aif.ru counter
58

Минтранс поиграет в классики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты в Украине 18/08/2010 Сюжет Закон

Главное транспортное ведомство страны, озаботившись качеством и без-опасностью автоперевозок, инициировало новую практику. В скором времени, чтобы быть допущенным к управлению пассажирским или грузовым транспортным средством, нужно будет получать специальный допуск.

Одних прав мало

Как говорится в сообщении Минтранса, сегодня уже разработан «Порядок повышения квалификации водителей транспортных средств для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов». Он предусматривает жесткие требования допуска водителей к работе в сфере автоперевозок.

В частности, в министерстве хотят разрешать внутрен-ние и международные перевозки только тем водителям, которые будут иметь специальное свидетельство профессиональной компетенции (СПК). Срок его действия будет ограничиваться пятью годами, а каждый вид перевозок будет иметь отдельное свидетельство.

К примеру, водителю автобуса будет мало иметь удостоверение водителя соответст-вующей категории (Д1, Д1Е, Д, ДЕ). За получение СПК с него спросят непрерывный 3-летний стаж работы на тран-спортном средстве. А чтобы получить СПК для перевозки грузов, необходимо наличие водительского удостоверения категории С1, С1Е, С, СЕ.

Как утверждают в министерстве, с водителя спросят не столько знание правил дорожного движения, сколько знание нормативно-правовых документов по вопросам технологии перевозок, прав и обязанностей водителя, правоотношений с пассажирами, заказчиками услуг, собственниками груза и другими лицами.

В теории все красиво

Однако в теории и на бумаге все легче, чем на практике. Как будет происходить контроль наличия этих СПК

у водителей транспортных средств, пока неясно. Будут ли этим заниматься специальные проверяющие от Минтранса или сотрудники ГАИ?

Как сообщили нам в пресс-службе Департамента ГАИ МВД Украины, данный вопрос их ведомством пока не рассматривался. «Об этом можно будет говорить только после изучения нами всех соответствующих документов», - ответили в ведомстве.

Не до конца ясно, и на чьей базе будет проходить переподготовка водителей и за чьи деньги. Если это новше-ство рассчитано на то, чтобы собирать с автомобилистов новый вид дани, то это грозит новой социальной напряженностью.

Однако в ГАИ уточнили, что идея сертификации водителей грузовых и пассажирских транспортных средства не нова, поскольку подобная практика существовала еще в советские годы. Тогда водителей делили на классы в зависимости от срока и качества работы.

Из истории вопроса

В соответствии с классами в СССР водителям насчитывалась и зарплата. В соответст-вии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС (от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102), третий класс водителя мог быть присвоен работнику за 3-летний непрерывный стаж ра-боты. Второй класс присваивался водителю третьего класса за непрерывный 3-летний стаж работы водителем третьего класса на конкретном предприятии либо на основании прохождения специальной подготовки. Первоклассными водителями признавались те, кто проработал не менее двух лет в качестве водителя второго класса на предприятии.

Как утверждает исполнительный директор Ассоциации перевозчиков-работодателей «Столица» Валерий Липецкий, сегодня вряд ли за классность водителю станут платить дополнительные 10-30 процентов оклада.

- Я вижу лишь одну причину появления у Минтранса желания ввести эту сертификацию. Новые функционеры ведомства хотят показать видимость своей работы. По сути, работает на маршруте води-тель с СПК или без него, пассажир на себе не почувствует. Да и какое отношение вообще имеет Минтранс к водителю? К нему имеет отношение лишь ГАИ, которое выдает право на работу водителем, и собственник автотранспорта (работодатель), который сам в состоянии определить, каче-ственно он водит авто или нет.

По словам специалиста, выдача свидетельств, как и классификация водителей в советские времена, - весьма условны. 20 лет назад к международным перевозкам допускались лишь водители 1-го класса. «3-классники» ра-ботали лишь в городе. «Ведь одно дело ехать по европейским автобанам и качественным дорогам, а совсем другое - объезжать ямы и выбоины на украинских дорогах. Кому из водителей легче?».

Также вызывает сомнения у Валерия Липецкого состав квалификационной комиссии, которая будет решать, кому выдавать СПК, а кому нет. По его словам, в условиях тотального дефицита водителей на маршрутах (профессия - одна из самых нерв-ных), выдача СПК станет еще одной бюрократической проволочкой.

МНЕНИЕ

Игорь Харлампов, инструктор столичной автошколы:

- Нововведение Минтранса сложно назвать однозначным. С одной стороны, качество предоставляемых услуг транспортниками оставляет желать лучшего, и с этим надо что-то делать. Водители автобусов нередко даже Правила дорожного движения знают не очень хорошо, поскольку изучали их не для собственного понимания, а только для того, чтобы получить права. Впоследствии они их благополучно забывают, а нам только и остается, что подсчитывать количество аварий с их участием.

С другой стороны, вводить классификацию, как это было при СССР, не совсем оправданно. Дело в том, что в советские годы за высший класс доплачивали серьезные деньги. А сегодня этого делать никто не будет.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых