aif.ru counter
38

Нас должно быть52 миллиона?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Украине 28/10/2009

Кто ж новый, лучший мир построит?

ПРЕДСТАВИТЕЛИ всех ветвей власти ведут многолетнее соревнование за наибольшее увеличение социальных статей бюджета - ведь таковое увеличение позволяет им с легкостью манипулировать данными о повышении уровня благосостояния среднестатистического украинца. При этом, анализ статистических данных и результатов исследований ученых убеждает в обратном: в течение последних 19 лет продолжительность жизни среднестатистического украинца неуклонно падает, а показатели смертности неуклонно растут. Молодых женщин детородного возраста с каждым годом становится все меньше, а лиц пенсионного возраста - все больше. Сокращение численности украинцев - устойчивая тенденция, которая простирается далеко вперед в демографическое будущее страны. Проще говоря, если так пойдет и дальше, как рожать, так и работать к середине столетия в Украине будет практически некому.

Население Украины с 1990 года уменьшилось на 5,57 миллиона человек. Для сравнения, потери Украинской ССР во время Голодомора оцениваются в 7-10 миллионов человек, а в годы Второй мировой войны, согласно официальным данным, погибло 6,84 миллиона украинцев.

Каждый третий украинский школьник в возрасте 15 лет не имеет шансов дожить до 55-летнего возраста. До 2005 года на 10 украинских женщин приходилось 11 новорожденных. По усредненному варианту прогнозов Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины, численность населения Украины к 2050 году уменьшится еще на 10 миллионов человек и составит примерно 36,2 миллиона граждан. По некоторым из прогнозов, население Украины к середине века может сократиться до 30-25 миллионов человек.

В середине следующего десятилетия количество лиц пенсионного возраста составит приблизительно 26% от всего населения Украины, а к середине столетия вполне вероятно может приблизиться к отметке 40%. Между тем, в 1991 году население Украины составляло 52 миллиона человек (см. график №1).

Почему болеем?

В 2007 ГОДУ, в процессе подготовки первой аналитической записки к заседанию Совета национальной безопасности и обороны, посвященному анализу демографической ситуации и миграционных процессов в Украине, я сопоставил два графика: процента расходов на здравоохранение и показателей уровня смертности в Украине (см. график №2). Полученное соотношение просто шокировало. Было бы логично, если бы увеличение расходов государства на здравоохранение способствовало росту продолжительности жизни. Парадоксально, но в Украине - все наоборот. Графики свидетельствуют, что затраты на здравоохранение и смертность в нашей стране - это явления, связанные между собой обратно пропорционально. Абсурд, но вместе с расходами на здравоохранение растут показатели смертности среди новорожденных. Еще один парадокс: как только расходы на здравоохранение уменьшаются, тут же падают и показатели смертности! Вот уж действительно, как в анекдоте - «будем лечить или сами умрете? ».

Почему так происходит? Значительная часть бюджетных средств, выделяемых на медицину, не доходит до больниц. Львиная доля этих средств оседает неизвестно где в процессе закупок медпрепаратов за государственные средства. При этом, инфицированным туберкулезом малообеспеченным слоям населения (среди них - граждане без определенного места жительства) вместо необходимых им препаратов вкалывают физиологические растворы, а затем очень быстро выписывают из стационаров. Это - одна из схем «отмывания » средств, потраченных государством на закупки противотуберкулезных препаратов. Понятно, что чем больше израсходовано (и украдено) денег на жизненнонеобходимые лекарства, тем больше инфицированных нужно показать в официальной статистике. Вот откуда эта странная закономерность - средств на госзакупки медпрепаратов, в том числе и противотуберкулезных, тратится все больше, а показатели эпидемии туберкулеза растут (см. график №3).

Чем питаемся?

ВТОРАЯ часть айсберга - качество продуктов питания, которое год от года становится все хуже. Ведь, вступив во Всемирную торговую организацию, Украина открыла свои границы и сразу же стала рынком сбыта продуктов и товаров, которым закрыт доступ в страны Европейского Союза.

Вместо того чтобы вкладывать средства в развитие собственной аграрной отрасли и фермерских хозяйств и облегчать им выход как на внешние рынки, так и на полки отечественных продуктовых магазинов, Украина пропускает на свою территорию сомнительную пищевую продукцию. Чему тогда удивляться, наблюдая растущие показатели смертности? Позиция стран-экспортеров, защищающих свои рынки и продвигающих продукцию собственного производства, вполне объяснима. Доводы государства Украина, открывшего свои границы для третьесортного импорта, понять невозможно.

Где работаем?

ПОНЯТНО, почему столь большое число украинских граждан не хочет жить на родине и правдами-неправдами выезжает за рубеж, где работает на экономику и развитие других стран. А ведь основной потенциал Украины, пока нас еще 46 миллионов, - трудовой. Тем не менее, за свою, в основном тяжелую физическую работу гастарбайтеры получают в разы меньше своих коллег-аборигенов в странах ЕС. Это, кстати, - одна из основных причин нежелания Европейского Союза видеть Украину среди своих членов - ведь в этом случае труд иммигрантов- украинцев придется оплачивать наравне с трудом европейцев.

А что государство?

НА РАЗРАБОТКУ грамотной государственной политики в демографической сфере нет и намека. И это при том, что, казалось бы, такая далекая от реальной жизни демография «тянет» за собой проблемы совсем иного порядка: сохранение территориальной целостности государства, контроль над миграционными потоками, а также геополитические перспективы страны. Ведь, если нас останется 25 миллионов вместо 52-х, государство просто не найдет человеческих ресурсов для защиты собственных границ. Кроме того, в таком случае на территории немаленькой Украины образуются пригодные для жизни незаселенные регионы. Сохранение суверенного государства Украина в таком случае будет под большим вопросом.

Андрей ПЫШНЫЙ, для «АиФ»

Андрей Пышный - кандидат юридических наук, заместитель главы Совета общественной инициативы «Фронт перемен». Работал первым заместителем председателя правления Ощадбанка, заместителем главы Укрэксимбанка, членом наблюдательных советов упомянутых банков, заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых