aif.ru counter
29

Без права на правду: лекарства принесли головную боль для СМИ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты в Украине 11/08/2010 Сюжет Закон

В предыдущем номере («АиФ» № 31) мы говорили о том, какой «побочный эффект» может вызвать инициатива Минздрава запретить рекламу на лекарственные препараты. Напомним, в первую очередь это ударит рикошетом по тому самому пациенту, о здоровье которого Минздрав, казалось бы, печется. Во-первых, человек лишается права на информацию о том, чем его лечат. Во-вторых - вообще на информацию как таковую.

Эффект пустоты

Больной оказывается в информационной пустоте. Эксклюзивное право на навязывание информации о препарате (а заодно - и самих препаратов) останется за врачами. Как считают эксперты, «под шумок» на рынок выйдут препараты с сомнительной репутацией, неэффективные, отвергнутые за рубежом из-за тяжелых побочных эффектов. Плюс - те, реализация которых будет лоббироваться крупными медицинскими сообще-ствами (например, разработанные этими самыми сообществами и - не факт, что успевшие пройти клинические испытания). Здесь нелишне напомнить, что люди в белых халатах, движимые законами рынка, нередко прописывают пациентам несколько идентичных аналогов от одного и того же недуга, вызывая эффект полипрагмазии и нанося здоровью огромный вред.

В то же время реклама - даже в ее нынешнем виде - дает человеку возможность понять, что и от чего ему назначили, каким должен быть эффект и сколько этот препарат (или другие препараты-аналоги) может стоить. В Украине, где царит тотальная фармакологическая безграмотность, запрещать рекламу как носителя информации нельзя, сделали в прошлом номере вывод многие опрошенные нами наблюдатели. Такая информация вряд ли может подтолкнуть потребителя к слепому самолечению: ее содержание строго проверяется, наконец, в каждой рекламе обязательно звучит призыв перед приемом препарата проконсультироваться со специалистами.

Ударом по объективности

А это вторая - не столь заметная - сторона медали. Исчезновение рекламы лекарств в СМИ может очень быстро обернуться глобальным информационным вакуумом - для все того же потребителя. И речь не только о тематической «лекарственной» информации. Украинцы могут легко остаться без любой - привычной сегодня - объективной газетно-телевизионной информации, убеждены эксперты рынка СМИ и рекламы. Могут в одночасье уйти в небытие многие популярные жанры - от журналистских расследований до политических ток-шоу.

- По одной простой причине: журналистам в условиях сурового рынка тоже надо кушать, - говорит Евгений Ерохин, аналитик, начальник отдела исследований развития отечественного информационного рынка Киевского НИЦ ведущих рыночных тенденций. - А нет доходов от рекламы - нет и газеты (журнала, канала, ресурса). Простая арифметика: реклама лекарственных средств составляет около 36-38% всего рынка рекламы в СМИ (и приносит соответст-венный доход). Если эта доля уходит, изданию или каналу надо будет срочно искать альтернативные источники финансирования - или погибнуть. Это вытолкнет СМИ из их независимых ниш в объятия политических команд или финансово-промышленных групп. Очевидно, что тот, кто решится сегодня, в посткризисный момент, влить в СМИ суммы, эквивалентные третьей части от всех доходов этого самого СМИ, с чистой совестью берет его под свой контроль. В результате «продавшиеся на корню» газета или канал будут подавать всю информацию только в том ракурсе, который навяжет «хозяин», заказавший «музыку». Что имеем в сухом остатке? Потребитель (читатель, зритель) останется без объективной информации - любой. Обо всех сферах жизни.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

Украинская ассоциация издателей периодической прессы обратилась с письмом к министру здравоохранения Украины З. Мытнику. Издателей всерьез взволновала перспектива остаться с резко похудевшими бюджетами и оказаться на грани банкротства.

«Мы подчеркиваем: запрет рекламы лекарств - это очередной удар по экономически независимым средствам массовой информации, - взывают чиновников к благоразумию авторы письма и напоминают: - Такое ограничение причинит ощутимый вред реализации базового права на доступ к информации в такой важной сфере жизни, как охрана здоровья». Будет ли Минздрав реагировать на это обращение и готов ли он к диалогу, покажет ближайшее время.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых