aif.ru counter
140

Технопарк украинского периода

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Украине 17/03/2010

Дискредитация идеи

Нынче представители венчурного капитала и эксперты в сфере инновационного развития страны называют отечественные технопарки не иначе как дискредитацией тех самых идей создания территорий приоритетного развития и построения инновационно-инвестиционных рельсов для украинской экономики. Мотивируют это тем, что год от года показатели экспорта инновационной продукции из украинских технопарков не растут, хотя их годовые обороты исчисляются миллионами долларов. Все потому, что внедряются у нас, как правило, неконкурентоспособные на мировом рынке проекты. А сам принцип устройства технопарков противоречит их классической сути - туда не войти ни венчурным инвесторам, ни молодым изобретателям, ни студентам вузов, ни малым или средним наукоемким компаниям - только крупным научно-производственным комплексам с серьезным капиталом и солидным лобби в парламенте. Кроме того, ни один из украинских технопарков не имеет собственной промышленной зоны.

Стоит вспомнить, что украинские образцы кардинально отличаются от технопарков всего мира - ведь в 1999 году они создавались не на базе ведущих вузов, а представителями нескольких НИИ Национальной академии наук - с целью хоть как-то остановить прогрессирующую «утечку мозгов». Тогда, по инициативе представителей Института электросварки имени Е. Патона, Института полупроводников и харьковского Института монокристаллов Верховная Рада разработала Закон «О специальном режиме инновационной деятельности технопарков».

Поскольку надеяться на стабильную поддержку со стороны государства не приходилось, закон предусмотрел систему налоговых и таможенных льгот для компаний, входящих в технопарк.

Но мощная связка руководителей НИИ с президиумом Академии, у которого в парламенте любого созыва имеется лобби, сделало технопарки клондайком для желающих провести незаконные схемы по минимизации налогообложения для собственных предприятий. Помогало в этом и законодательство, до сих пор считающее высокотехнологическую продукцию «конкурентной в мире», а инновационную деятельность - «подвидом инвестиционной».

Правительство Тимошенко отобрало в 2005-м у технопарков их преференции: право освобождаться от уплаты НДС и таможенных сборов при ввозе импортного оборудования для реализации инновационных проектов и направлять налог на прибыль не в госбюджет, а в спецфонды.

Льготы и контроль

О том, почему так случилось и как сделать работу технопарков прозрачной и эффективной, «АиФ» попросил рассказать директора департамента инноваций и трансфера технологий Министерства образования и науки Виктора Шовкалюка.

- Виктор Степанович, нужно ли технопаркам вернуть преференции? Ведь львиная их доля просто не работает.

- Нельзя отрицать: было немало случаев, когда заходившие в технопарки компании пытались просто уйти от налогообложения. Но, если мы хотим работать на перспективу, нужно поставить деятельность технопарков, особенно стадию отбора проектов, под жесткий контроль, однако льготы им вернуть. Мы должны обеспечить преференции для тех субъектов, которые готовы рисковать. В поправках к закону о технопарках речь идет о льготах не столько на импорт, сколько на разработки и технологии наших ученых. Раньше даже кредиты под гарантии правительства давались на оборудование, которое завозилось из страны, предоставившей товарный кредит. Такого быть не должно. Мы должны не субсидировать чужие экономики, а поднимать собственную экономику.

- Но ведь и законодательство способствует тому, что практически любой производитель, имеющий связи и деньги, может зайти в технопарк и пожелать льгот.

- Чтобы зайти в технопарк и получить льготы, нужно пройти процедуру отбора проектов и иметь средства на реализацию собственного проекта. В ходе реализации проекта нужно получить прибыль, 50% из которой нужно направить на развитие самого технопарка. Как тратятся выделенные из госбюджета средства, проверяет КРУ, а МОН проводит регулярный мониторинг деятельности технопарков.

- Возможно, Украине пока вообще не нужны крупные технопарки, открывающие широкое поле для коррупции? Не проще ли финансировать из госбюджета только стратегические для страны инновационные проекты, как это делается во всем мире, а параллельно создавать среду для того, чтобы малый наукоемкий бизнес смог встать на ноги?

- Еще в 2008 году Кабмин утвердил Программу строительства инновационной инфраструктуры на 2009-2013 годы. На ее реализацию было предусмотрено около 1 млрд грн. В итоге утвердили чуть более 200 млн грн - только на первоочередные мероприятия. А речь шла о развитии инновационной инфраструктуры как при ведущих вузах страны, так и на региональном уровне, о создании центров трансфера технологий, о возрождении центров научно-технической информации, на реанимацию которых никак не найдутся средства. В итоге, нынче Программа вообще не финансируется - кризис.

- В мире работают бизнесинкубаторы, обычно на территории университетов. Профессионалы оценивают качество инновационных проектов, помогают изобретателям писать бизнеспланы, созывают советы инвесторов и любую разумную идею начинают раскручивать. Нужна ли Украине сеть бизнесинкубаторов?

- Мировой банк запускал массу пилотных проектов в этом направлении. У нас существует Ассоциация бизнесинкубаторов, но пока она работает неэффективно.

В Польше, Чехии есть комитеты по содействию привлечению иностранных инвестиций, которые занимаются конкретными проектами. У них есть финансовые инструменты: возможность привлекать кредитные ресурсы под собственные гарантии либо инвестировать из госбюджета, и они отбирают инновационные идеи, курируя их внедрение. В Украине, как только переходим от теории к практике, мы снова упираемся в финансы. Вроде есть идеи, но предприятия, которым это нужно, средств на внедрение не имеют. А имеющие оборотные средства компании в таких идеях не заинтересованы. Кредитные ресурсы чрезвычайно дороги. В наш департамент приходило много ученых - за три года не было только проекта вечного двигателя. Мы созываем ученые советы, но, как только просим ученого предоставить опытный образец его изобретения или предлагаем испытать его на конкретном производстве, - он уходит и не возвращается.

- Сеть технопарков будет оптимизирована?

- Однозначно. У нас создан совет директоров технопарков. Они говорят в один голос, что сегодня на условиях, предусмотренных законом, привлечь предприятия к реализации проектов очень тяжело. Ведь предприятия нынче и так минимизируют прибыль, чтобы уйти от налогов. Если вернуть технопаркам хоть часть преференций, которыми они владели до 2005 года, при этом поставив их под жесткий контроль, процесс пойдет.

Если мы не будем заниматься инновациями, будущего у страны нет. Мы открыли свои границы, вступив в ВТО. Теперь нужно заставить свои предприятия внедрять инновации, которые сделают их продукцию конкурентной в первую очередь на внутреннем рынке.

БУКВОЙ ЗАКОНА

Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» определяет технопарк как юридическое лицо или группу юридических лиц, которые действуют согласно договору о совместной деятельности с целью реализации проектов внедрения наукоемких разработок, высоких технологий и обеспечения промышленного выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых