aif.ru counter
69

В «Большую двадцатку» - через 10 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Украине 04/11/2009

Когда заработают банки?

У населения теперь совершенно нет доверия к украинским банкам. Где же хранить свои сбережения? И когда можно будет брать кредиты, не боясь, что через пару месяцев гривня опять подешевеет?

П. Д ь я ч е н к о, Донецк


И.А.: Одна из основных проблем заключается в том, что в Украине очень низкая норма сбережения средств, порядка 21%. Ведь в условиях макроэкономической нестабильности и высокой инфляции люди и юридические лица боятся сберегать. А сбережение - это потенциальные инвестиции. Для сравнения, в Норвегии норма сбережения составляет 38%, в Китае - больше 40%.

Кроме того, Украина сейчас занимает одно из первых мест в мире по уровню инфляции, которая по-прежнему составляет 15%, и лидирует по показателям девальвации национальной валюты. Если не будут восстановлены финансовый и банковский сектор, нормальная координация между правительством и Национальным банком, достижение роста инвестиций невозможно.

Мы собираемся, во-первых, принять закон, который сделает деятельность Нацбанка более прозрачной, подотчетной и подконтрольной. Прозрачность - это основной инструмент нормализации и восстановления доверия людей к банкам. Кроме того, мы обеспечим реальную программу рекапитализации банков, которую необходимо проводить заново. Для этого потребуется порядка 12 млрд долларов. Системные банки должны заработать, ибо только это является базой реального возвращения вкладов населению. А кроме того, без координации бюджетной и монетарной политики нельзя вывести Украину из кризиса и ввести ее в состав G20.

Как возродить богатое село?

Украина всегда была «житницей» Российской империи, потом Советского Союза. Куда все это делось? Почему люди продолжают бежать из села?

М. К у з н е ц о в а, Кировоградская обл.


Б.К.: Действительно, в 1990 году, по оценкам ООН, Украина имела возможность прокормить миллиард человек. Учитывая глобальный продовольственный кризис (по мнению ООН, дешевыми продукты питания уже никогда не будут), это - огромный потенциал для повышения ВВП. Сегодня Украина собирает порядка 50 миллионов тонн зерна. Если взять среднестатистическую урожайность, мы должны собирать как минимум вдвое больше. То есть только за счет аграрного сектора Украина недополучает нынче 8,5-10 млрд грн ВВП. Соответственно, мы несем те же затраты, которые несут многие европейские страны при выращивании зерна, а доходов получаем в два раза меньше.

Поэтому наша задача - принять национальную программу, призванную помочь аграрным предприятиям добиться максимальной эффективности своей экономической деятельности. Мы можем взять за образец проект, воплощенный в России, где до 100% кредитных ставок компенсируется инвесторами. Им достаточно иметь в проекте 20% собственных средств для строительства, к примеру, молокозавода, а на 80% можно взять кредит в «Россельхозбанке», 2/3 ставки которого компенсирует федеральный бюджет, и 1/3 - местный бюджет. Так что не нужно «изобретать велосипед ». Нам достаточно адаптировать к украинским реалиям подобные программы.

Как войти в «Большую двадцатку»?

Украина сегодня находится на задворках мировой экономики. А ведь еще 10 лет назад она имела громадный потенциал. Насколько реально обеспечить стабильный экономический рост в ближайшие годы?

И. Е р м о л ю к, Одесса


И.А.: Эта задача - действительно основная для экономической части программы «Украина для людей». Поскольку лишь за счет экономического роста можно решать все остальные задачи. Цель, которую мы ставим перед собой, - это Украина через 10 лет в составе G20, то есть наиболее развитых с экономической точки зрения и наиболее представительных с региональной точки зрения стран мира.

Для того чтобы Украине стать экономически представительной для вхождения в состав G20, мы должны, вопервых, поставить перед собой задачу в течение 10 лет увеличить наш ВВП как минимум в два раза. Один из ближайших конкурентов Украины по уровню ВВП среди членов G20 сегодня - это ЮАР: ВВП Украины составляет 198 млрд долларов, ВВП ЮАР - порядка 300 млрд долларов.

Догнать ЮАР можно, если в течение 10 лет среднегодовые темпы роста ВВП составят 5,5-6%. Тогда мы сможем достичь среднего экономического уровня стран, входящих в состав G20. По уровню ВВП на душу населения или паритету покупательной способности Украина уже обгоняет некоторые страны, входящие в состав G20, в частности, Индию и Китай. Потому ежегодный рост ВВП - это реальная задача, для осуществления которой нужна сильная профессиональная команда, политическая воля и прагматичные экономические реформы.

Страна должна стать инвестиционно привлекательной. Мы поставили перед собой очень сложную, но вполне достижимую цель, - обеспечить 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций в течение ближайших пяти лет. Для этого необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность и создать хороший бизнес-климат в стране.

Вхождение в состав G20 имеет и второе условие - страна должна представлять собой регионального лидера или входить в число таких лидеров. Украина должна занять в своем регионе то место, которое в свое время заняла Ирландия, то есть стать базовой площадкой, с одной стороны, для стран Евросоюза, с другой стороны, для наших партнеров из СНГ и, прежде всего, России - для обеспечения активной внешней торговли. Нам необходимо подписать договор о Свободной экономической зоне со странами ЕС. Наряду с этим мы должны обеспечить Зону свободной торговли с Россией без всяких ограничений и исключений.

Третье необходимое условие - это использование огромного транзитного потенциала Украины - не только газотранспортной системы, но и морских и аэропортов, железнодорожной инфраструктуры. Поддержка масштабных инфраструктурных проектов на государственном уровне позволит решить и эту задачу.

…Все равно воруют?

Неужели за почти два десятка лет нельзя было сделать так, чтобы большая часть предприятий работала не «в тени» и платила «белую» зарплату?

Д. Я с е н е ц, Киев


И.А.: Удельный вес теневой экономики в Украине, по официальным данным, увеличился с 27 до 36% ВВП. А по экспертным оценкам, он сейчас находится между 55 и 60% ВВП. Вот ответ на вопрос, где находится значительная доля ВВП. Как вывести эту огромную инвестиционную экономическую активность из «тени »? Нужно создать качественный бизнес-климат. Речь идет о защите прав собственников. Мы говорим «нет» любой программе реприватизации. Отечественные и зарубежные собственники могут быть абсолютно спокойны: реприватизационных лозунгов больше не будет.

Хороший бизнес-климат - это низкое налоговое давление. Во всем мире страны, которые пошли по пути снижения налога на прибыль (а это сделали не только наиболее развитые страны, но и наши восточноевропейские соседи - такие, как Болгария, Словакия), буквально через 3-4 года получили дополнительный рост ВВП приблизительно на 2-3%, в том числе и за счет вывода бизнеса из «тени». Низкие налоги, стабильность, неизменяемость налоговых правил - известная, старая платформа, но пока еще не реализованная в Украине.

Средний бизнес убит навсегда?

Малый и средний бизнес за последний год убиты в нашей стране. Как возродить их?

Е. Г о л у б, Киев


И.А.: Одной из критических составляющих повышения инвестиционной привлекательности страны является улучшение бизнес-климата. По качеству бизнес-климата Украина сегодня занимает 142-е место среди 180 стран и находится на 181-м месте среди 184 стран по уровню администрирования налогов. Столь же неутешительны наши показатели защиты прав собственности, качества регистрации бизнеса, выдачи лицензий на осуществление строительных работ.

Однако такое положение дел можно очень быстро переломить. Перед глазами - реальные примеры стран, которым это удалось. Азербайджан за один год, путем реформ, передвинулся в рейтинге качества бизнес-климата с 98-го места на 36-е. Грузия сейчас занимает 11-е место в нем. Именно поэтому реформы в области бизнес-сектора можно и нужно делать быстро. Мы хотим, чтобы уровень регистрации - и по стоимости, и по длительности - в Украине был близок к одной из ведущих стран в области бизнесклимата - Ирландии. Для этого мы должны уменьшить сроки регистрации и получения строительных лицензий как минимум в 2,5 раза, а их стоимость - в 3-4 раза.

Бизнесу важно спокойствие. Ему не нужно слишком часто улучшать или ухудшать условия. Один из наших лозунгов: все налоговые инновации должны быть оформлены в едином документе - Налоговом кодексе. Проект этого документа был подготовлен Партией регионов. После его принятия должен быть объявлен временный мораторий на какие-либо изменения налогового законодательства. Вот тогда бизнес - и отечественный, и зарубежный - будет уверен в том, что в этой стране можно развиваться и вкладывать инвестиции.

Мы должны понимать, что в ближайшие три-четыре года в мире будет наблюдаться колоссальная конкуренция за инвестиции. И та страна, которая выиграет эту конкуренцию, будет иметь шанс на будущее развитие. Мы хотим, чтобы Украина стала по уровню своего инвестиционного климата на одну планку с Сингапуром или Ирландией, которые занимают 1-е и 7-е места в рейтинге соответственно.

Одно из главных условий формирования комфортного бизнес-климата - снижение налогового давления. Ирландия в 90-е годы снизила с 40 до 12% свой налог на прибыль и в течение 10 лет увеличила приток иностранных инвестиций с 1 до 26 миллиардов долларов. Мы хотим достигнуть такого же успеха, как Ирландия.

Б.К.: Наша команда сделает все, чтобы малый бизнес мог встать и уверенно стоять на ногах. Мы убеждены, что оптимальная налоговая ставка составляет сегодня 16%. Она могла бы быть и ниже, но пока социальные обязательства Украины не дадут нам этого сделать. Тем не менее, перед нами - пример Болгарии, которой Евросоюз позволил сделать ставку налога на прибыль на уровне 10%.

Необходимы реформы в сфере налогового администрирования - упрощение налоговых процедур, электронная регистрация налоговых документов, обеспечение своевременного возвращения НДС. За последние полтора года задолженность по НДС увеличилась в 1,5 раза. С момента бездумного введения этого налога в 1992-м году (которое было глобальной ошибкой, ведь экономика страны еще не успела встать на ноги) Украина не сделала ни одного шага к тому, чтобы администрирование было прозрачным, понятным и своевременным. Тем не менее, сегодня этот налог платят в странах ЕС, и если мы движемся в сторону Европы, мы не сможем его игнорировать. Что мы можем сделать - это снизить ставку, ликвидировать просроченную задолженность предприятий по НДС, а главное - добиться четкого, понятного и быстрого возмещения НДС.

Одна из эффективных мер для развития среднего бизнеса - борьба с контрабандой. Это - основная проблема, которая не дает ему возможности подняться. Нужно добиваться того, чтобы любой импорт не побеждал в конкуренции товары собственного производства.

Чем будем отдавать долги?

В следующем году государство должно начинать возвращать кредиты МВФ. Откуда брать деньги? И как узнать, на что правительство потратило полученные от МВФ кредиты?

С. Р у с л а н и н, Южноукраинск

Б.К.:
Все долги будут полностью возвращены. Вопрос о реструктуризации, отсрочке и более сбалансированном отношении к возврату долгов поднимается сегодня даже самыми богатыми странами мира. Дополнительные источники для возврата долгов необходимо изыскивать за счет экономических реформ. Очевидно, что многие из государственных программ нужно свернуть. Проблема и в том, что 85-90% граждан Украины не осознают себя налогоплательщиками, а потому необходимо снижать налоговое давление.

Все заемные средства необходимы для того, чтобы развить национальную инфраструктуру. Тогда будет понятно, за счет чего отдавать деньги. К примеру, использование колоссального транзитного потенциала Украины даст от 8 до 10 млрд долларов дополнительно. Это - уже половина того долга, который в принципе планируется получить. Если мы будем просто проедать эти деньги, непонятен механизм их своевременного возврата. Потому их нужно направлять туда, где завтра можно получить прибыль - для того, чтобы отдать долги.

И.А.: Сегодня на первое место выходит подготовка реалистичного бюджета на 2010 год, который должен быть подан с программой контролируемого и обслуживаемого государственного долга. Во время кризиса накопление долгов - это естественное явление. Но все страны, начиная с России и заканчивая странами ЕС, всегда представляют прозрачную и понятную программу, как с этими долгами расплачиваться. В Украине такой программы до сих пор нет. Ее может подготовить и реализовать наша команда, но пока мы не у власти.

Источниками возвращения долгов всегда являются экономический рост и реалистичный бюджет. Главное - остановить абсолютно бесконтрольный рост государственного долга. За полтора года он вырос с 12 до 36% ВВП. Самое печальное, что в рамках этого долга растет так называемый «непрямой» долг - выдача государственных гарантий под абсолютно непонятные, непрозрачные схемы, которые никогда не реализуются ни во что, действительно нужное людям, но зато возложат на них дополнительное налоговое бремя. Вот потому необходима конкретная программа обслуживания государственного долга.

Одной из составляющих этой программы будет невозможность для правительства манипулировать по своему усмотрению цифрами госбюджета и госдолга без парламента. Парламентский контроль - это надежный инструмент для отслеживания того, сколько у нас есть средств и как мы будем выполнять свои международные обязательства. Правительству придется отчитаться за все потраченные средства за последние почти два года и накоплении долговой задолженности Украины. Это требование прозвучало на позапрошлой неделе в сессионном зале, когда начиналась дискуссия по поводу бюджета на следующий год.

Главный вопрос заключается в том, как использовать полученные от МВФ средства. Одно дело, когда они используются для решения конкретных проблем, например, для реструктуризации НАК «Нефтегаз», который является большим источником бюджетного дефицита и необходимости будущих заимствований, или на реструктуризацию и обеспечение стабильности Пенсионного фонда, непокрытый дефицит в котором составляет 14 млрд грн. Но если тратить деньги на затыкание дыр сейчас, это означает, что в следующем году нам нужно будет искать новые заемные средства. Никто ведь не знает, куда пошли деньги из последних двух траншей МВФ, которые поступили не только на счета Национального банка, но и в Казначейство на покрытие бюджетного дефицита.

Вытащить Украину из кризиса по использованию заемных денег поможет внятная программа рекапитализации банков и сосредоточение полученных средств на инфраструктурных проектах, таких, как Евро-2012.

Когда у военных будет жилье?

В Украине - около 50 тысяч военнослужащих, большая часть которых так и не обеспечена жильем. Государственные программы не финансируются, на следующий год тоже планируют заложить в госбюджет ноль гривен на обеспечение военнослужащих жильем. Когда же эта проблема будет решена?

М. Ц а л е н ч у к, Херсон

Б.К.:
Если в среднем необходимо 27 квадратных метров на человека, а военнослужащих - около 50 тысяч, получается примерно четыре миллиона квадратных метров. Считаем, что у Министерства обороны достаточно земельных аукционных ресурсов, чтобы решить эту проблему моментально.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых