одаренных детей на планы по реформированию эстетического образования, которое Минкульт намерен внедрить с нового учебного года. Почему предстоящие нововведения так взволновали общественность?

Когда меньше – не лучше

Реформирование школьного образования добралась уже и до эстетического обучения детей. В чем суть предлагаемых реформ?

«В 2017 году была утверждена новая концепция художественного образования, - сказала на пресс-конференции «Изменения в начальной художественном образовании: мифы и реальность» первый замминистра культуры Светлана Фоменко. -  Этот документ был зарегистрирован в Министерстве юстиции и в соответствии с ним разрабатывались другие документы».

Основные изменения, которые внесет реформа, по мнению работников музыкальных школ и школ искусств, - это положение об аттестации педагогических кадров и изменения в образовательных программах. Пока что утверждаются программы начального образования, на очереди – средняя школа.

Чем недовольны оппоненты Минкульта? В первую очередь, их возмущает то, что, согласно новой программе, будут существенно сокращены часы на изучение основных предметов. Если раньше по музыкальному инструменту было 2 урока в неделю, то после реформы останется 1-1,5 академических часа. То есть, если ребенок, который учится игре на фортепиано, скрипке, гитаре или трубе, раньше занимался с педагогом дважды по 45 мин. в неделю, то с внедрением реформирования занятия по игре на инструменте будут проводиться только 45 мин. и, максимум, еще плюс пол урока - 22,5 мин. Изучение сольфеджио, переименованного в музыкальную грамоту, уменьшится с 1,5 до 1 часа. То же самое и с музыкальной литературой, которая будет называться «Беседы об искусстве». А занятия в хоре, ансамбле и оркестре с 2 часов в младших классах и 3 часов в старших сократят до 1 часа в неделю для всех. Обучение вокалу вообще отменяется.

Соответственно меняется и нагрузка педагогов. На одну ставку учителя по специальности (изучению инструмента) теперь придется учить не 9 учеников, как раньше, а 12-18, по сольфеджио на ставку будет 18 групп по 10 учеников вместо 12 групп по 8-10 учеников, а по музыкальной литературе («Беседах об искусстве») - вместо 12 групп по 10 учеников будет 18 групп по 15 детей. Занятия в хоре, ансамбле и оркестре не предусматривают сводных репетиций.

Были школы – станут кружки?

Еще один важный момент: Минкульт дает право школам самостоятельно разрабатывать дополнительные программы занятий с одаренными учениками. Но за чей счет? Вопрос интересный. Обучение в музыкальных школах и школах искусств вообще-то не бесплатное и так. За учебу своего ребенка родители ежемесячно платят по 290 грн. А если детей в музшколах лишат необходимого минимума, то мамам-папам придется «докупать» дополнительные уроки в той же школе, чтобы юные таланты могли получить полноценное образование. Сколько дополнительные уроки будут стоить, пока неизвестно. Но, очевидно, из-за резонанса, который получила эта тема, в соцсетях и в некоторых СМИ предполагают, что придется доплачивать много до 5-8 тыс. грн. Это, конечно, преувеличение. Мало того, часть издержек на оплату даже дополнительных занятий могут взять на себя местные бюджеты. Но если даже вся финансовая нагрузка ляжет на родительский карман, то стоимость музыкального образования может подскочить у кого до 500 грн, у кого и до 1 тыс. грн в месяц. Иначе при том количестве уроков, которое останется с внедрением новой программы, музыкальные школы не смогут давать знания и навыки, необходимые для качественного начального профессионального обучения, как это было до сих пор, - они просто превратятся, по сути, в кружки.

Что касается педагогов, то перегруженность их большим количеством часов, чем раньше, вряд ли будет способствовать улучшению качества обучения. Но аттестацию их, в принципе, нельзя однозначно назвать таким уж плохим делом, поскольку она как раз будет стимулировать к профессиональному росту. Если, конечно, процесс не будет слишком забюрократизированным. И еще можно констатировать - все идет к тому, что  примерно 20-25% педагогов останутся без работы.

«Моя дочь учится музыке с большим интересом, по словам педагогов, она талантлива, - говорит Елена Топчий, мама девочки, которая учится по классу фортепиано в столичной ДМШ №22. – Дианка перешла во второй класс, впереди у нас еще длительный марафон. Мы не против платить за обучение больше, конечно, в разумных пределах. Но важно, чтобы при реформировании осталась та крепкая профессиональная база, которая есть в школе сейчас. Иначе, если у учителей будет огромная занятость, но мало уроков с каждым ребенком, придется бросать школу и идти к частным репетиторам. А не хотелось бы такого поворота событий».

Пока что в вопросе о внедрении реформы с 1 сентября этого года в музыкальных школах точка не поставлена. Педагоги планируют акции под Минкультом, их петиция на правительственном сайте стремительно набирает количество подписей (уже собраны более половины из необходимых 25 тыс.), да и президент пока не отреагировал на открытое письмо к нему. Есть надежда, что все же будут приняты компромиссные решения, которые не ограничат возможности талантливых детей, в том числе и тех, чьи родители имеют весьма скромные доходы, и не превратят музыкальные школы из очагов профессионального обучения в кружки.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Миллионы бабочек в Киеве: необычные фото природного явления

Топ 5 читаемых