aif.ru counter
22

Миссия выполнима?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Украине 17/03/2010

Нет - повальному тестированию

ИНИЦИАТИВА

1. Отказаться от системы обязательного независимого внешнего тестирования.

2. Узаконить поступление в вузы по аттестатам, полученным вплоть до 2009 года.

3. Легализовать право выбора языка при прохождении внешнего тестирования.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Сложно не согласиться с тем, что тотальное внедрение тестирования как исключительного способа поступления в вуз лишило шанса получить первое, второе или третье образование граждан, которым за 30.

Система внешнего тестирования имеет сегодня множество огрехов. В школьной программе не предусмотрено ни одного учебного часа на подготовку к тестам, а сами они составляются чаще всего «с подвохом», словно имея целью не проверить знания абитуриента, а сбить его с толку.

С другой стороны, эта система позволила избавиться от «телефонного права» при поступлении в вуз. Уже в 2008 году в отдельные вузы страны поступило на 20% больше абитуриентов из регионов.

Бюджет и госзаказ

ИНИЦИАТИВА

1. Увеличить число бюджетных мест в государственных вузах в 1,5 раза - до 75%.

2. Навести порядок в системе госзаказа, отдавая приоритет специальностям инженеров-машино- и авиастроителей, инженеров-электротехников и специалистов горной промышленности.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Украина действительно ежегодно выпускает избыточное количество юристов и экономистов, львиная доля которых пополняет и без того внушительную армию безработных молодых специалистов. Страна испытывает острую нехватку инженерно-технических кадров.

А вот идея масштабного увеличения числа бюджетников весьма сомнительна – ни одно государство мира не позволяет себе финансировать высшее образование в таком объеме. К тому же, уже в нынешнем году украинские вузы столкнутся с тем, что число бюджетных мест превысит количество выпускников школ.

Автономия и топ-500

ИНИЦИАТИВА

1. Предоставить вузам автономию - в вопросах приема абитуриентов, формирования учебных программ и организации источников финансирования.

2. Отменить обязательную аккредитацию вузов в МОН, ограничив его влияние до методических рекомендаций.

3. Передать вузы на баланс местных советов.

4. За 10 лет добиться вхождения минимум трех вузов страны в топ-500 ведущих университетов мира, полностью модернизировав материальную базу вузов и методологию обучения в них.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

В рейтинге «500 самых престижных вузов мира», который составляют специалисты Института высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун, украинских университетов нет, да и не все ректоры знают о его существовании. Базовые критерии этого рейтинга - количество трудоустроенных выпускников и качество научных исследований в вузе. А как раз тут украинским вузам похвастаться нечем - преподаватели имеют колоссальную учебную нагрузку, им просто некогда заниматься наукой, а большинство выпускников приходится доучивать на рабочих местах. При этом госвливания в ведущие вузы год от года растут, а кризис образовательной системы лишь усиливается.

Реальная автономия вузов - это возможность проводить научные исследования и выдавать выпускникам дипломы собственного образца. А возможность заниматься наукой у педагогов появится тогда, когда с них снимут колоссальную педнагрузку и станут платить достойную зарплату.

Подготовили Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ, Светлана ГОЛЛАНДС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых