aif.ru counter
30

Церковь и политикум: истинность или профанация

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ в Украине 13/01/2010

Церковь как театр?

- ПРИВЕРЖЕННОСТЬ христианским - в частности, православным - традициям, в среде нынешних политиков зачастую всего лишь актерство, в меру умелая или неумелая игра. Представители власти стремятся приблизиться к народу, используя духовную платформу, - считает политолог Сергей Ивченко. - Шаг вполне объяснимый. Власти - вне зависимости от идеологии и философии их политических сил - чувствуют зыбкость своих авторитетов в народе и пытаются заигрывать. Они хорошо усвоили данные социологических опросов. Согласно некоторым из них, верующими себя в Украине считает почти 92% населения. Правда, есть и другие данные. Профессиональные опросы показывают: по-настоящему религиозными можно назвать не более 40% украинцев. Но и это немало, если заручиться их поддержкой, например, на выборах.

- Беззастенчивые попытки использовать церковь в предвыборной агитации представители властей демонстрировали еще в 2004 году, когда шла битва буквально за каждый голос, - рассуждает харьковский социолог и теолог Александр Мартынюк. - Это выражалось не только в демонстративной набожности политиков, которые под прицелом телекамер наперегонки посещали культовые места, но и в откровенном давлении на духовных лидеров с требованием агитировать за того или иного политика, попытках торговаться с духовенством (вы агитируете среди паствы - мы вам возрождаем (возвращаем) храм, даем деньги и пр.). К чести духовенства, такие «торги» крайне редко оканчивались «сделкой». Если какой-то пастырь или батюшка где-то и агитировал за политика, то часто лишь потому, что искренне верил в правильность пути этого человека. Тем не менее, в адрес церквей не раз звучали обвинения по поводу их излишней политизированности. Учтя эти уроки, духовенство разных конфессий накануне нынешней гонки четко обозначило свои позиции: мы вне политики.

Сколько дорог ведет к храму?

- ЭТО вынудило политиков сосредоточиться на собственном религиозном имидже, продолжает А. Мартынюк. - Чего мы только ни увидели в ходе предвыборной кампании! И посещение храмов, и встречи с наивысшими религиозными чинами вселенского масштаба с обязательным взятием у них благословения на благие дела, и демонстративные пожертвования на возрождение духовных святынь, и публичное свершение церковных таинств (исповеди, причастия, крещения и венчания детей и внуков)... Наиболее проворные политики умудрялись (якобы по личной духовной нужде) неоднократно зафиксировать свое появление в церквях самых разных конфессий и духовных направлений.

Так они стремились вызвать симпатии наибольшего числа прихожан, однако эффект зачастую оказывался противоположным: искренне верующие люди тонко чувствуют фальшь. Они знают, что молиться, исповедоваться, ездить в паломнические поездки следует тихо, пребывая наедине с богом. Как показывают опросы, откровенную неприязнь у верующих вызывает религиозная «всеядность» сильных мира сего: появление одного и того же публичного лица в храмах, принадлежащих к разным религиям и идеологиям, не принимается паствой. В гораздо более выигрышном положении может оказаться только тот политик, который не скрывает приверженность одной церкви. Его будут уважать не только единоверцы, но и сторонники других направлений. Пример: лидер оппозиции В. Янукович, строго посещающий только храмы УПЦ (МП).

Формула «степени набожности»

- НЕТ ничего удивительного в том, что большинство политиков мечется от храма к храму, не имея возможности определиться и так и не научившись правильно креститься, - говорит политолог С. Ивченко. - Лишившись однажды коммунистической идеологии, они вынуждены были искать что-то взамен. Но что? Многие знакомы с религией только теоретически и воспринимают ее скорее как новую идеологию, с помощью которой можно «руководить массами». Должно смениться не одно поколение политиков, прежде чем у власти окажутся духовно подготовленные люди.

- Религию в Украине еще долго будут использовать в политических целях, - считает бывший народный депутат Юрий Болдырев. - Украина находится на линии фронта двух религиозных миров - католического и православного, на водоразделе западной и восточной духовных философий (христианство и ислам). Сейчас по-прежнему идет борьба. От политиков требуется огромная мудрость, чтобы в нее не ввязаться. Для этого необходима внутренняя нравственная сила и личная религиозная культура, а они есть далеко не у всех. В 1995- 96-м годах, когда я был вицемэром Донецка, у нас стали организовывать на Пасху крестный ход. Начинался он от часовни Святой Варвары, воздвигнутой в центре Донецка в память о погибших под землей горняках. Когда губернатором стал Виктор Янукович, он стал принимать участие в этих крестных ходах. Это было, как вы сами понимаете, на заре воцерковления украинского политикума, поэтому запомнилось особенно. В отличие от остальных представителей власти, которые тоже начинали тогда поддерживать церковные традиции, В. Янукович во время службы держался естественно и смиренно - как подобает православному христианину. В то время как другие люди в галстуках неловко переминались с ноги на ногу, не зная, что делать, Янукович крестился на возгласы, его лицо было сосредоточенным и умиротворенным. Было видно: человек молится.

Чтобы определить, насколько политики искренни в своих богоисканиях, достаточно проследить их духовную биографию, рассказали нам представители христианских церквей.

- «Степень набожности» человека вычислить несложно, - подключается к разговору А. Мартынюк. - Чему учит религия? Терпению, состраданию, милосердию, великодушию, справедливости, незлобивости, самоотверженному служению на благо ближнего. Проследив деятельность публичных людей, легко можно понять, кто из них демонстрирует такие качества.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

В. Янукович: «Благодаря старцу я стал милосерднее»

В книге «Любовь превыше всего. Схиархимандрит Зосима» Виктор Янукович рассказал о встречах и беседах со своим духовным отцом – самым почитаемым старцем в Донецком регионе:

«В мою жизнь отец Зосима вошел как великий праведник – человек с огромной душой. Наделенный от бога великим даром сострадания. Благодаря ему я стал милосерднее, по-иному посмотрел на многие вещи. Батюшка возродил во мне веру: хоть я был из верующей семьи (в детстве бабушка водила в церковь, учила молитвам), но в своей повседневной жизни к богу не обращался. Душа чувствовала, что чего-то не хватает, но чего именно – не знал. Старец обострил во мне мои духовные чувства, желание возрождать и созидать...»

Старец предрек Януковичу его пост губернатора и сказал, что он должен сделать на этом посту: во-первых, переименовать Славяногорск в Святогорск. Во-вторых - возродить Святогорский монастырь. В-третьих - этот монастырь должен стать лаврой. В-четвертых, восстановить в Донецкой области все старые церкви. Янукович осуществил эти планы. 9 мая 2004 года Святогорский монастырь стал лаврой. А количество церквей на Донетчине не без его участия увеличилось с 200 (в 1997 г.) до 450 (в 2002 г.).

«И, наконец, старец благословил меня, чтобы я побывал на Афоне и помог в восстановлении Свято-Пантелеймоновского монастыря», - вспоминает Янукович. Позже, незадолго до смерти, старец предсказал Януковичу тяжелые испытания, которые ему предстояло пережить в столице. «Но ты не должен унывать - ты должен идти только вперед... Я верю в тебя: ты устоишь и победишь... перед большими событиями в Украине обязательно поезжай на Афон».

Лидер оппозиции послушно исполнил волю схиархимандрита.

Подготовила Мария ЛИМАН

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых