aif.ru counter
50

Дмитрий Табачник: «Мы знаем, как дать молодежи работу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Украине 18/11/2009

 Засилье льготников

 - АБСОЛЮТИЗАЦИЯ такой формы оценивания знаний, как тестирование, вознесена сегодня чуть ли не в ранг реформы образовательной системы. При этом Министерство образования и науки каждый год своим приказом утверждает все новые категории льготников, которые, по сути, превращают то же тестирование в некий фарс. Нынче достаточно раздобыть справку о принадлежности к той или иной категории льготников, и тебе гарантировано поступление на самые престижные специальности в лучшие университеты Украины, даже с посредственными баллами по итогам тестирования.

Виктор Янукович в своей программе «Украина для людей » предлагает добиться полной автономии университетов в вопросах приема абитуриентов, формировании учебных программ и организации источников финансирования. Это - западный опыт: в каждом солидном вузе есть попечительский совет, который занимается различными источниками финансирования, а сам университет имеет право осуществлять прием талантливых людей не только по формальным критериям, но и по «декларации целей», которая обнаруживается путем собеседований и эссе на вольную тематику.

А для поддержки абитуриентов, чьи материальные возможности недостаточны для обучения по контракту, программа гарантирует увеличение на законодательном уровне количества бюджетных мест в государственных вузах до 75%.

В инженеры б я пошел

 - КОГДА увеличится количество бюджетных мест, государству придется четче оперировать термином «госзаказ». То есть готовить специалистов по тем направлениям, в которых государство испытывает потребность - инженеров машино- и авиастроителей, инженеров-электротехников и специалистов горной промышленности. Этот опыт не нов - к примеру, правительство РФ ежегодно публикует список тысяч государственных бюджетных мест с наименованием специальностей, в которых государство заинтересовано. Таким образом формируется госзаказ. Ты желаешь учиться по специальности, не приоритетной для государства? Пожалуйста, поступай, используя свои знания и талант, на ограниченное количество бюджетных мест либо, если желаешь пополнить ряды ищущих работу юристов или менеджеров, за собственные средства, как это происходит во всем западном мире, где студенты летом работают, чтобы учиться по той специальности, которую они выбрали.

Пощечина учителям

 - СИТУАЦИЯ доведена до абсурда: тестирование в Украине происходит за два месяца до окончания учебного процесса. А в тестах присутствуют вопросы, ответов на которые ученики не могут знать, поскольку этих тем еще не проходили. Да и сама процедура тестирования травмирует школьников: милиция, обыски, посторонние люди на экзаменах.

В 2003 году правительство предложило ввести тестирование как стратегию повышения качества знаний. Я не знаю, чем руководствовалась нынешняя власть, объявив тестирование инструментом борьбы с коррупцией. Работники системы образования получили пощечину - их заранее обвинили в коррупции и отстранили от приема экзаменов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Нет теста - нет вуза

Введением тотального тестирования МОН «обесценило» аттестаты миллионов граждан о среднем образовании. Граждане, которые закончили школу до 2008 года и не сдавали тесты, теперь не имеют права поступить в вуз. Их аттестаты, выданные государством, сегодня не стоят ничего. Поэтому в программе «Украина для людей» предлагается отменить систему обязательного внешнего тестирования для поступления в вуз и предоставить возможность поступать по аттестатам выпускникам, которые стали выпускниками школ до 2009 года.

Объединить традиции

 - В СВОЕЙ программе Виктор Янукович заявляет о намерении добиться объединения лучших традиций отечественной системы образования и европейских образовательных стандартов. Наша молодежь должна получать качественное, по европейским меркам, образование. Именно поэтому мы подключились к Болонскому процессу, который задумывался как единое пространство обеспечения квалифицированными кадрами стран Европы. Говоря о европейских стандартах в украинском образовании, программа «Украина для людей» подразумевает сохранение украинских научных школ.

Если, к примеру, в Киевском политехническом институте есть уникальная (и весьма интересная сегодня для инженеров-электриков) школа электросварки, созданная академиком Евгением Патоном, ее нельзя вычеркивать. При этом, нужно внедрять и исполнять нормативы, предусмотренные Болонским процессом, чтобы наш будущий инженер мог трудоустроиться как в Украине, так и в Германии, и в Чехии, и в других странах Европы.

Хочешь в Европу? Учись!

 - РОДИТЕЛИ, особенно молодые, вряд ли хотят, чтобы их дети в субботу ходили в школу. Но невозможно иметь пятидневную школьную неделю и поместить туда всю школьную программу. Я учился при «шестидневке » - стало быть, должен был отсидеть за партой некоторое количество часов. И поместить эти учебные часы в пятидневку сложно. Поэтому нужно выбирать - либо «подгрузить» детей шестидневным обучением, что, с педагогической точки зрения, неверно. Либо - пять дней учебы и школьная 12-летка.

Нужно понимать, что для обеспечения конкурентоспособности молодого украинца в XXI веке школьная программа должна предусматривать учебную нагрузку в размере не менее 10 тысяч часов. Если мы хотим в Европу, нужно много учиться...

К оцениванию знаний школьников также нужно подходить с умом. Я думаю, не стоит возвращаться к пятибалльной системе, чтобы не заставлять школы вновь пересматривать все нормативы. К тому же, 12-балльная система позволяет более гибко и качественно оценивать знания. Потому что в наши школьные годы, например, моя «пятерка» и «пятерка » одноклассницы, папа которой отремонтировал школу, отличалась.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Отучился 10 лет? Иди в рабочие!

Нужно сохранить систему 12-летнего среднего образования, но обязательно обеспечить возможность тем школьникам, которые не собираются поступать в вузы, учиться на протяжении 10 лет. К примеру, если учащийся планирует работать на ферме.

Не уничтожать стабильные педагогические коллективы

 - ЕЩЕ одна задача - это уменьшить показатели наполняемости школьных классов, чтобы не закрывались школы. О количестве учеников нужно говорить в каждом отдельном случае: оно будет различаться в зависимости от каждой группы классов - в младшей, средней, старшей школах эти нормативы нужно менять. Плюс, также должен быть дифференцированный подход к каждому конкретному региону: если школа находится в густонаселенном регионе, таком, как Днепропетровская или Киевская области, наполняемость классов может быть выше. Если этот регион не густонаселенный, норматив наполняемости классов может быть меньше, что позволит не уничтожать стабильно работающие, хорошие педагогические коллективы.

Вузы, как рабы на галере

 - ОСТАНОВИТЬ отток лучших научных и педагогических кадров за рубеж реально. В первую очередь, нужно предоставить вузам реальную автономию. Ведь если университет котируется в мире, он может увеличить количество мест для иностранцев, контрактников, которым за определенные специальности пришлось бы платить больше. Так вуз сможет изыскивать средства для повышения оплаты труда преподавателей и привлекать к учебному процессу лучших из лучших.

Сейчас МОН предлагает заново проводить аккредитацию вузов. Таким образом, все вузы снова привязываются, как рабы на галере, к единым правилам. Это противоречит здравому смыслу, европейскому опыту и всему мировому опыту развития образования. Ведь известно, что в либеральные периоды XX века самые высокие темпы роста качества образования наблюдались в периоды предоставления вузам максимальной автономии.

А ведь именно студент вправе выбирать себе преподавателя, и только автономия может обеспечить эту «обратную связь». К примеру, если на лекции к американскому профессору престижного Йельского университета два года подряд не записывается достаточное количество студентов, его приглашает ректор и предлагает распрощаться.

Студент может иметь до 50% обязательной загрузки. То есть, если студент учится на историка, он обязательно слушает курсы по истории Украины, США и так далее. А остальное время должны занимать специальные, авторские курсы именитых лекторов. Но это возможно только в автономном вузе. Нельзя позволять министерству регулировать все.

Выпускникам нужны рабочие места

 - ОППОЗИЦИОННОЕ правительство Виктора Януковича работает над специальной программой трудоустройства молодых выпускников. И мы знаем, как дать молодежи работу. Лидер Партии регионов считает, что нужно поддерживать работодателя, который предоставляет выпускнику первое рабочее место, и делать это путем уменьшения отчислений из зарплаты молодого работника в пенсионный и другие обязательные фонды хотя бы на протяжении первых трех лет. Если это хороший специалист, по окончании этого срока он останется на своем месте и будет работать на общих основаниях.

Работодателя нужно заинтересовывать, ведь в основном сегодня работу можно найти в частном секторе. А у предпринимателей нет большого желания за счет собственных средств «подтягивать » молодых выпускников ПТУ и вузов.

Кроме того, необходимо доработать проект закона о стимулировании работодателя, обеспечивающего первое рабочее место молодому выпускнику.

Еще одна важная составляющая преобразований в образовательной сфере - это передача техникумов и профтехучилищ местным советам, что позволит гарантировать трудоустройство большинства их выпускников. Ведь местные органы самоуправления лучше знают, в представителях каких профессий испытывает наибольшую потребность их регион. Это позволит поддерживать в нормальном состоянии функционирование местной инфраструктуры - работу коммунального транспорта и прочее.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Квартиру - за контракт


Программа «Украина для людей» предлагает заключать контракты с работниками бюджетной сферы - учителями, врачами, милиционерами. Согласие на подписание контракта на 20 лет с местными властями будет автоматически означать обеспечение жильем за государственный счет. Это очень важная норма, требующая крупных бюджетных ассигнований. Ведь если закрепить учителя или врача на определенной территории на 20 лет, вряд ли он захочет менять работу и терять жилье. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Миллионы социальных квартир за 10 лет

 - ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ создать за счет бюджетных средств условия для возрождения ипотечного кредитования по фиксированной процентной ставке. Государство будет формировать мощный заказ на строительство социального жилья. Расчеты наших специалистов показывают, что за 10 лет реально построить миллионы социальных квартир. То есть, если такая программа и не закроет всех проблем, она существенно снизит цены на недвижимость.

Хочу напомнить: именно Партия регионов предложила на государственном уровне выделять материальную помощь при рождении ребенка. И в программе «Украина для людей» это предложение получило дальнейшее развитие: ежемесячные выплаты по воспитанию детей от 3 до 18 лет.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Остановить поток социальных сирот

В сельской местности наметилась тревожная тенденция, когда люди получают деньги от государства за рождение ребенка, а потом, по достижении ребенком двухлетнего возраста - именно тогда прекращается «поток» социальных денег - передают их в детдом. Увы, об этом свидетельствует статистика, хотя у нас не любят говорить об этом. Мы предлагаем вот что: выделять пособие на содержание детей до 18 лет, с тем, чтобы родители, имеющие материальные проблемы, в отчаянии не бросали своих детей.

Вернуть физкультуру в школы!

 - В НАШИХ планах - строительство новых спортивных площадок, введение специальных спортивных программ в школах и вузах. Врачи рекомендуют молодым людям уделять спорту, пробежкам и упражнениям не менее восьми часов в неделю. А нынешние власти не смогли грамотно разработать нормативы, и после того как на уроках умерло несколько детей, уменьшили время занятий спортом в школах в полтора раза - вместо трех уроков в неделю оставили два. В школы нужно вернуть физкультуру! Но сделать это необходимо профессионально.

Правительство Виктора Януковича только в 2004 году построило около 500 спортплощадок в разных городах страны. Это - просто показатель, который определяет политику Януковича в отношении молодых людей. Украинская молодежь должна нормально учиться, работать и получать за свои усилия достойное вознаграждение.

Военный парад или школьный автобус

 - КАБИНЕТ министров в конце прошлого года принял норму - в каждой школе должен числиться медицинский работник. Стоимость этой правительственной программы - 40 миллионов гривен в год. Но сегодня далеко не в каждой школе работает медсестра, при этом школы «захлопываются» на карантин. А ведь военный парад, проведенный этим летом в честь Дня независимости страны, обошелся бюджету в 76 миллионов гривен!

Танки - это понятнее и эффектнее. Но, если вдуматься, час грохотания гусеницами по Крещатику и два года работы медицинских работников в каждой школе - несопоставимые вещи.

Такое же сравнение можно привести и относительно программы «Школьный автобус ». Сегодня в регионах мы имеем нехватку как минимум 800 школьных автобусов. Если бы два года подряд нынешняя власть отказывалась от военных парадов, дети добирались бы до школ в тепле и комфорте.

Беседовал Тарас БУК

Языком цифр

Предвыборная програм ма кандидата в президенты Виктора Януковича «Украина для людей» предполагает:

 ● Увеличить бюджетные места в государственных вузах до 75%, то есть обеспечить рост числа бюджетников в 1,5 раза.

 ● За ближайшие 10 лет как минимум 3 украинских вуза должны попасть в рейтинг 500 ведущих университетов планеты.

 ● Сохранить 2 тысячи сельских школ.

 ● Обеспечить строительство социального жилья для молодых семей со скоростью 100 тыс. квартир в год.

 ● Обеспечить получение каждой украинской семьей при рождении первого ребенка 25 тысяч гривен, при рождении второго - 50 тысяч, третьего и любого следующего ребенка - по 100 тысяч гривен.

 ● Гарантировать ежемесячные выплаты на ребенка с 3 до 13 лет - по 250 гривен, с 13 до 18 лет - по 500 гри вен.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых