aif.ru counter
20.09.2019 18:03
1876

Две большие разницы. Почему украинские дороги хуже европейских

Две большие разницы. Почему украинские дороги хуже европейских
Две большие разницы. Почему украинские дороги хуже европейских © / Валерий Христофоров / АиФ

Финансы и перевес

Справедливости ради надо сказать, что за последние два года у нас отремонтировали 6,8 тыс. км автомагистралей – беспрецедентно много. Но до того, чтобы привести в порядок все дороги – далеко. Согласно рейтингу украинских дорог в проекте «Автострада», составляемому на основании мнения водителей, хороших международных трасс у нас 41 % (3,3 тыс. км из 8,2 тыс.), национальных – 12 % (594 км из 4,8 тыс. км), а региональных – всего 8% (768 км из 9,9 тыс. км). Что у нас делается не так, как в Европе, что лишь небольшая часть магистралей - в хорошем состоянии?

«Это объясняется тем, что объемы финансирования у нас и в Европе – не сопоставимы. У нас финансирование происходит примерно на уровне 15 % от минимальной потребности. Правда, сейчас мы уже вышли по эксплуатации содержания дорог – на 41 % от научно обоснованного уровня. Поэтому наши дороги вынуждены выдерживать по 2-3 срока, предусмотренных между капитальными ремонтами, что и привело их к такому состоянию. Хотя наши технологии практически не отличаются от европейских. Материалы в основном импортные используются, щебень и песок – отечественные, к ним иногда бывают какие-то вопросы, но не всегда карьеры могут давать то, чего мы требуем. Тогда как-то выкручиваемся, и все равно подбираем такие материалы, чтобы все отвечало стандартам», - говорит первый зам директора ГП «Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. Шульгина» Анатолий Цинка.

Нормативная база по строительству и ремонту дорог, по словам эксперта, у нас не хуже, чем за границей. Вся техника, кроме асфальтобетонных смесителей – иностранная, в основном – производства Германии, чуть меньше – итальянских машин. Да и конструкции у нас аналогичны европейским. Все то новое, что сейчас делается на наших дорогах – ничем не отличается от европейского.

Но это не значит, что наши дороги, которые построены так же, как за границей, будут долго в таком же хорошем состоянии, как там. Ведь у нас не выполняются требования весовой нагрузки. В Европе если дорога рассчитана на нагрузку не более 11 тонн и на общий вес не более 40 тонн, то там все транспортные средства четко этого придерживаются. Потому что там знают: если поймают на нарушении первый раз – выпишут достаточно большой штраф, а на второй раз могут вообще отобрать лицензию или забрать ее на очень длительный срок. У нас с весовым контролем пока очень слабо, а поэтому - ремонтируй-не ремонтируй, дорога не выдержит расчетных сроков до капитального ремонта.

Спасут ли «бетонки»?

Может быть, панацеей для наших дорог станет бетонное покрытие? Первый участок такой дороги Днепр-Решетиловка у нас уже начали эксплуатировать. Согласно нормативам, если сроки службы между капремонтами асфальтобетонных дорог 9-12 лет, а цементобетонных – 18-23.

«Есть смысл строить цементобетонные дороги в том случае, когда строительство или ремонт их ведется там, где есть соответствующие местные материалы – например, рядом находится цементный завод. Там есть экономическая и техническая целесообразность для этого. Но если рядом есть асфальтобетонный завод и битумное производство, то строить жесткие дороги не будут ни в Европе, ни у нас. Ни один расчет не покажет, что это целесообразно», - считает А. Цинка.

Есть еще один аргумент в пользу того, где стоит строить бетонные дороги. Их, по словам эксперта, есть смысл укладывать на юге страны, где летом очень высокие температуры, плюс – там очень большая нагрузка на автомагистрали, поскольку там есть подъезды к терминалам, к перевалочным базам и т.д.

Есть и веский аргумент против укладки жестких цементобетонных покрытий – в нашей стране нет для этого подрядчиков, которые готовы браться за такие работы. Ведь для укладки цементобетонных покрытий нужна совсем другая техника, чем для асфальтобетонных, и она очень дорогая. Есть определенные сложности и с зимним содержанием таких дорог в течение первых трех лет - если не все будет выполнено, согласно технологическим требованиям, долго такая дорога не прослужит.

Кстати, на первой в Украине бетонной дороге на участке Днепр - Решетиловка начали наносить инновационную разметку. Как сообщает Служба автомобильных дорог в Полтавской обл., предполагается, что она обеспечит хорошую видимость при любой погоде и будет способствовать безопасности движения.

«На нашей бетонке Н-31 Днепр – Решетиловка применяем новейшие технологии при нанесении разметки. Мы первые в Украине, кто на цементобетонные покрытия наносит прочную ленту, функционирующую при любых погодных условиях, в том числе и в дождь, и в снег, и обеспечивающую необходимый уровень видимости», - сказано в сообщении.

Верхний слой этой ленты обеспечивает максимальное светоотражение, даже в условиях высокой влажности. Он сделан из прочного полимера и покрыт износостойкими керамическими шариками и противоскользящими деталями. Срок эксплуатации такой разметки намного больше, чем тех, что наносятся краской или пластиком.

Между тем, Украина готовится распределять финансы на следующий год, и в парламент уже поступил проект бюджета. В соответствии с ним, в 2020 году на возобновление дорог планируют выделить 74,4 млрд грн – это рекордная сумма, которая никогда раньше не выделялась на дорожную инфраструктуру. На 2019 год на дороги заложено 55 млрд грн. И если каждая бюджетная гривна, выделенная на ремонты дорог, будет под контролем, а по трассам не будут ездить перегруженные фуры, то есть надежда, что наши автомагистрали станут чуть больше похожими на европейские.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Comedy Wildlife Photography Awards-2019: самые смешные фото диких животных

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых