aif.ru counter
50

Морской бой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты в Украине 01/09/2010

«Подфлажный» гамбит

Положение осложняется тем, что зачастую моряки идут под флаги государств, которые не входят в Международный профсоюз работников морского транспорта и, соответственно, не могут рассчитывать на поддержку этой организации. Наименьшая из неприятностей, которые могут случиться: моряку, несколько месяцев не ступавшему на землю, попросту не выплачивают оговоренную зарплату. Однако часто возникают куда более серьезные проблемы. Моряки-«подфлажники» (а таковых в Украине сегодня - около 80000) в прямом смысле слова становятся заложниками кого и чего угодно: несговорчивой администрации иностранных морских портов, чудовищных судебных вердиктов, разгильдяйства судовладельцев, наконец вооруженных пиратов. И всегда - равнодушия собственных, украинских властей.

Судно с украинцами может месяцами дрейфовать в нейтральных водах у какого-нибудь порта, терпя бедствие или лишившись пищи, воды, топлива, лекарств. Но отечественные чиновники даже не протянут руку к телефону, чтобы потеребить соответст-вующие инстанции и хотя бы формально побеспокоиться о людях. Свои все-таки!

С одной стороны, вроде бы все объяснимо: люди вербуются по собственной воле, понимают, на что идут, и знают, во имя чего рискуют. Чего уж за них рубаху на себе рвать? Государство их туда не посылало.

Но с другой стороны - как раз посылало. Стали бы рисковать здоровьем и жизнью далеко не худшие в своей области специалисты (а украинские моряки считаются одними из самых профессиональных и подготовленных в мире), найди они применение собственным знаниям и мозгам на родине? Ответ очевиден. Украинские моряки - в большинстве своем жители припортовых городов, где семейный бюджет принято рассчитывать исключительно с оглядкой на курортный сезон. То есть на 8 месяцев в году приходится туго затягивать пояса. Вот и отправляются украинцы за «длин-ным рублем» - подчас на полулегальных условиях, с неизвестными грузами, на неисправных судах - лишь бы лишнюю копейку в семью принести.

Один из украинских моряков, попавший по злой воле судьбы в застенки латиноамериканской тюрьмы, Юрий Датченко, как-то горько констатировал: «Чем беднее страна, тем больше в ней моряков». Именно поэтому власти, казалось бы, должны считать своим долгом опекать собст-венных граждан, бороздящих просторы мирового океана, - раз уж не могут дать им возможности заработать на родине. И в случае любой чрезвычайной ситуации оказываться рядом и спасать. Ан нет... Зачастую моряки предоставлены сами себе. Все зависит от того, есть ли на родине проворные и бойкие родственники, которые будут обивать пороги всевозможных инстанций и нанимать адвокатов. Попался ли им сознательный судовладелец, который возьмет на себя ответственность за спасение и судна, и экипажа? Если «да» - есть шанс благополучно вернуться. В противном случае остается вслепую рассчитывать лишь на благосклонность судьбы.

SOS вопиющего в пучине

Морякам с сухогруза «Святая София» крупно повезло, и они это понимают. Сначала все складывалось не в их пользу. Судовладелец, одесский депутат, решил отправить людей в море на «авось» - на аварийном судне 30-летней давности, которое до этого он уже собирался было списывать на металлолом. Но тут как раз подвернулся интересный контракт. Из Херсона в Индию надо было отправить небезопасный, но очень ходовой груз - фосфатные удобрения.

Как и следовало ожидать, судно до пункта назначения не дошло. Возле Суэцкого канала оно дало течь (позже в судне обнаружат три пробоины). Было затоплено машинное отделение, моментально вышли из строя генераторы и двигатель. Моряки - а на борту «Святой Софии» находился 21 украинец - быстро остались на неосвещенной «посудине», постоянно наполняющейся водой и норовящей вот-вот уйти на дно, без продовольствия и воды.

Переполошенные родст-венники, бросившиеся расшевелить украинское внешнеполитическое ведомство, натолкнулись на холодную стену классического равнодушия.

Тем временем из-за долгов судовладельца перед местными властями сухогруз не пустили в египетский Порт-Саид. Это означало: «Святая София» с живыми людьми на борту и очень токсичным грузом обречена болтаться в водах Красного моря сколь угодно долго - вплоть до собственной гибели.

- Мы ныряли, чтобы залатать дыры, делали так называемый цементный ящик, - вспоминает матрос Дмитрий Чалапко. - В любой момент эту конструкцию могло про-рвать и мы бы пошли ко дну. Целый месяц мы буквально голодали. Оставалась одна фасоль. Варили ее, жарили, в супе ели. Лепешки из муки пекли. Пили техническую воду со ржавчиной...

- Мы ловили рыбу и готовили ее на костре. Огонь разводили прямо на палубе, - рассказывает кок Геннадий Стоиков. - Чтобы огонь не распрост-ранялся, моряки разводят его в железном корыте, в котором раньше стирали белье. Готовить, в принципе, можно, только дров маловато. Мы уже панели начали разбирать, чтобы огонь развести...

- Каждый день был шанс пойти ко дну. Дважды мы посылали сигналы SOS, восемь раз сигналили ракетами, но на нас никто не обращал внимания, никто не хотел помогать, - добавляют моряки.

Несколько дней назад в судно (напомним, на нем не горели стояночные огни - не было электричества) чуть не врезалась какая-то рыболовецкая шхуна. Спаслись чудом - стали маяковать рыболовам карманными фонариками.

Фактор участия

Родственники приняли решение обратиться в благотворительный фонд «Ассоль», основанный при поддержке Сергея Тигипко и существующий для оказания помощи украинским морякам, терпящим бедствие. Напомним, в прошлом году партия «Сильная Украина» уже помогла вернуться на родину морякам с корабля «Ариана», которых несколько месяцев терроризировали сомалийские пираты. «Ассоль» протянула руку и в этот раз.

Представители инициативной группы во главе со Светланой Фабрикант - главой Одесской областной организации партии «Сильная Украина» - начали действовать быстро и оперативно. Каждый день промедления мог стоить команде жизни.

- Поразительно, что украинское консульство нам никак не помогало, - возмущается и удивляется г-жа Фабрикант. - Такое чувство, что мы живем отдельно от государства Украина.

Поначалу «Ассоль» и «Сильная Украина» добились, чтобы 10 из 21 члена экипажа «Святой Софии» были доставлены на родину. Борьба за украинцев в Красном море продолжается. Активистки (а судьбой моряков занимаются, в основном, женщины) отправились на катере прямо к «Святой Софии» и доставили оставшейся команде пищу и воду. Наконец было принято решение о возвращении домой еще шестерых моряков - их Одесса встретила в минувшую субботу.

При этом удалось договориться с египетскими властями о буксировке судна в порт. На борту осталось только пятеро членов экипажа, обеспечивающих жизнедеятельность сухогруза. Их задача - передать корабль египтянам. Хочется верить, что теперь их возвращение не за горами. Через 10-14 дней, обещает С. Фабрикант.

Сухогруз уже был осмотрен адвокатом, приглашенным фондом «Ассоль» (он будет защищать интересы моряков, когда тем придется воевать за свою кровно заработанную зарплату), а также экспертами-оценщиками (корабль готовят к продаже, чтобы рассчитаться с командой).

- Мы обеспечиваем им и политическую, и материальную поддержку. Кроме того, мы наняли адвоката, потому что сами моряки правды не найдут. Мы добьемся, чтобы все они получили свою зарплату. Если нет - то у судовладельца будут проблемы, в том числе юридические, - предупредил лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко, пристально наблюдающий за развитием событий и патронирующий возвращение украинских моряков из морского плена.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых