aif.ru counter
09.12.2009 17:02
18

Мост между прошлым и будущим

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Украине 09/12/2009

Человек - за бортом...

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ кризис стал проверкой на прочность не только украинской экономики как таковой, но и всей государственной системы в целом. Результат - строго отрицательный. Украина, которая все последние годы призывно тянула руки к Западу, очутившись в сложных экономических условиях, оказалась отторгнутой. А, может быть, нас и раньше не думали воспринимать всерьез, а кризис это лишь проявил? Это тут же рикошетом ударило по среднестатистическому украинцу. Мы оказались уникальной страной, в которой реальная внешняя политика и место государства на международной арене тесно переплетаются с интересами почти каждого из граждан, но при этом, судя по всему, мало тревожат представителей верховных властей. А иначе как объяснить пренебрежительное бездействие государственной машины на внешнеполитическом поприще?

Простой пример. Сотни тысяч украинских заробитчан, отправившихся не от хорошей жизни за длинным рублем в Россию, Италию, Испанию и прочие более благополучные государства, с приходом кризиса оказались без работы - государства, их приютившие, пекутся о трудоустройстве, прежде всего, собственных граждан. В то же время украинские власти не позаботились даже о том, чтобы эти люди - целая армия наших сограждан - получили возможность безболезненно возвратиться домой и найти место под солнцем. Украина встречает возвращающихся заробитчан угрюмым молчанием - уровень безработицы в нашей стране, по официальным данным, вот-вот превысит роковой порог в 10%.

Что Украина приобрела и потеряла?

Асимметричность визового режима. Проявляя предельное - и не всегда оправданное - дружелюбие, Украина год от года упрощала въезд на свою территорию представителям разных стран. В результате - открыла дорогу толпам иммигрантов из Азии. При этом вопрос безвизового передвижения украинцев по территории стран Европы и мира попрежнему остается открытым. Доходит до абсурда. Объявленное упрощение в оформлении виз в страны еврозоны, по признанию ведущих туроператоров, во время кризиса оказалось формальностью. Теперь иностранные посольства придирчиво изучают финансовую состоятельность каждого украинца. Количество отказов заметно возросло.

Рынки сбыта. С наступлением кризиса призыв «Покупай украинское!» выглядит как насмешка. Украинское больше не хотят покупать ни за рубежом, ни в собственной стране. Во-первых, за рубежом достаточно своих производителей - именно им расчищают дорогу украинские власти. Во-вторых, отечественные товары часто неконкурентоспособны. В-третьих, внешнеполитическое ведомство, вместо того чтобы печься о сохранении хотя бы уже имеющихся рынков сбыта, ведет конфликтную политику, которая распугивает даже самых хладнокровных партнеров. По данным статистики, две трети предприятий, работающих на экспорт, сегодня остановились или почти свернули производство. Люди - на улице, без зарплат. За что они будут «покупать украинское»?

Инвестиционный климат. Резкая внешняя политика Украины шокирует большой бизнес. Уровень иностранных инвестиций в нашу страну за последние годы сократился почти до нуля. Зарубежные компании сворачивают свою деятельность, спешно выводят капиталы из ненадежной украинской экономики. Финансовая система, а следом за ней и вся экономика, задыхаются без денег. Иностранные инвестиции, изъятые из Украины, оборачиваются сотнями миллиардов средств, не поступивших в бюджет. А это - так и не поднятые мизерные пенсии, зарплаты, пособия, так и не открытые больницы и амбулатории, разбежавшиеся от безденежья учителя, уволившиеся кадровые военные...

Обещать - не значит уважать

СЕГОДНЯ на Украину с опаской и недоверием смотрит весь мир. И это несмотря на то, что в последние годы страна, казалось бы, откровенно придерживалась «прозападного направления» и пыталась исповедовать ценности западной демократии.

Это наглядно продемонстрировал 13-й саммит Украина - ЕС, проходивший на днях в столице. Нашей стране так и не удалось услышать от чиновников Европарламента утвердительного «да» по поводу скорого членства в ЕС. Как утверждают наблюдатели, Евросоюз, с одной стороны, дал Украине неофициальный сигнал о возможности обретения такого членства, однако с другой - предупредил, что заявка Украины на вступление в ЕС может быть рассмотрена только пакетом - вместе с заявкой Молдовы. Теперь прогресс евроинтеграции Киева зависит от прогресса Кишинева.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

- В РЕЗУЛЬТАТАХ саммита ничего удивительного и неожиданного нет, - считает политолог Андрей Ермолаев. - То, что в ЕС нас никто не ждет, стало очевидно еще в конце минувшего года. Украина, провоцирующая международные конфликты и не выполняющая собственные обязательства, не может быть интересна Европейскому сообществу. Особенно в кризисное время. Европа не может и не хочет ожидать запутавшегося в собственных проблемах нового члена.

Теперь поможет только хирургия

- НЕКОНСОЛИДИРОВАННОЕ, двуличное поведение украинских властей, когда один субъект не отвечает за поступки других, оттолкнуло участников европейского процесса, - поясняет А. Ермолаев. - В 2010 году, когда существенно изменится сам характер внутри европейских взаимоотношений, у Украины уже нет шансов на глубокую любовь - остается рассчитывать разве что на дружбу.

Более того: алогичная, неадекватная неэффективная внешняя политика Украины может оставить ее за бортом и на другом пространстве - евроазийском, считает А. Ермолаев. Там государства уже начинают консолидироваться без нас. Мы оказались в геополитическом вакууме и геоэкономической изоляции. Весь мир стремится к консолидации. Идея континентального объединения пришла на смену прежнему вектору раскола Европы и Азии, рожденному империями ХIХ века. При этом Украина может остаться в изоляции на долгие годы.

Пришло время признавать ошибки, восстанавливать доверие, возрождать разорванные экономические, гуманитарные, технологические связи. Цена реабилитации будет очень высокой, предупреждают эксперты.

- Теперь во внешней, равно как и во внутренней политике Украины нужна хирургия - терапия не спасет, - констатирует А. Ермолаев.

Это кажется тем более несправедливым, если учесть уникальное геополитическое положение нашей страны, которую принято определять как связующий узел между Востоком и Западом. Кому, как не ей, стать мостом между двумя цивилизациями! Однако этот мост придется возводить с первых свай. Причем срочно.

Кому это предстоит делать?

- ПЕРЕД украинской внешней политикой сейчас стоит несколько вызовов. Первый и главный из них - российский вызов: как нормализовать отношения с Россией, придав им стабильный позитивный характер, свойственный соседним государствам, объединенным общей историей и религией, - комментирует политолог Сергей Ивченко. - Необходима профессиональная политическая команда, которая могла бы взять на себя ответственность за все просчеты и ошибки предыдущих политиков: с четким видением, как она будет выводить страну из тупика. Приход таких людей к власти станет сигналом для зарубежных политиков и инвесторов.

УКРАИНСКИЙ АЛГОРИТМ

ЧЕТЫРЕ шага, которые сделают нашу страну надежным партнером, сильным и авторитетным государством на международной арене:

● Сохранение внеблокового статуса Украины

● Восстановление дружественных и взаимовыгодных отношений с РФ, странами СНГ

● Обеспечение стратегического партнерства с США, ЕС, странами «большой двадцатки»

● Защита прав граждан Украины за границей

Что нужно делать?

ОТВЕТ на этот вопрос мы нашли у лидера оппозиции Виктора Януковича - в его недавних выступлениях перед представителями международных организаций и соотечественниками.

В первую очередь - возродить экономическую мощь государства. Поднять с колен промышленность, «завязать узелки» на разорванных внешнеэкономических связях. Главная задача - страна должна быть в двадцатке лучших государств мира - в G-20 (20-ка самых экономически развитых стран мира):

- Войти в G-20 - это реальность, - уверен В. Янукович. - Если мы каждый год будем поднимать уровень ВВП на 6-7%. Такая возможность у нас есть.

Об этом, к слову, красноречиво говорят цифры Госкомстата. За годы, когда В. Янукович руководил Кабмином, в Украине отмечался самый высокий за годы независимости Украины рост ВВП.

АВТОРИТЕТНО

С чувством государственного достоинства

Анатолий Орел, генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований определил несколько основных постулатов, на которых должна базироваться внешняя политика Украины в ближайшей перспективе:

- ПЕРВОЕ. Восстановление нормальных добрососедских отношений с Россией. В последние два года никакого диалога на уровне глав государств в буквальном смысле не велось, - отмечает А. Орел. - Налаживание отношений с Россией могло бы помочь «разрубить» газовый «узел».

По мнению эксперта, Украине не нужно искать каких-то новых, уникальных подходов к работе с северным соседом. Достаточно взглянуть на то, как это делают европейцы, развивающие отношения с Москвой. А эти отношения основываются на простом принципе: несмотря на все различия и трудности, без диалога и переговорного процесса не обойтись.

Если же мы, украинцы, желаем таких же хороших отношений с Россией, какие имеются у большинства европейских демократий, не нужно для этого ни торговать национальными интересами, ни возвращаться к отношениям вассальной зависимости. Достаточно вести себя как европейцы, быть осторожными в выражениях и прагматичными в жизни.

- Второе. Сбалансированные отношения с Западом. Эксперт убежден: через двусторонний диалог с европейскими странами будет проходить магистральный путь европейской политики Украины.

- Третье. Внешняя политика Украины станет более прагматичной. Интеграция в Европейский Союз останется стратегической целью, однако практическое сотрудничество должно определяться исключительно нашими интересами.

С одной стороны, политически сегодня Украина так же далека от членства в ЕС, как и в середине 90-х годов. С другой - практическое сотрудничество Украины и ЕС дошло до таких конкретных и важных вопросов, как углубленная зона свободной торговли и дорожная карта на пути к безвизовому режиму.

В этой двойственной ситуации Украине следует прекратить бесконечно добиваться от евробюрократии политических сигналов о членстве, уверен эксперт. Сегодня, когда страна находится в состоянии постоянного политического противоборства, внешние сигналы не станут стимулом для ускорения реформ. Украина должна сначала внутренне созреть до такой степени, чтобы Брюссель мог быть готовым к переговорам о членстве в любое время без всяких условий, как в случае с Норвегией или Швейцарией.

«Украина - достаточно сильное государство, чтобы позволить себе независимую двустороннюю повестку дня в отношениях с ЕС, не полагаясь ни на какие многосторонние форматы, - пишет А. Орел и приводит пример: - Россия и Турция считают себя достаточно независимыми странами, чтобы поступать именно так».

До тех пор, пока нет реальной перспективы членства в ЕС, не существует и реальной европейской интеграции в полном смысле этого слова, считает эксперт и акцентирует внимание на том, что в перспективе интеграция в ЕС должна оставаться нашей стратегической целью.

Вместо этого пока что реальны лишь отношения между двумя партнерами, каждый из которых исходит из собственной эгоистической позиции, а компромисс может быть только взаимоприемлемым.

Совсем другое дело - зона свободной торговли, где Киев находится в менее выгодной позиции, нежели Европейский Союз. Защита прав наших производителей, товаров и услуг не должна быть принесена в жертву попыткам добиться соглашения в сжатые сроки. Здесь очень показателен пример России, не спешащей начинать переговоры по аналогичному соглашению.

Кроме того, у Украины как у крупного, технологически развитого государства есть серьезные интересы за пределами Европейского Союза. Необходимо стремиться к достижению здорового баланса в торговых отношениях Украины со всеми партнерами как на Западе, так и на Востоке.

«И поэтому мы не хотели бы, чтобы наши партнеры ставили нас в позицию, в которой мы должны будем делать жесткий выбор между Востоком и Западом, - подчеркивает А. Орел. - Это особенно справедливо в отношении сотрудничества в энергетической сфере».

- Четвертое. Выгоды геополитического положения. По мнению гендиректора Центра международных и сравнительных исследований, Украина в перспективе должна будет более взвешенно подойти к анализу собственных интересов в отношениях со странами своего геополитического окружения. И в партнерстве с ними будет исходить не из идеологических догм, а из реального прагматического национального интереса.

- Пятое. Внеблоковый статус. Эксперт разделяет мысль о том, что следует убрать членство в НАТО из числа целей внешней политики и вернуться к принципу неприсоединения к военным блокам, торжественно провозглашенному в Декларации о государственном суверенитете Украины от 1991 года.

«Постоянный внеблоковый статус означал бы, что ни одно государство не будет считать Украину источником угрозы, - поясняет А. Орел. - Этот статус ни в коей мере не будет противоречить европейскому выбору страны. Если Украина когда-нибудь в будущем вступит в ЕС, то ЕС всего лишь получит еще одну внеблоковую страну в дополнение к уже имеющимся шести. Сегодня внеблоковость является единственной внешнеполитической платформой, способной объединить восток и запад страны. Ее поддерживает подавляющее большинство населения Украины во всех регионах».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Янукович...

...Об инвестициях

- В УКРАИНЕ надо создавать позитивный инвестиционный климат. На первом месте - условия инвестиционной привлекательности, а это: уменьшение рисков для инвесторов, стабильная политическая ситуация, искоренение коррупции, антирейдерское законодательство, защищающее честный бизнес, судебная реформа.

В своей программе «Украина для людей», начиная с 2010 года гарантирую ежегодный рост ВВП, увеличение части инновационно-активных предприятий, а также увеличение прямых иностранных инвестиций в Украину до 50 млрд долл США в 2014 году.

...Об особенностях украинской внешней политики

- ОЧЕНЬ важно, чтобы Украина в своей внешней политике никогда не исповедовала принцип объединения кого-то против кого-то. Украинская политика обязана быть гибкой и, прежде всего, защищать интересы нашей страны и ее граждан.

Еще в 2005 году я отмечал, что после создания Европейским Союзом внешнеполитического органа и избрания президента, встанет вопрос о строительстве системы коллективной европейской безопасности.

Мы все знаем, что внутри ЕС не все страны входят в НАТО. Но НАТО будет играть очень важную роль в строительстве такой системы.

Сегодня все лидеры ЕС серьезно задумались над созданием системы коллективной европейской безопасности. И для Украины очень важно найти место в ней, принять непосредственное участие в создании ее концепции. Мы об этом должны не только говорить, но и стремиться действовать. Сегодня это наиболее актуальный вопрос для Украины.

...О конкурентных преимуществах Украины

- Я очень хорошо понимаю конкурентные возможности нашего государства практически в каждой отрасли и во всех направлениях жизнедеятельности. О выгодном расположении Украины очень много говорится, но, к сожалению, иногда делаются парадоксальные вещи.

Например, взять тарифную политику государства, которая сегодня никак не способствует развитию инфраструктуры Украины. С точки зрения перспективы каждый надеется, что она, возможно, когда-то станет привлекательной. Но для того чтобы она была таковой, в основе должна лежать государственная политика.

Мы должны создать такие условия, чтобы транзитный тариф в Украине был как минимум на уровне соседних государств. И развитие транспортной инфраструктуры Украины - это перспектива, это будет очень интересно, потому что мы четко видим здесь свои конкурентные преимущества.

И, конечно же, должно быть стабильное законодательство, о котором мы говорим, и без которого невозможны эффективная борьба с коррупцией, реформа судебной системы, защита прав собственников.

...О судьбе Черноморского флота России

- Если применить сугубо экономический, абсолютно прагматичный подход в решении этого вопроса, то он, безусловно, должен преобладать над политикой. Если говорить о создании новой системы коллективной европейской безопасности, то этот проект нужно рассмотреть со всех сторон. Я считаю, что российский Черноморский флот, базирующийся сегодня в Крыму, нормально впишется в эту концепцию.

Почему возникли проблемы? Да потому, что излишняя политизация этого вопроса стала непреодолимым барьером для принятия конкретных решений. Но ситуацию можно и нужно изменить, направив развитие событий в новое, конструктивное русло. И я, подчеркиваю, убежден, что в основе договора, в котором будут четко определены перспективы базирования РФ ЧФ, должен превалировать прагматичный, справедливый, экономический подход.

...О взаимоотношениях с Россией и национальных интересах

- Мы будем строить свою политику только на основе всесторонней и эффективной защиты наших национальных интересов.

А интересы мы имеем в наиболее мощных государствах, с которыми Украина традиционно работает как экспортно ориентированная страна.

Если проанализировать ситуацию, четко видно: товарооборот совсем Евросоюзом составляет около 40 млрд долларов - то есть столько же, сколько его объем еще недавно составлял с одной Россией.

Как минимум мы должны удержать те рынки, которые у нас есть, а дальше, в перспективе, начать работу с развивающимися рынками.

…О внеблоковом статусе Украины

Учитывая современные геополитические реалии, глубоко уверен в том, что внеблоковый статус Украины является ключевым элементом национальной безопасности, гарантией повышения ее международного влияния и авторитета.

Наша задача - восстановить дружественные и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией, странами СНГ и обеспечить стратегическое партнерство с США, ЕС, странами "большой двадцатки".

Подготовила Мария ЛИМАН,

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых