aif.ru counter
27.10.2019 17:02
721

Читаем между строк. Что написано в новых правилах пользования метро

Читаем между строк. Что написано в новых правилах пользования метро
Читаем между строк. Что написано в новых правилах пользования метро © / Commons.wikimedia.org

Киеврада подготовила проект новых правил пользования столичным метрополитеном. В чем необходимость обновления этих правил, и что зашифровано между строк?

«Карта киевлянина» - всегда козырная

Основная причина подготовки проекта новых правил для пассажиров метрополитена –планируемое с 1 ноября, но неожиданно отмененное, введение единого электронного билета в столичном транспорте, в том числе и в метро. В проекте сказано, что документом на право получения транспортных услуг в метрополитене является зарегистрированный в АСОП (автоматизированной системе учета оплаты проезда) электронный билет. Бесплатно могут ездить люди, имеющие на это право по закону. Но не уточнено, смогут ли без оплаты ездить иногородние льготники, поскольку вопрос об этом поднимался и обсуждался, но конкретного решения по нему пока нет. Предполагается, что эти правила будут действовать не один год, поэтому все щепетильные вопросы, связанные с льготниками, которые наверняка не раз за это время изменятся, будут объяснять отдельно.

Когда введут новые правила, пока неизвестно. Скорее всего, для этого не будут ждать внедрения в Киеве электронного билета. Поэтому в последнем разделе, который, возможно, появился буквально в последние дни, когда стало ясно, что введение электронного билета откладывается, есть информация о том, что наряду с электронным билетом можно пользоваться жетонами, проездными билетами, удостоверениями и справками, дающими право на льготный проезд, а также студенческими билетами и «Картой киевлянина».

Не пой, не играй, не проси

Пока что действующие правила пользования метрополитеном были введены 20 января 1995 года. То есть, почти 25 лет назад. Сравнив их с проектом новых правил, можно проследить, как за эти почти четверть века изменилась наша жизнь. Ведь правила, кроме констатации конкретных требований, обращают внимание на наши недостатки и особенности. А выводы есть из чего делать - за год в столичной подземке ездит почти полмиллиарда пассажиров.

метрополитен
метрополитен 

Сравнив два документа, можно сказать, что мы стали более прагматичными. В действующих правилах сказано, что пассажиры на территории метрополитена должны уступать место в вагонах поездов инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с детьми и женщинам. В новых правилах о взаимоотношениях между пассажирами сказано только то, что нельзя мешать другим пассажирам свободно входить в вагоны или выходу из них. Наверное, это правильно. Тому, кто не сможет сидеть, когда рядом стоит старушка с палочкой, и напоминать об этом не надо. Но бывают случаи, когда наши граждане, пытаясь продемонстрировать воспитанность, в этом плане доходят до абсурда. Как-то в метро девушка лет 18-ти пыталась уступить место седовласому мужчине лет за 50-55. Он в ответ покраснел, и ушел в другой конец вагона. Кстати, и в Европе уступать места в общественном транспорте не принято. То есть, можно, но только – по деланию. Ведь за свое место в транспорте человек заплатил.

По-прежнему, в метро нельзя курить. Но в новых правилах сказано, что нельзя курить в том числе и электронные сигареты, которых в 1990-е годы не существовало. Что этот запрет означает по факту, наверное, понимают все: если какой-то хам решит подымить в вагоне метро, то никакие правила ему не помешают. Так же, как на недавно снятом в столичном метро видео. Запрет бесполезный, поскольку адекватные люди сами знают, что курить в общественном транспорте нельзя, а тех, кто будет курить, не накажут даже весьма скромным штрафом, предусмотренным в админкодексе. Случай с курением в метро, снятый на видео, показал, что в вагонах не ведется видеонаблюдение, иначе курильщика-нарушителя на выходе встретили бы полицейские. Да, кто-то из пассажиров мог бы сообщить об этом безобразии по каналу связи с машинистом, но, наверное, все решили отмолчаться, чтобы не было хуже. Ведь получается, что, закрытые во время движения в вагоне метро с незнакомыми людьми, мы абсолютно беззащитны перед хамством или внезапной агрессией кого-то из них.

Надо сказать, что в нашей жизни стало фактически привычным явлением попрошайничество – новые правила запрещают в метро просить милостыню (в старых об этом ничего не сказано). Но вряд ли это остановит тех, кто ходит по вагонам с табличками «Помогите, мы не местные».

Мы также стали более «безбашенными» - новые правила запрещают ездить на крышах вагонов, до чего в 1990-е годы гиперактивные тинейджеры еще не додумывались.    

Новые правила говорят о том, что в метро нельзя играть на музинструментах и петь, а также входить без одежды и обуви. В старых же сказано только о запрете играть на инструментах и быть босиком. Наверное, это говорит о том, что мы стали более раскованными – уже не только играем, но поем в метро, и пытаемся войти в подземку не только без обуви, но и без одежды. А многие из нас заняли более активную гражданскую позицию – новые правила запрещают проводить в метро публичные мероприятия и агитацию, о чем в старых правилах ничего не было сказано.

Что касается оружия, то, согласно старым правилам, его не разрешается перевозить без чехлов, а по новым – в метро запрещено пользоваться оружием, взрывоопасными и пиротехническими устройствами. Милитаризация – налицо.

Что приятно удивило – так это даже сама тональность подачи новых правил. Если старые написаны преимущественно как перечень запретов для пассажиров – пассажиры должны, пассажирам обязаны, пассажирам запрещено, то в новых при том, что остались и запреты, и обязанности пассажиров, но появился новый раздел – «Обязанности и права перевозчика и его работников», с приятными обещаниями обеспечить пассажирам комфортные и безопасные условия. Как позитив можно отметить и упоминание о людях с инвалидностью и маломобильных пассажирах. Сказано, что работники подземки должны предложить сопровождение и сопроводить пассажиров, которые для передвижения используют инвалидные коляски, костыли, ходунки, едут с собаками-поводырями, используют тактильную белую трость (слабовидящие) на всем пути их следования в метрополитене. В частности, для их передвижения используются специальные лифты или резервные эскалаторы.

Вывод однозначный: за 25 лет мы сильно изменились, соответственно, другим стало и отношение к нам.

Алла Рыбалко

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых