aif.ru counter
38

Молитва о раздоре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Украине 02/09/2009

В День Независимости эту молитву по национальному телевидению слышат и видят миллионы украинцев. Атмосфера особая -величественные стены собора, одухотворенные лики святых на тысячелетних мозаиках, полумрак внутреннего убранства и приглушенные за сотни лет краски знаменитых фресок Софии. В этот день в соборе тесно - здесь собирается все руководство страны: президент, премьер-министр, глава Верховной Рады, министры, депутаты, высшие чиновники. И все внемлют словам молитвы.

Так же все было и теперь, 24 августа 2009 года. Вернее, почти все. Стены векового собора, мерцание свечей, сосредоточенные лица руководителей страны, слова, с которых начал молитвенный круг лидеров всех конфессий Филарет, предстоятель УПЦ Киевского патриархата. Вот только на молитву, на смиренное и искреннее вознесение слов к Богу это совершенно не походило. Это, скорее, выглядело как политинформация «о текущем предвыборном моменте» со всеми обидами и жалобами уходящей власти.

0 соседях

ГЛАВНАЯ жалоба - на наших соседей, россиян, которые «закидают нам то Крым, то русский язык, то газовую трубу». Их всех, от мала до велика и без остатка, объявили «видимыми и невидимыми» врагами. Прося от них защиты, Филарет, похоже, был бы не против и какой-либо кары на головы жителей Российской Федерации, что-нибудь вроде мора, голода или засухи. В молитве Филарета, если ее так можно было назвать, не было ни слова о дружбе и мире с нашими соседями, о добрососедстве и разрешении всех политических противоречий. Они - враги, враги непримиримые, «видимые и невидимые». Те, с кем «не о чем договариваться». Получается, о раздоре с ближайшим соседом, с братьями-славянами просил Всевышнего в День Независимости патриарх Филарет.

О чиновниках

ДАЛЬШЕ глава Киевского патриархата перешел от общих врагов к личным, в числе которых он назвал Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Для Филарета он не просто глава другой конфессии, духовный лидер миллионов православных украинцев, а «пастырь, что пришел украсть, убить и погубить». Он - враг, а значит враги и те, кто считает патриарха  Кирилла  своим  духов ным отцом. И это уже не внешние враги, «видимые и невидимые» соседи-россияне, а свои, внутренние враги - миллионы прихожан УПЦ Московского патриархата в Крыму и Донбассе, в Одессе и Днепропетровске, в Запорожье и Ровно, в других украинских городах и селах. Те, кто, будучи православными, ходят в «другие» храмы. Те, кто молятся за Украину, но в «неправильных» церквях и с «москальскими попами». И о примирении с паствой Московского патриархата в тот день ни слова не прозвучало из уст Филарета. А значит -снова не было мира в его обращении к Господу, и снова только раздор. Теперь уже раздор в собственной стране, в Украине, за которую Филарет должен был молиться в этот день.

О политике

А ЕЩЕ глава Киевского патриархата говорил о депутатах Верховной Рады, которые думают не о народе, а о себе. Говорил о судьях, которые чинят несправедливый суд. Он призывал их вспомнить о совести и Божьем суде. Все эти слова звучали в присутствии главы Верховной Рады Владимира   Литвина,   президента Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко, высшего руководства страны - всех тех, кто может и должен был бы влиять и на судей, и на депутатов, не дожидаясь суда Господнего. Камера выхватывала лица спикера, президента, премьера, и становилось ясно - нынешняя система власти настолько укоренилась, что суда земного нерадивые депутаты и судьи-коррупционеры в ближайшее время могут не опасаться.   Похоже,   только   Бог им и судья.

* * *

Но все же самое страшное, что звучало в тот день в словах Филарета, - это призыв к раздору. С внешними врагами-россиянами,    с   внутренними врагами-инакомыслящими. А еще страшнее то, что словам этим молча внимали и президент Ющенко, и премьер Тимошенко, и глава Верховной Рады Литвин. Они все молились. За что? За то, чтобы снова, как в 2004-м, появился внешний враг и можно было бы не думать о внутренних проблемах и экономических трудностях, а все списать на козни соседей ? За то, чтобы снова, как во время «оранжевой революции», можно было поделить всех украинцев на «своих» и «чужих»? О чем вообще можно было молить Господа под слова этой политической речи, звучавшей из уст патриарха Филарета? О раздоре с ближайшими соседями и очередном расколе страны? Вряд ли эти молитвы были бы услышаны...

Это была странная молитва. Молитва о раздоре. Вернее, молитвой это не было - это были жалобы уходящей власти. Жалобы на то, что она не способна договариваться с ближайшими соседями-россиянами, решать экономические и политические проблемы, бороться с коррупцией в судах и парламенте, разбираться в сложных внутрицерковных проблемах. А еще это была попытка вернуться к знакомым и простым предвыборным схемам прошлого, когда есть «свои» и «чужие». Такое сейчас время - перед выборами даже в церкви говорят о политике. Вот только слова эти -не молитвенные, не о мире и согласии, а о раздоре и расколе. Похоже, политикам в храме в тот день такие слова были нужнее всего - так привычно им строить выборы на раздоре и поиске врага. Сегодня, в минуту искренней молитвы, так и хочется попросить, чтобы те слова Филарета о раздоре, сказанные в День Независимости в Софийском соборе, так никогда и не дошли до адресата...

Роман БОГДАНОВ

ДЛЯ СПРАВКИ.

МОЛИТВА - религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле - обращение к Богу с просьбой... Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости.

Электронная энциклопедия «Кругосвет»

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых