aif.ru counter
28

Нищета не местного значения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Украине 27/01/2010

О сути судебного иска и проблемах регионов рассказал глава Донецкого областного совета Анатолий БЛИЗНЮК

Анатолий Михайлович, что побудило облсовет на такой беспрецедентный поступок, как судебная тяжба с правительством?

- Мы больше года готовили договор с Кабмином, согласовали его со всеми министерствами и ведомствами. В 2007 году он был подписан для того, чтобы быстрее решать социальные проблемы в области. Но договор не выполняется. Проблемы возникли еще в ноябре прошлого года. Правда, тогда они были не столь масштабными. Зато в декабре проявились уже в полном объеме.

Вот вчера органами местного самоуправления при наличии на наших счетах 960 миллионов гривен было предъявлено платежных требований на 227 миллионов. Этот реестр был составлен Казначейством и направлен в Киев. Из Киева он вернулся с вариантом ручного управления: это платить, а это не платить. И всего из 227 196 422 гривен было оплачено 41 556 673. Мы знаем этот процесс, но мы не можем контролировать его исполнение. По состоянию на 1 января государство забрало 960 миллионов у нашего местного самоуправления и использовало на собственные нужды. Куда, кому и как, мы не знаем, никто перед нами не отчитывается и не отвечает за невыполнение этих платежных поручений. Более 200 миллионов гривен на то же 1 января были не проплачены и остались кредиторской задолженностью перед поставщиками лекарств, продуктов, горюче-смазочных материалов, за выполненные работы. Я утверждаю, что мы имеем бюджетный дефолт в украинском государстве.

- На прошлой неделе состоялся инициированный вами первый в истории Украины суд местных властей с Кабинетом ми нистров. Чего рассчитываете добиться?

- Договор, о котором я сказал, зарегистрирован в Минюсте, это официальный договор двух субъектов - юридических лиц, за невыполнение которого необходимо отвечать. Поэтому мы в установленном законом порядке будем требовать от Кабинета министров исполнения всего того, что написано в этом договоре. И в бюджете 2010 года уже должны быть предусмотрены средства на погашение той задолженности, которая образовалась, и реализации тех мероприятий, которые предусмотрены на 2010 и 2011 годы. Мы не требуем чего-то сверхъестественного. К примеру, на сегодняшний день город Белозерское в результате угольных подработок опустился на 3,5 метра, трещат дома, канализационные стоки текут по улицам. Это проблема отдельно города Белозерское или города Доброполье, или Донецкой области? Это наша общая, государственная проблема. Мы говорим о решении насущных проблем.

Или - обеспечение Донбасса водой. Во всем мире существует практика: есть резервный, дополнительный источник. У нас же весь Донбасс обеспечивается одним источником. И это тоже общегосударственная проблема, а не только лично наша. И государство обязано в этом деле участвовать. А возьмите проблему подготовки к Евро-2012. Это что, проблема Донецка как принимающего города? Нет, это тоже общая проблема. Поэтому мы будем требовать, чтобы все было выполнено, как положено по юридическим нормам и по здравому смыслу.

Я уверен, что нам это удастся. Все-таки в нашей стране есть законы, которые надо выполнять, и мы заставим правительство это делать либо же будем корректировать условия договора с новым президентом, новым правительством.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

В Украине подлежит немедленной замене или капитальному ремонту:

85% водопроводных магистралей

78% тепломагистралей

60% газопровода

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Николай АЗАРОВ, министр финансов в оппозиционном правительстве:

- Уже два месяца местные бюджеты не имеют возможности распоряжаться своими деньгами. В результате население не получает необходимых пособий, не выделяются деньги на очистку улиц, ремонты. Вся страна попала в блокаду из-за безответственности правительства, которое расходует и находит деньги на что угодно, на все свои предвыборные мероприятия. Не находит оно деньги лишь на то, что необходимо для подъема экономики и для финансирования социальных затрат в соответствии с законодательством.

МНЕНИЕ

Плюс обледенение всей страны...

Отсутствие денег в системе ЖКХ - это не только «еле живые» батареи и неубранный снег на крыльце. Самое страшное - вопиющая изношенность фондов. Аварии, скорее всего, неизбежны, а об их последствиях страшно даже подумать.

Александр Попов, министр ЖКХ в оппозиционном правительстве.

Беда в том, что бюджет страны на прошлый год был составлен без учета реальной ситуации. Как можно прогнозировать государству, входящему в кризис и не имеющему четко отлаженной системы экономики, растущий ВВП? Результат - 30-миллиардный разрыв между доходами и расходами. Колоссальный дефицит бюджета, постоянные заимствования где только можно. Закончились ссуды МВФ - началось оттягивание средств из местных «кошельков». Что сегодня? Нет госбюджета для всей страны на текущий год. Это беспрецедентный факт.

Раньше подобное наблюдалось только однажды - в середине 90-х, когда страна жила без главного финансового документа полгода. Но тогда были иные условия. Сейчас же, если рассматривать ситуацию на местах, она просто плачевная. Бюджета нет - нет алгоритма финансирования. Люди месяцами сидят без копейки. Даже при наличии денег местные власти не могут проводить платежи, не имеют возможности ни с кем рассчитываться. Они не правомочны распоряжаться средствами даже по схеме 1/12!

Конечно, в первую очередь страдает система ЖКХ. Трагично, что все происходит в напряженный осеннее-зимний период, когда коммунальным службам нужно рассчитываться за газ (цены на который растут!), тепло, проводить ремонты сетей, убирать дороги и пр. Вдумайтесь в статистику: на техническую готовность в 2007 году из государственного и местных бюджетов было выделено более 4 млрд грн. А в 2009 году - порядка 500 млн грн. Это в девять раз меньше, чем два года назад! Отсутствие денег в этом секторе - это не только «еле живые» батареи и неубранный снег на крыльце. Самое страшное - вопиющая изношенность фондов. Аварии, скорее всего, неизбежны, а об их последствиях страшно даже подумать.

В то же время, нынешняя ситуация - преддверие президентских выборов - не дает властям всех уровней говорить обо всех проблемах в открытую. Хочется надеяться, что страна выдержит, переживет зиму и предвыборную кампанию, и тогда новой политической команде придется очень непросто: перед ней будет лежать государство, оказавшееся на грани пропасти.

КСТАТИ

За семь месяцев 2009 года убытки коммунальщиков увеличились на 40% - до 1,5 млрд грн. По последним данным, в период подготовки к отопительному сезону долги ЖКХ выросли на 400 млн грн, а долг по выплате заработной платы достиг 200 млн.

Как оживить ЖКХ?

А. Попов предлагает такое решение:

● вести конструктивную бюджетную политику как в государственном масштабе, так и - особенно - в отношении к местным бюджетам;

● внедрить государственные энергосберегающие программы (это позволит, в частности, серьезно экономить на оплате за газ), поддержать все местные тематические программы;

● уменьшить аварийность жилого фонда;

● снизить аварийность на предприятиях ЖКХ.

Чтобы этого добиться, эксперт предлагает всем миром налечь на ремонт и замену инженерных сетей, капитальный ремонт жилых домов и зданий. Эти вложения быстро окупятся. Кроме того, нужно всячески поддерживать начинания местных властей. Все необходимые материалы и оборудование производятся в Украине - значит, государство, финансируя такие работы, создает сотни тысяч новых рабочих мест. Стало быть, социальную значимость таких проектов в наше кризисное время сложно переоценить.

Подготовила Мария ЛИМАН

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых