aif.ru counter
676

Что такое Черная пятница: пять версий появления и традиции распродажи

Распродажа в пятницу после Дня Благодарения всегда была популярным видом развлечения, времяпровождения, а для некоторых – и спорта, в США. Однако, почему же эта пятница внезапно почернела? О «происках» бухгалтеров с черной ручкой, огромных пробках и ощутимых скидках, которые и стали характерной чертой этого дня расскажем в новом материале для АиФ.ua.

Страх и золото в Америке

Итак, для начала давайте разберемся с самим явлением «Черной пятницы». Почему распродажи проходили именно в этот день? Сразу стоит отметить, что различные ярмарки и базары к праздникам в США (да и не только там) были популярны еще с незапамятных времен.

Позднее ярмарки стали трансформироваться в большие торговые площадки, которые ко Дню Благодарения, что широко отмечается в англоязычных странах, а также к Рождеству, устраивали целые фестивали и завлекали покупателей скидками. Вначале, правда, скидки были небольшими, а часть своей прибыли продавцы отдавали на благотворительность. Однако, спустя несколько десятилетий коммерсанты пришли к выводу, что и так отдают свой товар с уценкой, значит – свой вклад в «благодарность» привнесли и так.

Одной из главных версий, почему пятница является именно черной, является распространенная история об экономическом обвале, который, правда, не имеет прямого отношения к распродажам. Все дело в том, что 24 сентября 1869 года Казначейство США, дабы снизить монополию бизнесменов на золото, закинули на биржу большую массу золота, чтобы стабилизировать рынок. Тогда пятница стала черной для железнодорожных путей и некоторых маклеров в США. Из-за того, что ситуация не забывалась еще на протяжении двух лет, пятница стала черной.

Фото: Фейсбук

Черная паста – эмблема прибыли

Однако, существует еще одна, более правдоподобная версия, которая знакомит нас не только с миром продаж изнутри, но и показывает человеческое тщеславие и хитрость. В общем-то, сама ситуация довольно проста. Дело в том, что в журнале расходов магазина бухгалтеры и продавцы красной ручкой отмечают убыль и затраты, а черной – прибыль. Именно в дни распродаж, черной пасты в журнале было больше. О таком названии свидетельствует и английская идиома in the black, которая имеет значение «продавцы сегодня выйдут в плюс». Ведь даже с гигантскими скидками, магазины имеют большую прибыль за счет наплыва покупателей. К слову, на руку дельцам также и две традиции «черной пятницы»: многие люди специально берут в этот день отгулы, чтобы пойти на распродажу, а те вещи, что приобретены на подобных распродажах вернуть в магазин считается дурным тоном.

«Черный» день календаря

Следующие две версии рассказывают о возникновении названия с более серьезной, даже можно сказать, - трагической точки зрения. Дело в том, что распродажи и ярмарки в черную пятницу привели к образованию на дорогах огромных пробок.

 Особенной популярности заслужил эпизод, случившийся в Пенсильвании, где пробки в день распродаж достигли 12-бального уровня. В результате, люди бросали свои транспортные средства прямо на дорогах ради участия в походе по магазинам. А полицейские Филадельфии перед каждым сезоном распродаж выпускают специальный бюллетень, в котором напоминают водителям о правилах дорожного движения.

Интересно и то, что в «Черную пятницу» практически все магазины открываются ни свет, ни зоря – около пяти утра, и закрываются глубокой ночью. А в некоторых странах в «Черную пятницу» торговые центры работают всю ночь. То есть, значение «черной пятницы» также может означать и то, что в этот день обслуживающий персонал have a hard work today – то есть, работают по-черному.

Фото: Фейсбук

А вот вторая версия напрямую связывает черный цвет с печальными событиями. Не зря все же в самом начале мы окрестили само понятие распродаж одним из видов спорта, поскольку люди, подстрекаемые жадностью и огромными скидками, попадали в давки и очереди. Так, еще в конце ХХ века в больницу после «черной пятницы» попадало несколько человек с ушибами и даже травмами конечностей. Видимо, распродажа – это один из травмоопасных видов спорта, лучшим стимулом которого является алчность или желание чего-то нового.

В Украину «Черная пятница» заглянула сравнительно недавно – тематические распродажи впервые были устроены в 2010 году. Однако, и здесь есть одна особенность – поскольку День Благодарения в нашей стране не отмечается так широко, как в США и Великобритании, подобные распродажи у нас устраиваются ближе к Новому году или Хеллоуину, а могут и вообще – по желанию самих продавцов. Одно можно точно сказать - этот обычай, как и множество других, с успехом прижился и в нашей стране. 

Однако и до этого в странах СНГ устраивались масштабные распродажи, которые даже находили отклик в масс-медиа и кино. 

Фото: Фейсбук

Ранее мы рассказывали вам, по какому принципу украинцы начали экономить в Интернете

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых