aif.ru counter
110

Поможет ли запрет рекламы сигарет справиться с курением?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты в Украине 06/07/2011 Сюжет Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение

Этот документ еще на стадии подготовки вызвал в обществе жаркие споры.

Одни считают, что запрет рекламы сигарет - необходимая мера. Другие уверены, что отсутствие рекламы табачных изделий не уменьшит количества курящих украинцев, зато спровоцирует ситуацию, при которой рынок заполнит нелегальный товар, потеснив официальных производителей и значительно уменьшив поступление налогов в бюджет. Что же на самом деле сулит табу на рекламу сигарет?

Запретный плод

Рассуждая о том, может ли реклама или ее отсутствие повлиять на решение человека курить или не курить, - можно провести аналогию с наркотиками. Их никто не рекламирует. Наоборот, наркозависимых и распространителей сильно «притесняют» законы. Но в итоге, к сожалению, спрос на наркотики не уменьшается. А ведь курение сигарет - тоже зависимость, пусть и не такая страшная, как наркотиче-

ская.

Поэтому глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко убежден, что запрет рекламы сигарет никак не повлияет на решение курильщиков расстаться с вредной привычкой.

«Жаркие баталии, которые происходят между приверженцами и противниками соответствующего законопроекта, не стоит воспринимать однозначно, - говорит он. - Ведь для многих, с обеих сторон баррикад, идет борьба за бизнес. Лоббисты табачного производства, понятно, воюют за своего потребителя. А их оппоненты - представители различных фондов - получают деньги за то, что ведут антитабачную кампанию. Это их работа. А если разобраться по сути, то наивно думать, что если исчезнет реклама сигарет, люди массово начнут бросать курить. Представим такую ситуацию. У человека над рабочим столом висит плакатик «Съешь бутербродик!», а потом сняли этот рекламный носитель. Неужели он откажется от бутербродов? Курить или не курить - это проблема серьезная, и соответствующее решение не принимают под воздействием средств пропаганды. Чтобы отказаться от табака, человеку надо глубоко покопаться в себе, психологически подготовиться, договориться с самим собою. Думаю, было бы лучше, если б наши депутаты позаботились над механизмами выполнения уже сущест-вующих законов. Что толку, что сейчас запрещено курить в общественных местах? Запрет существует лишь на бумаге, почти ничего не изменив в реальной жизни. Вообще, запретами сложно чего-либо добиться. Ведь тогда начинает срабатывать принцип запретного плода: «Нельзя, но если очень хочется, то можно». Думаю, что гораздо эффективнее подействовали бы какие-то поощрительные меры для тех, кто отказался от сигарет».

Делу время - перекуру час

По убеждению психологов, взрослый курильщик вообще не обращает внимания на рекламу сигарет. Ее отсутствия он может и не заметить. А если и обратит на это внимание, то, по мнению преподавателя кафедры психологии, конфликтологии и пиара Киево-Могилянской академии Оксаны Брик, запрет рекламы скорее всего вызовет у него внутренний протест, но никак не желание бросить курить. Он-то знает, где продаются сигареты и без визуальных «завлекаловок». К тому же, для многих, у кого насыщенный рабочий график и нервная работа, курение - один из способов снимать стресс, необходимый атрибут создания трудового ритма, с помощью которого дозируют работу: это надо сделать до перекура, остальное после.

Кроме того, реклама с информацией о том, что содержит табак конкретных сигарет, нужна для информирования потребителей. А скупая информация, сообщающая состав этого специфического «продукта», может даже навести курильщика на мысль - «какую же гадость я вдыхаю». В то же время г-жа Брик считает, что обязательно надо запретить пиарить курение в позитивно-эмоциональном ключе, когда, к примеру, в кинофильмах «дымят» положительные герои для подчеркивания их переживаний или напряженной работы мысли. Не стоит также отводить место на билбордах красивым и счастливым с виду людям с сигаретами. Ведь подростки могут начать копировать понравившихся им на картинке господ.

Кому обидно «за державу»?

А вот президент общественной организации «Нарконон» Марина Грибанова полностью поддерживает полный запрет рекламы сигарет. По ее мнению, такое решение на законодательном уровне подчеркнет позицию государства, выступающего против курения.

«Несколько лет назад наблюдала картину, когда взрослый мужчина с девочкой лет восьми проходили мимо билборда с изображением веселых подвыпивших людей, - говорит г-жа Грибанова. - Яркая надпись гласила, что с рекламируемой «горилочкой» всем будет весело. А внизу - строчка с предупреждением Минздрава о вреде алкоголя. Девочка спросила, где же написана правда - сверху или снизу? То же самое - когда курящие родители убеждают своих детей не курить. Мы должны избегать двойных стандартов и категорически отказаться от рекламы того, что приносит вред здоровью. А судя по тому, как всполошились производители табачных изделий, наверное, отсутствие рекламы все же уменьшает спрос на их продукцию. Думаю, прежде всего, среди подростков. Значит, в будущем, если уберем всю «табачную» рекламу, у нас реально может уменьшиться количество курильщиков. Лоббисты табачного рынка утверждают, что запрет рекламы якобы увеличит поток контрабандных сигарет в Украину, соответственно, уменьшит продажу отечест-венных. И, по их утверждению, значительно «урежет» налоги от продажи табачных изделий. Хотя я не вижу связи между отсутствием рекламы и ростом контрабанды. Скорее всего табачники просто испугались, что без рекламы спрос на их товар уменьшится. Не верится, что им «за державу обидно стало». А значит, мы на правильном пути. И любую рекламу того, что вредит здоровью, надо запрещать».

До сентября, когда народные депутаты примут или отклонят закон о запрете рекламы сигарет, осталось два месяца. Какие аргументы перевесят и больше повлияют на решение народных избранников проголосовать «за» или «против», пока непонятно. А читатели «АиФ» могут выразить свое мнение по этому поводу через газету.

 

Как уберечь Украину - решать самим

«АиФ» продолжает привлекать авторитетных специалистов, известных в Украине людей к дискуссии о том, почему украинцы - на грани вымирания. Присоединиться к этому разговору мы предлагаем и читателям. Нам интересно ваше мнение. Пишите письма по адресу: 04080, Киев, ул. Фрунзе, 104 или по e-mail: aif@aif.ua.

Страна ищет национальную идею? Почему бы не сформулировать ее так:

НАЦИОНАЛЬНОЕ СБЕРЕЖЕНИЕ?

«АиФ» призывает всех принять активное участие и словом и делом в этом проекте.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых