aif.ru counter
25.12.2009 12:52
35

Тепловой угар

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Украине 23/12/2009

Без посредника дороже

ЭТА схема понятна - так сдерживается рост тарифов. Но почему это не работает? Как рассказал нашему корреспонденту глава профильного министерства оппозиционного правительства Юрий Бойко, правительство «забыло» заложить в бюджет деньги на оплату газа.

- Себестоимость импортного топлива в этом году составляет 300 долларов за тыс. куб. м, а теплокоммунэнерго получают этот газ по 110 долларов - т.е. втрое дешевле себестоимости, - отмечает он.

Традиционно эту разницу компенсировал бюджет. Но в этом году из необходимых 14 млрд в бюджет заложено только 1,6 млрд гривен. Остальные убытки ложатся на «Нефтегаз». Именно поэтому крупнейшая компания страны, бывший флагман нашей экономики, фактически превратилась в банкрота.

Лишение компании «РосУкрЭнерго » доли энергетического рынка страны проблемы не решило. Несмотря на то что из схемы поставок газа в Украину исчез посредник, стоимость голубого топлива для украинцев до сих пор остается дороже, чем для жителей некоторых стран Европы. Неужели мы богаче европейцев, что можем себе позволить покупать газ по такой цене?

Все дело в том, что формула цены для Украины несовершенна. Она не учитывает оптовых и сезонных скидок, других важных элементов европейской практики, на которые Украина по праву может претендовать.

Кроме того, цена для Украины рассчитывается на основании стоимости дизтоплива в Европе, хотя уместнее была бы привязка к цене энергетического угля или электроэнергии - т.е. тех энергоносителей, которыми реально можно заменить газ в условиях Украины. Профессиональная неподготовленность украинской делегации привела к тому, что Украина сегодня платит одну из самых высоких цен среди клиентов «Газпрома».

О газификации забыли

РЯД специалистов высказываются по поводу необходимости увеличения собственной добычи газа для внутренних потребностей. Газ украинской добычи по закону должен поставляться только домохозяйствам. Его стоимость действительно невелика - 40 копеек за кубометр. Для сравнения, импортный газ стоит 2,5 гривни за кубометр. Именно он идет на потребности не только промышленности, но и коммунальной сферы.

Но даже увеличение добычи не даст должного эффекта. Более серьезная проблема - в отсутствии газа в точках конечного его потребления - в населенных пунктах.

О программе газификации населенных пунктов Украины много говорят, но не оговаривают сроки. Как известно, программы газификации всегда финансировались за счет «Нефтегаза Украины». В 2002-2004 годах было построено свыше 10 тысяч километров газопроводов, были газифицированы такие крупные населенные пункты, как Белгород-Днестровский, Керчь, Судак и многие другие. Тогда контроль за газификацией со стороны руководства правительства был очень жестким: умри, но сдай в срок.

Сегодня многое изменилось. И в исполнительской дисциплине, и в отношении власти к своему слову. Действует принцип: «Под выборы обещаем - потом забываем».

Газ - не в радость

МЕЖДУ тем, даже обеспеченные газом жилмассивы не могут избавиться от тарифного бремени. А все потому, что они неохотно переходят на потребление тепла и горячей воды от собственных мини-котельных, несмотря на доказанный на опыте некоторых городов положительный эффект. А ведь это сэкономило бы уйму топлива и денег - не нужно было бы обогревать тысячи километров теплотрасс вдоль дорог. В итоге - высокое потребление газа при высоких на него тарифах приводит к увеличению задолженности по оплате за его использование.

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня находится в критическом состоянии. В то же время низкий уровень доходов населения не позволяет финансировать восстановление этой инфраструктуры за счет тарифов на коммунальные услуги. Для решения проблемы необходимо привлекать государственные средства.

На финансирование программ ЖКХ правительство Януковича выделяло 5-7 миллиардов гривен, на фоне которых 200-300 миллионов, выделенных на этот год, выглядят просто жалко. За эти средства невозможно в полном объеме профинансировать даже текущие ремонты. О строительстве новых объектов речь вообще не идет.

Значительно улучшить ситуацию на газовом рынке страны могли бы два фактора: улучшение условий импорта природного газа и ужесточение платежной дисциплины - в первую очередь в бюджетной сфере.

Сегодня субвенции правительства в местные бюджеты проходят несвоевременно, это приводит к отставанию расчетов за газ со стороны бюджетной сферы и теплокоммунэнерго. Огромная задолженность за газ, сложившаяся сегодня, - это следствие недоработок самих властей.

Налаживание отношений между премьер-министрами Украины и России сыграло на пользу Украине. Встречать Новый год мы будем без традиционного «газового» скандала. Какие уступки с украинской стороны могли настолько задобрить наших российских партнеров? Возможен ли подобный скандал в обозримом будущем? Об этом и многом другом в интервью нам рассказал министр топлива и энергетики оппозиционного правительства Юрий Бойко.

Скоро платить будет нечем

- ЮРИЙ Анатольевич, отсутствие «газовых» разборок в канун новогодних праздников - это такой подарок всем украинцам?

- Базовая цена в 450 долларов является таким новогодним подарком, на который, по-видимому, не надеялись даже сами россияне. Это существенно превышает стоимость газа для Германии, Венгрии, Словакии, Австрии и большинства других европейских стран. И это при том, что транспортное плечо до них намного длиннее, чем до Украины. Радоваться, на мой взгляд, тут нечему.

- Когда-нибудь нам должно надоесть платить дороже, чем все. Насколько вероятен новый конфликт между нашими странами в ближайшем будущем?

- Сегодня Украина не в состоянии платить за газ по таким ценам. Они неподъемны для нашей промышленности. Я уверен, россияне тоже это осознают. За 10 месяцев из тех 4,5 миллиарда долларов, которые Украина заплатила за газ, три миллиарда, т.е. две третьих, - это кредитные деньги. Только треть страна заплатила сама.

Отдельно хочу подчеркнуть: у правительства Виктора Януковича скандалов с россиянами никогда не было. Не будет их и впредь, отношения будут развиваться в нормальном конструктивном ключе.

- Сможет ли Украина в дальнейшем выступать надежным партнером для России в качестве транзитного государства для передачи газа в Европу? От чего это будет зависеть?

- Безусловно, мы и технически, и организационно, можем и должны выступать в качестве основного транзитера российского газа в ЕС. К сожалению, за пятилетний период охлаждения отношений между Украиной и Россией наши российские партнеры дали старт нескольким новым маршрутам транспортировки газа, которые обходят территорию Украины и поэтому не выгодны для нашей страны. Однако я уверен, что по мере потепления общеполитических отношений сотрудничество в сфере транспортировки газа будет также укрепляться.

«Северный поток» - не конкурент

- НАСКОЛЬКО укрепится или ослабнет энергетическая безопасность страны от заключения прямых контрактов на поставку газа в нашу страну из Средней Азии?

- Восстановление контрактов с Туркменией и другими государствами центральноазиатского региона выгодно Украине по ряду причин. Во-первых, мы не зависим от единственного источника импорта. Во-вторых, получаем возможность маневра между поставщиками. В-третьих, получаем шанс вернуться на рынки среднеазиатских стран.

- Сможем ли мы конкурировать со строящимся Северным потоком, который будет качать газ в Европу в обход Украины?

- Североевропейский газопровод предназначен для транспортировки газа ямальского месторождения в страны акватории Балтийского моря, в то время как трубопроводы Украины используются для снабжения центральной Европы. СЕГ в наибольшей степени потеснит североморский (норвежский) газ, поскольку придет на его традиционные рынки. Поэтому транзит через Украину от ввода в строй этого маршрута особо не пострадает.

Можем экспортировать электричество

- МОЖНО ли говорить о таком направлении в развитии отечественной энергетики, как экспорт электричества в соседние страны?

- На сегодняшний день Украина имеет профицит мощностей по выработке электроэнергии и могла бы экспортировать в Евросоюз больше тока, если бы не ограниченность экспортной инфраструктуры. На ближайшие годы экспорт электроэнергии перспективен и будет расширяться. Важно, чтобы средства, полученные страной от этого экспорта, вкладывались в обновление основных фондов наших генерирующих компаний.

- Какие шаги нужно предпринять правительству Украины, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны не на пару месяцев, рассчитавшись с «Газпромом», а хотя бы на пару-тройку лет?

- Любое правительство, чтобы быть успешным, должно в первую очередь трезво оценивать свои возможности и эффективно их использовать, а не заниматься шапкозакидательством. Еще - нужно жить по средствам.

В газовой отрасли сейчас приоритетным является ее финансовое балансирование. Источники я назвал: улучшение условий закупки газа и расчетов в бюджетной сфере. После того как страна перестанет в авральном режиме искать деньги для расчетов каждое 7-е число, можно говорить о каком-то будущем. Я бы выделил в качестве приоритета инвестиции в добычу украинского газа.

Как рос наш долг за газ

Полный бак вопросов

От читателей «АиФ» приходит масса писем, касающихся принципов формирования цен на бензин. Почему они то и дело скачут? Почему из-за топливных проблем страна каждый раз встает перед угрозой срыва посевной? Кто мешает нашей стране производить собственное топливо? На эти и другие вопросы украинцев ответил Юрий Бойко.

Биржа - ценам не указ

Цены на топливо идут вверх изо дня в день. Это правда связано с ценами на нефть на мировых рынках или нас вводят в заблуждение?

Станислав К., Донецк

СУДИТЕ сами. В этом году розничные цены на бензин все лето превышали семь гривен за литр, что соответствует прошлогоднему уровню. Однако в прошлом году нефть стоила вдвое дороже - 140 долларов за баррель против 70 сегодня.

Объективно на подорожание бензина повлияло и падение курса гривни, и повышение этим правительством акцизов на нефтепродукты. Но в целом чистый заработок нефтетрейдеров на тонне бензина превышает прошлогодний на 20-25%. А правительство и Минтопэнерго устранилось от этой ситуации.

Льготы есть, бензина - нет

Почему нельзя производить бензин из отечественного сырья и на украинской территории, чтобы как-то его удешевить? Кто мешает производить дешевое топливо у нас в стране?

Виктор А., Симферополь

КАЖДАЯ страна заинтересована, чтобы максимальная доля добавочной стоимости производилась на ее территории. Это не только налоги, но и зарплаты, валютная выручка, экспортно-импортный баланс. Украина как государство тоже заинтересована, чтобы 100, а не 65 процентов нефтепродуктов, продаваемых на ее территории, производились отечественными заводами.

С этой целью правительство Виктора Януковича в 2006 году подписало с нефтяниками меморандум о взаимопонимании, гарантировало им льготы при импорте оборудования для модернизации нефтеперерабатывающих заводов, нормальные условия ведения бизнеса в целом. Отрасль начала оживать.

К сожалению, после отставки нашего правительства эту работу никто не продолжил.

Без Стабфонда худо дело

Как только начинается сезон посевной или уборочной кампаний, так цены на заправках взлетают до небес. Нам говорят, что во всем виноваты биржевые котировки. Что нужно сделать, чтобы посевная и уборочная меньше зависели от колебаний цен на нефть на мировых биржах?

Наталья Д., Киев

РЕЦЕПТ один: нужна системная работа правительства и соответствующих органов. При том же правительстве Януковича был создан Стабилизационный фонд нефтепродуктов, который как раз для нужд селян накапливал, а затем реализовывал нефтепродукты.

После смены правительств этим никто не занимается.

Стандарты качества устарели

Цены на бензин в Украине вплотную приблизились к европейским. К сожалению, это никак не отразилось на его качестве. Почему?

Кристина А., Одесса

ПОТОМУ что государство позволяет продавать нефтепродукты не слишком высокого качества. Нужно было раньше вводить повышенные стандарты качества топлива, делать их более жесткими. Тогда нефтеперерабатывающие заводы были бы вынуждены адаптироваться к новым нормам, чтобы не потерять рынок. Эти стандарты введены нами в 2007 году, но окончательно вступят в действие только в конце 2010 года, когда закончится переходный период.

Нужен жесткий контроль

Из-за цен на топливо автомобиль превратился в роскошь. Как скоро он снова станет средством передвижения?

Виталий К., Днепродзержинск

НУЖЕН более четкий контроль со стороны государственных органов - Антимонопольного комитета и Госинспекции по контролю за ценами. И, конечно, профессиональный диалог с нефтяными компаниями.

Материалы подготовил Михаил КАЗНАЧЕЕВ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых