aif.ru counter
1651

Что ждет наших детей в новой школе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и Факты в Украине 06/09/2017

Стартовал новый учебный год. Пока дети отдыхали на каникулах, в Минобразовнаия и науки подготовили для них ряд нововведений, которые существенно меняют основные принципы школьного образования: первоклашки не будут бороться за хорошие оценки, дети будут меньше загружены домашними заданиями, даты каникул будут определять в школах, а учителя получат больше свободы в преподавании.

СЕМЬ ГЛАВНЫХ ШКОЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Без домашних заданий

В Минобразования и науки запретили задавать домашние задания ученикам первых классов. Загружать заданиями на дом начнут  только начиная со второго класса. Причем их выполнение в целом не должно занимать больше 45 минут. У третьеклассников выполнение домашнего задания не должно превышать 70 минут, а у учеников четвертого класса – не более 1,5 часа. Домашние задания не будут задавать в младшей школе на выходные, праздники и каникулы.

Кроме того, педагогам не рекомендуют перегружать младшие классы дополнительными заданиями из учебников и рабочих тетрадей, а также раскрасками, головоломками и так далее.

Оценки будут ставить не всем

Первоклассникам не будут ставить оценки по всем предметам. Их старания могут оценивать эрзац-заменителями в виде смайликов и звездочек. А для учеников 2-4 классов не будет оценок по музыке, трудовому обучению и рисованию. Но им будут ставить оценки по математике, естествознанию, чтению и украинскому языку.

Упраздняется также такое понятие как каллиграфия, хотя требование писать аккуратно и разборчиво не отменяется. Дети вначале будут учиться писать карандашом, вплоть до третьего класса. А затем учитель сам решит, когда ребенку можно начинать писать ручкой. В тетрадях первоклассников запрещено делать пометки красными чернилами.

Нет единого требования и по подписанию тетрадей. Теперь тетради можно подписывать в произвольной форме. А в заданиях аккуратные исправления самим ребенком не будут влиять на оценку. В младшей школе учителя больше не будут объявлять оценки учеников перед всем классом – о том, во сколько оценена контрольная, учитель скажет только ребенку и его родителям.

Вместо физкультуры – танцы и плавание

Минобразования и науки предлагает учителям заменять часть уроков физкультуры другими предметами. Но при условии, что они будут связаны с физической активностью и занимать до 1 часа в неделю. Это может быть хореография, ритмика, плавание и т.д.

Интегрированное обучение

Учителя теперь имеют право самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс, переносить темы уроков, увеличивать или уменьшать количество часов на изучение того или иного материала. А также они вправе проводить интегрированные уроки, объединяющие материал нескольких учебных предметов в один, к примеру, язык и литературу, математику и естественные науки. Цель таких уроков - не изложение максимального объема информации, а формирование целостной картины мира и повышение познавательного интереса учеников. Министерство также рекомендуют проводить нестандартные интегрированные занятия: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.п. Их может проводить как один учитель, так и два.

«На этих уроках учитель может организовать беседы, дискуссии по содержанию мультфильмов, чтение литературных текстов, публикаций в детской периодике, ситуаций, которые освещают в новостях и т.д., - сказано в рекомендациях Минобразования и науки. - А также это могут быть коллективные творческие проекты, встречи со специалистами государственных учреждений, экскурсии и т. д».

Даты каникул определят в школах

Теперь школы самостоятельно будут устанавливать график каникул. Он может зависеть от региональных особенностей, сезона или уровня заболеваемости. В общей сложности в течение учебного года ученики получат 30 календарных дней каникул. Дни, когда обучение будут прерывать по объективным причинам - карантин, температурный режим и т.д. - не будут считаться каникулами. А учебный год во всех школах должен закончиться до 1 июля.

И, кстати, учиться по субботам школьники больше не будут нигде.

Электронные версии учебников

Для учащихся 9-го класса будут доступны электронные версии школьных учебников. Все они идентичны бумажным, по которым тоже могут учиться 9-классники. Найти электронные версии учебников можно на сайте Института модернизации содержания образования. Это только начало. Уже в следующем году электронные учебники могут стать доступны практически для всех классов.

Активное внедрение инклюзивных классов

В любой школе могут быть созданы инклюзивные классы, в которых вместе со здоровыми детьми могут учиться и дети с особенными потребностями. Этому способствует то, что в этом году Минобразовнаия и науки упростило условия создания инклюзивного класса. Для этого родителям ребенка с особенными потребностями нужно только написать заявление в органы управления образования. И многие этим уже воспользовались. К примеру, в Киеве количество инклюзивных классов увеличилось по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза, теперь в столице инклюзивные классы есть в 52 учебных заведениях.

УЧИТЕЛЯ СЯДУТ ЗА ПАРТЫ

В связи с новшествами в школьном образовании, которые коснулись в основном младшей школы, 20 тыс. учителей младших классов должны пройти дистанционные и стационарные курсы переподготовки. Об этом рассказала министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

«Мы сейчас готовим дистанционный курс и все 20 тыс. учителей, которые будут обучать первоклассников в 2018-2019 учебном году по стране, пройдут смешанное обучение: часть обучения это будет дистанционный курс, который мы предложим в конце этого года, а часть - это будут очные тренинги».

На переобучение учителей начальных классов президент Петр Порошенко пообещал в 2018 году выделить 520 млн грн. А премьер-министр Владимир Гройсман инициировал техническое переоборудование начальной школы современными средствами образовательного процесса на 1 млрд грн.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ СТАРТОВАЛ

Пилотный проект «Новый стандарт начальной школы» в 2017/18 учебном году будет внедрен в 100 украинских школах, расположенных во всех регионах.

По словам министра Лилии ГРИНЕВИЧ, этот стандарт разработан на основе концепции «Новая украинская школа» и является частью масштабной реформы среднего образования.

«Этот стандарт влечет за собой очень много изменений, ведь это активно-познавательное исследовательское обучение, - считает Л. Гриневич.  - Это дети, которые не сидят за партой 4 урока, а двигаются, работают в группах. Это называется проблемно-поисковое обучение. Это другой стандарт, другие программы, другие методы обучения».

Чтобы приступить к работе по этому проекту, летом все учителя, которые будут участвовать в нем, прошли специальное переобучение и повышение квалификации. Предполагается, что со следующего года по новому стандарту будут учиться все дети Украины. Этому будет способствовать новый закон «Об образовании», который, возможно, будет принят парламентом на текущей неделе, с 4 по 8 сентября 2017 года. В первом чтении этот закон принят в октябре 2016 года.

МНЕНИЕ ГЛУЩУКА

Как бы не сгореть?

- Реформа в системе образования ставит новые задачи перед учителями, большинство из которых – с большим опытом (но немножко не тем, который нужен сейчас). Смогут ли наши педагоги перестроиться и работать в новом русле? Не помешает ли этому профессиональное выгорание?

А профессиональное выгорание - это состояние истощения личности, вызванное чрезмерными задачами, которые ставит профессиональная среда, и характеризующееся неверием в собственный профессионализм, физической и эмоциональной усталостью, чувством нереализованности. Кому из учителей не знакомо это чувство? Есть много советов, как минимизировать это явление, но системной работы по стороны государственного образовательного менеджмента для решения этой проблемы практически нет.

Попробую высказать свое видение решения данной проблемы, хотя, возможно, и испытываю жесткой критике коллег. Как известно, «клин клином вышибают» и «все познается в сравнении». Вот здесь и желательно учителя периодически выводить из привычных координат существования. Много говорится сейчас о выборе форм повышения квалификации, вот и предусмотреть стажировку на условно похожих профессиях. Что имею в виду? Почему бы, например, историкам не позволить повышать квалификацию путем труда экскурсоводами в музеях, географам - в туристических компаниях, биологам - в зоопарках или аквапарках, химикам - в медицинских лабораториях, учителям физического воспитания - в спортивных клубах?

Поверьте, физрук, который хотя бы на неделю попал бы на тренировку киевского «Динамо», получил бы больше впечатлений, чем за месяц сидения за партой в институте усовершенствования. Учитель истории, который бы, приехав из провинции, вел экскурсии по Киеву или Львову, тоже имел бы хороший материал для своих учеников.

Конечно, в этом плане может возникнуть много вопросов финансового и организационного характера, но позитива было бы еще больше.

Владимир Глущук, сотрудник Центра образовательных коммуникаций г. Подольск Одесской обл.

6 фактов о школе - 2017
6 фактов о школе - 2017 Фото: АиФ в Украине

ТОП-20 ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ СТРАНЫ

В последний день лета были названы имена педагогов, которые вошли в ТОП-20 лучших учителей Украины по версии Teacher Prize Ukraine 2017.

В конкурсе, призовой фонд которого 100 тыс. грн, приняли участи 632 педагога со всей Украины. Самыми активными оказались учителя начальных классов. Все участники конкурса изначально были номинированы учениками, родителями, коллегами, бывшими ученика (всего было названо 2,5 учителей). Главные критерии отбора – реальные результаты преподавания (достижения учеников), умение ладить с детьми, использование инновационных эффективных практик и кроме того – любовь к своей профессии.

«Сложностью в работе было найти номинированных и уговорить их принять участие в конкурсе, - рассказала глава жюри Зоя Литвин. - Сложно потому, что кто-то уже не преподает, кто-то скромничает и не считает себя достойным, кого-то нет в живых».

Цель конкурса - поддержать профессию учителя, сделать ее более престижной. Теперь, когда названа двадцатка лучших, осталось только выбрать победителя.

КИТАЙСКИЙ – В ТРЕНДЕ

В Украине планируют расширять изучение китайского языка на всех уровнях среднего образования - в начальной, средней и старшей школе. Этот вопрос обсудили во время встречи директора департамента аттестации кадров высшей квалификации и лицензирования Минобразования и науки Украины Андрея ШЕВЦОВА с руководством специализированных подразделений Главного управления Институтов Конфуция в Пекине.

Как сообщает пресс-служба Минобразования, в ходе встречи стороны рассмотрели конкретные вопросы разработки учебных планов и учебно-методических комплексов, адаптации учебных планов китайского образца к украинским стандартам, создания стандартизированных тестов по проверке уровня знаний.

Стороны также обсудили сотрудничество в сфере высшего образования и науки. «Чтобы улучшить и расширить наше сотрудничество, очень важным является создание в КНР новых украинских культурных центров, - отметил Андрей Шевцов. - Общаясь с китайскими коллегами, мы подчеркнули необходимость создания такого центра прежде всего в Харбине».

КТО КРАЙНИЙ В САД?

Мэр Киева Виталий КЛИЧКО пообещал справиться с проблемой очередей в детские сады столицы.

«В Киеве нужно построить еще около 20 детских садов, - сказал он. – Если три года назад очередь в детские сады Киева составляла более 15 тыс. детей, то за три года мы уменьшили ее до 5 тыс. И наша задача - чтобы через два года очереди в детсады в Киеве вообще не было. Это непростая задача. Чтобы его выполнить, нам нужно построить около 20 детских садов».

По словам градоначальника, к концу 2017 года в Киеве откроют 10 новых и реконструированных детсадов. Он также подчеркнул, что столичная власть возвращает в коммунальную собственность детские сады, помещения которых длительное время использовались не по назначению.

О КАНИКУЛАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

Несмотря на то, что отныне школы сами вправе определяться с датами каникул, местная власть будет давать учебным заведениям некоторые рекомендации относительно каникулярного календаря. И, скорее всего, в каждом регионе будут каникулы одновременно во всех школах.

В Департаменте образования КГГА уже обнародовали рекомендованные даты проведения школьных каникул в этом учебном году. Осенние каникулы чиновники советуют провести с 30 октября по 5 ноября, зимние – с 25 декабря по 9 января и весенние – с 26 марта по 1 апреля. В КГГА уточнили, что эти рекомендации не носят императивный характер, и могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации или прочих факторов.

РЕКОМЕНДАЦИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГАМ

Министерство распространило доклад о современных проблем воспитания молодежи.

В аналитическом документе Минобразования отмечает, что по данным исследования ЮНИСЕФ 67% украинских детей сталкивались со случаями буллинга (агрессии, травли), а 24% школьников подвергались буллингу. Поэтому всем школьникам нужно сообщить о том, что в случае, когда они становятся свидетелями или жертвами агрессии других, они могут позвонить на Национальную детскую «горячую линию» по номеру 0-800-500-225.

А с целью проведения эффективной профилактики и предотвращения торговли людьми в Министерстве рекомендуют школам внедрять соответствующие кружки и факультативные занятия для учеников 7-10 классов. Также педагогам рекомендуют обращать внимание на возможное распространение в детской среде так называемых «смертельных квестов». С целью предотвращения втягивания детей в такие интерактивные «игры» со смертью, в ведомстве рекомендуют учителям воспользоваться методическими рекомендациями «Опасные квесты для детей: профилактика вовлечения», которые разработаны общественной организацией «Ла Страда-Украина» (сайт - www.la-strada.org.ua).

Педагогам рекомендуют уделять внимание профилактике правонарушений школьников, антиалкогольной пропаганде и информации о здоровом образе жизни.

Подготовили Алина ВЕТРОВА,

Изабелла ГИНГСМАН и Дмитрий ПИСАРЕНКО

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых