aif.ru counter
48

Власть гниет с головы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ в Украине 16/12/2009

Бесплодная борьба

СОЗДАНИЕ комитета будет отнюдь не первой инициативой такого рода. В целом за годы независимости украинская законодательная и исполнительная власть разработали и приняли свыше 70 нормативных документов, в том числе 12 законов и столько же постановлений Кабмина, касающихся борьбы с коррупцией.

Еще в 2006 году предполагался запуск мероприятий по борьбе с коррупцией в рамках концепции под названием «На пути к добропорядочности », разработанной президентом Ющенко. Кабмин несколько раз разрабатывал пошаговый план ее реализации с четкими заданиями для каждого министерства и ведомства.

В апреле 2008 года в Украине создали специальный антикоррупционный орган - Межведомственную рабочую группу по вопросам разработки мероприятий противодействия коррупции. Ее сопредседателями стали и.о. председателя СБУ Валентин Наливайченко и генеральный прокурор Александр Медведько. Одной из главных задач, поставленных президентом Ющенко перед этой группой, была борьба с коррупцией в управленческом аппарате высшего уровня. Межведомственная рабочая группа собирала заседания, выдвигала предложения по изменению законодательства, долго дискутировала об ужесточении мер...

Тогда же президент выдвинул 10 антикоррупционных инициатив, в число которых вошло предложение о ликвидации депутатской неприкосновенности.

Однако и нынче коррупция в высших эшелонах процветает, народные избранники неприкосновенны, а СНБО признает масштабы коррупции в стране угрожающими национальной безопасности.

Недавно президент Комитета регионов Европейского Союза Люк Ван ден Бранде публично заявил, что Украина имеет репутацию страны с высоким уровнем коррупции. В этом убеждены и рядовые граждане. Результаты исследования Киевского института проблем управления имени Горшенина, проведенные в этом году, заставляют серьезно задуматься: в том, что в Украине можно без особых проблем купить решение суда, уверено более 60% украинцев, депутатский мандат - почти 55% респондентов, освобождение от уголовной ответственности - 54% опрошенных. При этом треть украинцев убеждены, что в Украине можно купить даже жизнь и свободу человека.

Ломать систему?

ГЛАВНЫМ просчетом действующего президента было его поручение коррупционерам развернуть борьбу с собственными превышениями полномочий. Естественно, что, используя такие методы, президенту не удалось сломать систему круговой поруки. Ведь в особо крупных коррупционных схемах замешаны и повязаны чиновники всех рангов, начиная с функционеров из окружения президента, включая парламентариев, министров, судей и заканчивая депутатами сельских советов.

Теперь президент то и дело требует от спикера Верховной Рады ужесточить борьбу с коррупцией, укоряет премьерминистра и весь Кабмин в поддержке коррупционных схем. Но все это уже не воспринимается всерьез. А на прошлой неделе в ответ на обвинения силовых ведомств в повальной коррупции Виктор Ющенко получил гневную отповедь на камеры от министра внутренних дел.

Эксперты международной правозащитной организации Transparency International настаивают на том, что в ухудшении ситуации в Украине главнейшую роль играет именно политическая коррупция, которая, как известно, сосредоточена на самом верху власти.

На днях депутаты Верховной Рады не поддержали законопроект, который предлагал довести уголовную ответственность следователей и прокуроров, обвиненных в коррупционных действиях, до пожизненного лишения свободы. Очевидно, что депутаты наиболее многочисленных фракций парламента не заинтересованы в том, чтобы эта мера была узаконена, - большинство из них сами рискуют попасть под ее действие.

Новый президент Украины, который займет пост в следующем году, получит реальный шанс преодолеть масштабную коррупцию только в том случае, если сам не будет связан с коррупционерами, а потому сможет принимать самостоятельные решения. Но такому президенту придется ломать существующую систему принятия политических решений.

Начать с себя

ЛИДЕР партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк неоднократно заявлял, что первым делом новый президент должен распустить действующий парламент, вторым - инициировать выборы в Верховную Раду согласно новому закону о выборах по открытым спискам, чтобы парламентарии не прятались как коты в мешке в закрытых списках партий, а попадали в парламент, получив доверие людей. Кроме того, важнейшей задачей президента он считает имплементацию результатов референдума 2000 года, когда народ Украины высказался за лишение народных депутатов неприкосновенности и сокращение депутатского корпуса до 300 человек. Арсений Петрович считает, что неприкосновенность должна быть снята и с президента.

Создав такие условия для работы политиков, новый президент может быть уверен в эффективности работы нового органа - Национального антикоррупционного комитета (НАК). Законопроект о его создании уже разработан экспертами партии «Фронт перемен» и 15 декабря внесен Арсением Яценюком на рассмотрение ВР.

Создание комитета, по мнению его автора, позволит привлекать к ответственности за коррупционные правонарушения (административные и уголовные) чиновников, которые сегодня безнаказанны из-за отсутствия политической воли и круговой поруки в правоохранительных органах.

В законопроекте предложены гарантии неиспользования НАК в незаконной деятельности. Это обеспечивается «перекрестным» контролем со стороны президента Украины, Верховной Рады, а также прокуратуры.

Руководителю Комитета, который будет назначаться парламентом по представлению президента сроком на семь лет, нужно обеспечить максимальную независимость. Столь долгий срок полномочий обусловлен необходимостью развести их во времени со сроком полномочий парламентариев и президента.

Без арестов не обойтись

ПО ИНФОРМАЦИИ Главного управления государственной службы Украины, в первом полугодии 2009 года ни один госслужащий I-II категории не был привлечен к ответственности за коррупционные действия. Даже если по факту таких действий возбуждается уголовное дело, оно зачастую «разваливается» в ходе судебных заседаний. Причины этого недавно озвучил СНБО: «качество сбора доказательств по коррупционной деятельности лиц, уполномоченных на исполнение государственных функций, остается очень низким в Украине». А силовые ведомства действуют в рамках круговой поруки, а не по закону.

Именно поэтому создание Национального антикоррупционного комитета необходимо, считает Арсений Яценюк.

Сразу после создания у служащих комитета будет предостаточно работы - необходимо завершить дела, которые по нескольку лет находятся на стадии предварительного следствия или приостановлены.

Арсений Петрович не исключает, что многие нынче находящиеся у власти фигуры могут понести заслуженное наказание. Ведь, по словам советника Арсения Яценюка, бывшего заместителя министра внутренних дел, генерал-майора Владимира Хоменко, уже сегодня собрано достаточно материалов о коррупционных действиях в стенах действующего парламента, министерств и ведомств, в том числе в Генеральной прокуратуре, МВД, СБУ, налоговой милиции. Этих материалов достаточно, чтобы виновные были привлечены к ответственности уже сегодня.

«Стоит отправить за решетку хотя бы десяток занимающих высокие должности коррупционеров - и остальные поймут, что наказание за превышение полномочий неотвратимо и неизбежно в этой стране», - уверен Арсений Яценюк.

Политик убежден, что наказание за коррупционную деятельность чиновников высшего ранга, вымогание и получение взяток в крупных размерах, а также за несправедливые решения суда должно предполагать пожизненное лишение свободы.

При этом, Яценюк не сомневается, что в правоохранительных органах есть профессионалы, умеющие и желающие разоблачить коррупционеров, и именно они должны составить костяк Национального антикоррупционного комитета.

УРОКИ ПРОШЛОГО

История свидетельствует, что политическая воля и решительность лидера государства были определяющими в борьбе с коррупцией.

ЯРКИЙ пример - эпизод с Наполеоном Бонапартом, который был активным и решительным борцом с коррупцией и заметно снизил ее уровень в послереволюционной Франции. Историк Евгений Тарле описывает эпизод 1806 года, когда Наполеон, вернувшись в Париж сразу после Аустерлицкой кампании, потребовал отчета о состоянии финансов и нашел его «весьма печальным». Быстро выяснилась и причина: знаменитый финансист Уврар и группа его коллег, действовавших под вывеской «Объединенные негоцианты», используя хитроумные схемы, причинили казне колоссальные убытки.

«Наполеон приказал Уврару и представителям «Объединенных негоциантов» явиться во дворец и тут объявил без особых околичностей, что просто приказывает им отдать все наворованное за последнее время. Уврар пробовал было прельстить Наполеона предложением новых «интересных для казны» комбинаций, которые Его Величество, наверное, примет, но Его Величество не скрыл, что наиболее интересной для казны комбинацией он считает немедленное заключение Уврара и его товарищей в Венсенский замок и отдачу их под уголовный суд. «Объединенные негоцианты» отнеслись к этому мнению императора с полным вниманием, и, хорошо зная нрав собеседника, сочли его аргументацию исчерпывающей: в ближайшее же время они отдали казне 87 миллионов франков золотом».

А КАК У НИХ?

Сингапур: поголовные увольнения и независимый суд

В МОМЕНТ обретения независимости в 1965 году Сингапур был страной с высоким уровнем коррупции. Тактика борьбы с ней была построена на регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре за соблюдением высоких этических стандартов.

Центральным звеном стало автономное бюро расследований коррупционных действий с широкими полномочиями и контролем со стороны общества.

Тогда же Сингапур законодательно ужесточил наказание за коррупционные действия, повысил независимость судебной системы - посредством повышения зарплат и обеспечения привилегированного статуса судьям ввел экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Правительство Сингапура осуществило ряд публичных антикоррупционных акций с поголовными увольнениями сотрудников таможни и других госслужб.

Эти меры были дополнены дерегуляцией экономики, повышением уровня зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

В настоящее время Сингапур занимает лидирующее в мире место по рейтингам коррупции, экономической свободы и развития. Позже сингапурский путь борьбы с коррупцией прошли Филиппины, Гонконг, Южная Корея.

Швеция: стимулы, а не запреты

ШВЕЦИЯ до середины XIX века считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. В ХХ веке шведы избрали путь полной модернизации государственной системы, разработав комплекс мер, которые на корню уничтожили меркантильные соображения чиновников.

Государственное регулирование базируется здесь на стимулах - налоговых каникулах, льготах и субсидиях, - а не на запретах. Швеция открыла представителям гражданского общества доступ к внутренним государственным документам и создала независимую и эффективную систему правосудия.

Одновременно шведский парламент и правительство разработали этический кодекс для чиновников и стали добиваться его исполнения. Спустя всего несколько лет порядочность стала главной нормой для шведского чиновника. Сегодня в Швеции - один из самых низких показателей коррупции в мире.

Секрет шведской стратегии прост: повышение экономического благосостояния граждан, стремление к социальному равенству, непоказная борьба с бедностью.

Китай: сажать и расстреливать

С ПРИХОДОМ к власти в КНР Ху Цзиньтао в 2002 году антикоррупционная кампания в Китае приобрела неслыханный размах и начала демонстрировать результаты.

С 2002 по 2007 г. в коррупционных деяниях были обвинены чиновники из 32 министерств и ведомств. Под следствием оказалось более 40 тысяч чиновников, а почти 3 тысячи представителей судебной власти - под подозрением во взяточничестве и превышении должностных полномочий.

В декабре 2007 года, в дополнение к действующим ведомствам по борьбе с коррупцией, был создан национальный китайский орган - Государственное управление по предупреждению коррупции с широчайшими полномочиями в деле разработки целого комплекса антикоррупционных мер.

Всего за несколько месяцев в 2007 г. были вынесены суровые приговоры таким высокопоставленным чиновникам, как главный прокурор г. Тяньцзинь, член Политбюро и секретарь горкома партии г. Шанхая, вице-мэр Пекина, вице-губернатор провинции Аньхой, мэр г. Циндао.

Ярким событием стал судебный процесс над министром КНР по продовольствию и лекарствам Чжэнь Сяоюем, получившим смертный приговор.

МНЕНИЕ

Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк

«Не меняя политическую систему, мы ничего не добьемся. Когда политики утверждают, что генеральный прокурор или президент возьмет и наведет порядок, нужно понимать, что все это - досужие разговоры. Невозможно побороть коррупцию, если в ней задействованы все, начиная с чиновника самого низкого ранга и заканчивая премьером, президентом и 450 депутатами парламента. Так работает нынче вся система власти.

Начать необходимо с преодоления политической коррупции. Для этого новому президенту нужно осуществить пять простых шагов. Первый - разогнать парламент, второй- добиться внедрения новой избирательной системы только по открытым спискам, третий сократить численность парламента до 300 народных депутатов, четвертый - ликвидировать неприкосновенность президента, народных депутатов и судей. Пятый, и последний, шаг - создать независимый орган по борьбе с коррупцией, подчиненный исключительно президенту.

Что самое важное, новый президент должен подать собственный пример остальным представителям власти. Украине сегодня нужен президент, который имеет моральное право спрашивать с других».

У меня нет счетов за границей, у меня нет бизнеса, у меня нет недвижимости за границей, у меня нет доходов, которые не указаны в декларации. Я спокоен. Мне нечего бояться.

Мне не нужна государственная резиденция. Я никогда не жил в госрезиденции, ни на одной, хотя по закону она мне положена. Мы живем на 30 сотках с семьей. Это не потому, что я хочу кому-то понравиться. Это мое внутреннее убеждение. Так меня воспитывали папа с мамой. Так живет наша семья.

У меня нет олигархов, которые меня окружили. А они, кстати, предлагали, и не один раз. Они размышляют так: «А что, очень нужный продукт политический новый появился - «Яценюк». Его бы прикупить. Говорит хорошо, молодой, минимум еще лет 20 в политике побудет и нас покормит».

Поэтому у меня не просто моральное право, у меня обязанность будет спросить других: где вы живете, за что вы живете, в том числе, в первую очередь, чиновников. Где ваши счета?

Мария ХМЕЛЬНИЦКАЯ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых