aif.ru counter
38

Ужас «гипноящика»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Украине 16/09/2009

Маг для жизни

«Взять хотя бы сегодняшнюю моду на программы об экстрасенсах, магах. «Раскрутка псевдонаучных идей по ТВ формирует магическое мышление, - говорит Борис ПОЛОЖИЙ, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. - В результате происходит отвлечение людей от реальной действительности, психологическое перерождение. Они бегут от реальности, вместо того чтобы решать свои проблемы. Ведь хочется, чтобы всё сделал колдун - вернул любимого, вылечил близких, воспитал детей. К счастью, подвержены этому не все. Обычно это удел внушаемых, неуверенных, недостаточно образованных людей».

По мнению Б. Положего, ещё один фактор, негативно влияющий на психику, - натуралистический показ насилия на экране. У многих после просмотра таких сцен запускается программа их реализации. Более того, не раз увиденное по ТВ насилие становится привычным. Уже не трогают убийства, издевательства. Они подсознательно становятся нормой. Поэтому ВОЗ в одном из своих меморандумов заявила: показ натуралистических форм насилия можно приравнять к самому насилию. Настолько мощное идёт воздействие на психику, когда на экране смакуют подробности мучений, убийств. Хотя можно показывать такие сцены лишь косвенно.

Два стандарта

Телевидение может не только открыто, но и скрыто влиять на подсознание. Причём 25-м кадром уже никого не удивишь. Глаз способен воспринимать лишь 24 кадра в секунду, а 25-й кадр зрение не фиксирует, а вот подсознание обрабатывает. «Он давно используется в видеопродукции, его легко отследить при замедленном воспроизведении. Это детский лепет по сравнению с современными технологиями, - рассказывает Елена РУСАЛКИНА, заместитель директора Научно-исследовательского института психотехнологий. - Метод наложения не одно десятилетие используют американцы. Записываются слова (например, «покупайте конфеты»), а сверху накладывается музыка. Вы думаете, что слушаете музыку, а на самом деле - рекламу. Уже сейчас в изображение можно ввести любую команду, и человек будет её выполнять. Вы можете смотреть передачу, а подсознание - программу о том, что ему делать (голосовать за того-то, покупать то-то). Несколько лет назад весь мир обсуждал случай: сотни детей в Японии попали в больницы с приступами эпилепсии после просмотра мультика про покемонов. Припадки вызвал вплетённый в сюжет иероглиф.

У нас, в России, были разработаны способы неосознаваемого воздействия. То есть те, которые заметить невозможно. Например, любые слова, команды можно преобразовать в привычный уху шум или вмонтировать в музыку - но человек этого не поймёт. В видеоизображение также можно внести незаметные элементы (это так называемый метод диспарантного ввода). Автор разработок - профессор Игорь Смирнов, врач и учёный. На практике мы и сегодня успешно используем для восстановления физического и психического здоровья созданные им методы неосознаваемой диагностики и психокоррекции. Но наши цели гуманны, однако мы не уверены, что одни такие умные. Наверняка над такими методами работают и другие. А если они окажутся в руках преступников?

Клипы, фильмы, рекламные ролики - с «двойным» стандартом можно столкнуться где угодно. Но у нас нет даже закона об использовании неосознаваемых компонентов в аудио- и видеопродукции. Конечно, внушить что угодно невозможно. В каждом из нас заложены нравственные критерии. Толкнуть человека на убийство нельзя, а вот «попросить» купить крем или проголосовать за кого-то - пожалуйста. Особенно если каждый день сидеть у экрана».

ТВ-пауза

Мы давно привыкли к рекламе. Но что мы видим в ней? Человек должен быть успешным, иметь деньги, престижные машину и квартиру (возьмите любой рекламный слоган - будь первым, достойным). С одной стороны, быть успешным - это хорошо. Но идёт ориентация на материальные ценности, на получение удовольствия, причём любой ценой. А какой? Тут цепочка замыкается. Можно использовать любые средства, даже убить, украсть, как показывается в фильмах. Это развращает, особенно детей и подростков, у которых формируются стереотипы будущей жизни.

«Яркий пример того, как мы подвергаемся воздействию, - когда малыши начинают говорить рекламными слоганами. Тут и скрытые технологии не нужны. В итоге люди лишаются русского языка, он заменён новыми словечками и выражениями, - говорит Елена Русалкина. - А если нет слов, чтобы выразить мысли, то и сами мысли деградируют. Кроме того, растёт количество гиперактивных детей - их мозг просто не успевает обрабатывать поток агрессивной информации».

«Мы ежедневно в своей практике сталкиваемся с воздействием телевидения на состояние людей: у одних обостряются психические расстройства, у других развиваются тревога, депрессия, фобии. Юридически доказать, что возникшее нарушение психического здоровья связано с воздействием определённых телепередач, практически невозможно. Но любой специалист сможет провести параллель между ними и состоянием психики», - считает Борис Положий.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых