aif.ru counter
49

Эффект паники для народа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты в Украине 08/09/2010 Сюжет Уровень жизни

Последним поводом для волнений наших читателей стала гречка. Хотя нас уже увещевали аграрии и чиновники на самых высших уровнях, мол, и новый урожай еще не собран, так что делать выводы рано, и жара не нанесла нам тот урон, которым всех пугали в начале жары, и поставки нам обещают из-за границы. Но прилавки магазинов под вывеской «Крупы» все же пусты...

Ищите выгоду

Диагнозы «депрессия» и «паника» вправе устанавливать только специалисты. Мы же в разговорах используем эти слова, чтобы описать определенные эмоции. Люди жалуются психологам и на депрессию, и на панику, которые часто идут рука об руку. Экономическое здоровье в этом смысле ничем не отличается. Термин «Великая депрессия» всем нам известен, а экономисты во всем мире давно окрестили нынешний кризис второй Великой депрессией. Естественно, пока она продолжается, у народа периодически вспыхивают и панические настроения. За последние два года страну несколько раз лихорадило по разным поводам.

Во время любой истерии стоимость той или иной группы товаров резко взлетает и ее реализация моментально превращается в прибыльное дело. Коммерческий интерес - основа паники. Когда товар берут, он становится дороже, включается механизм сверхприбыли продавца. Хотя и в спокойное время наши товары дешевыми назвать трудно, но туда ведь включена и коррупционная составляющая. Прежде чем товар попадет на прилавки, производителю, поставщику, перекупщику, продавцу нужно удовлетворить аппетиты друг друга и контролирующих органов. Поэтому отказываться от дополнительного дохода, раз уж появилась такая возможность, никто не будет.

Настроения в обществе - хороший рычаг давления как на власть, так и на оппозицию. Все зависит от времени, когда паника выстрелила. Одним хороши народные истерики накануне выборов, другим - после смены власти. Если хочешь сбить рейтинг конкурента, «включай» панику. Люди долго забывают негатив. В пользу этого говорит и количество народных истерик - после начала президентской гонки нас «накрывает» уже в третий раз.

Манипулировать бездумной толпой, у которой отсутствует логика, пламенному лидеру проще, чем развитым общест-вом. Именно на волне очередной паники могут появиться новые руководители, которые поведут людей в нужном им направлении.

- На ажиотажном спросе в первую очередь наживаются торгаши, а не продавцы, которые накапливают запасы, торговый капитал, - говорит директор Института транс-формации общества Олег Соскин. - В периоды ажиотажного спроса больше всего наживается именно оптовый торговый капитал, который в нашей стране принадлежит кланам. Просто посмотрите, каким олигархам принадлежит оптовая продажа гречки или сахара, - и станет ясно, кто получил выгоду.

Помнит ли кто-то панику из-за товара скоропортящегося: молока, сметаны, свежего мяса? Даже если она и возникала стихийно, подогревать ее никто не пытался. Прежде чем продать что-то в больших количествах, это «что-то» нужно накопить. В этом случае и рациональное мышление покупателей точно взяло бы верх над советской привычкой «брать, пока дают». Зачем нам, например, 15 литров молока? Испортится ведь, а вот 15 кг сахара полежат и не пропадут.

Кроме того, искусственный дефицит и паника вокруг товаров первой необходимости попахивают не просто потребительскими волнениями, а настоящим бунтом. А что такое беспощадный голодный бунт и каковы его последствия, наши «панические» технологи на уроках истории, видимо, запомнили хорошо.

Не дозрели для покоя

Вспомнить, с чего паника начинается, мы зачастую можем, но не всегда замечаем, когда же она заканчивается.

- Мы все же живем не при коммунистической, а при частно-капиталистической системе. Когда происходит насыщение люмпена, он успокаивается. Но только до того момента, пока снова что-то не пропадет, - объясняет О. Соскин.

В дальнейшем эксперты прогнозируют и другие всплески ажиотажного спроса на продукты, истерию и панику. Правда, виной тому не потенциальный дефицит, а незрелость наших людей.

- Паника имеет более разрушительные последствия, чем наша проблема с гречкой. Но сейчас мы видим ее начало, - говорит психолог Вера Никоненко. - Классики психологии масс утверждают, что панические настроения появляются как в результате недостатка, так и в результате переизбытка информации. Чтобы не стать жертвой таких проявлений, учитесь адекватно ее оценивать. Вы должны понять сами, стоит ли доверять высказавшимся экспертам, являются ли они достаточно компетентными, чтобы анализировать ситуацию.

Регулярные опросы социологов показывают, что повышения цен наши люди опасаются в первую очередь.

- Ажиотажный спрос характерен для стран с неразвитой экономикой. Представитель среднего класса не станет закупать в огромных количествах гречку. Подобные проявления говорят о том, что у нас растет количество маргиналов, - считает Олег Соскин. - За годы президент-ства Ющенко не произошло укрепления среднего класса, зато произошла разбалансировка экономической системы, да и олигархи хотят получать монопольную прибыль.

Топ-5 фобий украинцев

  • Инфляция 55,8%
  • Безработица 40,5%
  • Недостаток денег 34,5%
  • Отсутствие порядка в стране  30,9%
  • Спад производства 28,8%
  • Хроника волнений

По данным компании GFK

 

Хроника волнений

*   *   *

В октябре 2008 года люди бросились скупать в обменниках иностранную валюту и снимать свои сбережения. За несколько месяцев крупнейшие банки стали именоваться «проблемными», доллары и евро пропали с наличного рынка, а гривня стремительно обесценилась. Естественно, всему виной был кризис в финансах и экономике страны, но общественная паника все только подогрела. Не говоря уже о том, сколько люди проиграли на такой истеричной скупке валюты. Логично что-то покупать, когда оно дешевеет, а продавать, когда оно дорожает. Но в начале кризиса массы людей действовали с точностью до наоборот.

*   *   *

В начале 2009 года выст-релила соляная паника. В компании «Артемсоль» произошли кадровые перестановки, но взволнованная общест-венность придумала, что предприятие закрывается, и после долларов пропадет и «белая смерть». В итоге две недели в разных уголках страны люди брали ее килограммами, при норме потребления 4 г в день на человека.

*   *   *

В ноябре 2009 года людей потрясла новость другого характера - в страну пришел «свиной грипп». На этот раз украинцы опустошили аптеки и торговые точки с цитрусовыми. В итоге: люди в масках, отсутствие жаропонижающих препаратов для тех, кто заболел банальным ОРВИ, и опустевшие улицы. Тема муссировалась более месяца, пока охрипшие от речей врачи на всех уровнях не объяснили, что опасность гриппа H1N1 была «несколько преувеличена».

*   *   *

В начале 2010 года выстрелил «сахарный бум». Опять же вопреки здравому смыслу, вместо того чтобы покупать сладкий песок летом, в период консервации, его сметали зимой. Куда-то его не завезли в нужных количествах - и снежный ком покатился. Эксперты мигом вспомнили о проблемах с урожаем и неоговоренных квотах на поставки песка. Затем потребители успокоились, цена снизилась на 4 гривни, но до прежних показателей не опустилась.

*   *   *

Летом 2010 года очередную панику нам подогрела высокая температура. Специалисты в своих рассуждениях о судьбе урожая строили прогнозы не самые радужные, вопрос был только в том, из-за какого вида продуктов народ взволнуется быстрее. Детонировала гречка, которую в соседней России начали раскупать бешеными темпами. Хотя урожай еще не успели собрать, люди высчитали потенциальный дефицит быстрее чиновников.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых