aif.ru counter
45

Вышли в свет: украинские СМИ перенимают опыт иностранных коллег

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты в Украине 12/09/2012 Сюжет СМИ
Киев стал вторім городом в СНГ, принявшим конгресс WAN-IFRA

64-й Всемирный газетный конгресс и 19-й Всемирный форум редакторов, проводимые международной ассоциацией издателей прессы и новостей (WAN-IFRA) и состоявшиеся по приглашению В. Януковича, собрали в Киеве ведущих представителей медиаиндустрии. Отечественные издатели и журналисты из первых уст услышали, как живут и развиваются масс-медиа во всем мире.

Какое будущее уготовано разным видам СМИ, чего ждет от газет сегодняшняя аудитория, какие сложности преодолевает и какими возможностями обладает современная журналистика? На эти вопросы, ставшие центральными, искали ответы участники форума.

Прочтение перспективы

Как уже писал «АиФ» (№ 36’2012), за всю историю существования Всемирного газетного конгресса он лишь во второй раз проходил на территории стран СНГ - шесть лет назад подобное мероприятие состоялось в Москве. Теперь представители мирового медиарынка получили возможность вплотную увидеть и оценить состояние СМИ в Украине. На фоне достаточно необъективного восприятия ситуации в нашей стране, сложившегося в мире, мы сумели продемонстрировать реальное положение дел.

Во-первых, журналистика в Украине живет и развивается, несмотря на множество сложностей, большей частью экономического характера. Во-вторых, власти заинтересованы в защите свободы слова, в подъеме отечественного медиа-рынка и готовы оказать всяческую поддержку СМИ - это не раз отметил президент Виктор Янукович, принявший участие в форуме. Последнее обстоятельство стало принципиальным сигналом для собравшихся в Киеве представителей мировых СМИ.

- Нас радует, что господин президент пообещал работать над свободой прессы, над плюрализмом на всех информационных платформах - телевидении, радио, в прессе, Интернете. Хорошие обещания, и мы надеемся увидеть их выполнение, - поделился президент Всемирного форума редакторов Эрик БЬЕРАЕР.

Одно из открытий, сделанных иностранными гостями: Украина обладает мощным потенциалом и представляет собой перспективный рынок.

- У вас большой потенциал для развития свободной прессы, - высказался Хуан СЕНЬОР, партнер Innovation Media Consulting Group (Великобритания). - Отличные публицистические традиции, человеческий потенциал, самобытная история. Уже сейчас Украина весьма привлекательна для создания свободного медиарынка, для этого есть все возможности.

- Многие журналисты, медиаменеджеры воспринима-ют Украину как развивающийся и перспективный рынок, - подтвердил член правления WAN, вице-президент Гильдии издателей периодической печати России Евгений АБОВ. - Более того: те, кому позволяют обстоятельства, даже приезжают сюда для участия в медийных проектах, в том числе используя возможность заработать.

Все средства хороши

В то же время отечественным СМИ - в первую очередь печатным - еще предстоит немало побороться за место под солнцем. Проблем несколько, и все они были озвучены на мероприятии. Во-первых, в эпоху современных технологий газетам «наступает на пятки» Интернет. Работникам СМИ необходимо параллельно осваивать все средства передачи информации. «Газетные редакции, работающие только с одной бумажной версией, уходят в прошлое, - дал свою оценку ситуации Е. Абов. - Создаваемый газетными журналистами и редакторами контент в течение дня распределяется по всем платформам: онлайн, мобильным, видео. И только к вечеру переносится на бумажные носители».

Опытом в этом направлении поделился и гендиректор издательского дома «Аргументы и факты» (Россия) Денис ВОРОНКОВ. По его словам, в ближайшие годы вся получаемая прибыль холдинга будет реинвестирована в цифровое направление.

- Интернет - наш стратегический выбор и вектор развития на ближайшие годы, - подчеркнул участник форума. - Вернуть инвестиции мы планируем в 2015-16 годах.

Еще одна проблема отечественного медиарынка - скудные инвестиции в качественную журналистику. Такую точку зрения озвучил Леонид ЦОДИКОВ, исполнительный директор UMH MediaLab. Это, по мнению эксперта, тормозит обучение новых журналистов - их крайне не хватает на рынке.

В свою очередь руководитель азиатского подразделения WAN-IFRA Томас ДЖЕЙКОБ высказал убеждение, что украинские СМИ могут стать экономически независимыми при соблюдении трех условий: отсутствии политических ограничений, ограничений со стороны собственника и ограничений по содержанию. Будучи свободными, наши газеты, радио и телевидение смогут сохранить симпатии и доверие слушателей и читателей, стать для них интереснее. А значит - нарастить аудиторию.

«Очень хорошо, что украинские участники, впрочем, как и все остальные, смогут применять то, что они услышали и увидели во время Конгресса, то, что они узнали - в частности, о тенденциях, преобладающих в мировых медиа», - заключил Ларри КИЛМАН, заместитель гендиректора WAN-IFRA.

Сумеют ли украинские массмедиа в ближайшей перспективе применить идеи, озвученные на форуме, гадать еще рано. В любом случае, участники убеждены: определенный толчок они получили.

Что говорил президент на форуме...

...о влиянии СМИ

Развитие СМИ позитивно влияет на развитие и демократии, и экономики в Украине и в целом содействует развитию гражданского общества.

...об украинском законе

Согласно авторитетному международному рейтингу законов об обеспечении права на информацию, Закон Украины «О доступе к публичной информации» входит в десятку лучших среди законов 89 стран мира.

...о значении свободы слова

Несмотря на отдельные расхождения во взглядах - и это вполне естественно, - все политические силы в Украине едины в безальтернативности демократического пути развития государства, неотъемлемой составляющей которого является свобода слова.

...о взаимной ответственности власти и СМИ

Украина прошла путь, без преувеличения, от тотальной цензуры к открытому обществу. Считаю, что построение свободы слова - это дорога с двусторонним движением, которая требует усилий и со стороны журналистов.

...о борьбе с заангажированностью

Необходимо бороться с использованием отдельными недобросовестными политиками СМИ в грязных политтехнологиях.

...о реакции на сигналы журналистов

Эту проблему инертности (не всегда оперативного реагирования правоохранительных органов на сигналы представителей СМИ. - Ред.), унаследованную из прошлого, мы будем преодолевать в ходе реформы прокуратуры и правоохранительных органов. В Украине уже есть положительный опыт совместной работы представителей СМИ и правоохранителей в рамках Межведомственной рабочей группы, которая обеспечивает анализ состояния соблюдения законодательства о свободе слова и защите прав журналистов.

...о реформировании государственных СМИ

Процесс разгосударствления печатных СМИ в Украине будет проходить в соответствии с ее обязательствами перед Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Это будет поэтапное реформирование государственной и коммунальной прессы на принципах добровольности, участия трудовых коллективов в определении судьбы изданий, бесплатной передачи имущества таким коллективам и сохранения социальных гарантий для журналистов.

...о Национальной программе

Развитие локальных сетей точек продажи печатных изданий - один из важных вопросов, решать который пришло время. После реализации пилотной программы по развитию розничной торговли печатной продукцией власть будет работать над внедрением соответствующей Национальной программы.

Мнение

Борис ЛОЖКИН, член правления WAN-IFRA, президент UMH-Group, инициатор проведения Конгресса в Киеве:

- Это событие, я уверен, даст качественный толчок для развития нашего медиарынка и ускорит внедрение инноваций. Спасибо коллегам со всего мира за очень интересное, полезное и вдохновляющее общение.

Иоанна СТРАЙКЕР, исполнительный директор WAN-IFRA по печати и рекламе:

- Это один из самых успешных Конгрессов. Мы привезли мировую медиаиндустрию в Киев. У нас было много участников из Восточной Европы, из Украины и России, отличная поддержка от местного партнера. Главное достижение мероприятия - новые идеи, которые издатели смогут уже завтра начать внедрять. У спикеров их оказалось множество: как сделать газеты более прибыльными, как создавать новые продукты, как расширить цифровое присутствие, не теряя в то же время печать. Многие мои коллеги заявили, что заберут с собой домой эти идеи.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых