aif.ru counter
96

Лохотрон для миллионов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Украине 26/08/2009

Победителей не будет?

НАЧНЕМ с простой арифметики. За 60-90 минут эфира на каждую телевикторину поступает до 1500 тысяч звонков. Каждый - стоимостью от 8 до 30 грн. за минуту. Умножаем 1500 на «среднеарифметические» 20 грн./мин. Получается 30 тыс. гривен. Предположим, что программа выходит в эфир каждый день, кроме выходных. Имеем: интерактив приносит до 720 тыс. грн.!

Это прекрасный результат, даже если предположить, что организаторы честно оставляют на призовой фонд установленные «лотерейным этикетом» 50%. А вот насчет истинных размеров призового фонда и даже наличия такового существуют большие сомнения. Судите сами: участникам викторин обещают выигрыши от 100 до 10 000 гривен. В среднем речь идет о 300-500 гривнях. 360 тыс. грн. (50% от 720 тыс.) делим на 300. Получается, в каждой викторине должно быть не менее тысячи победителей в месяц! Но даже беглый просмотр таких телепрограмм показывает, что победителей в них зачастую просто не бывает! Или бывают - единицы. Куда же уходят деньги?

В этом-то мы и попытались разобраться. А заодно - в том, как эрудитам, уверенным в своей осведомленности, не попасться на «крючок» лохотрона.

Суд без дела

Моя 12-летняя дочка, пытаясь ответить на вопрос телевикторины, «наговорила» на две с половиной тысячи гривен. Причем ребенок, несмотря на то что прекрасно знал ответ, так и не дозвонился в студию - на звонок все время отвечал автоответчик, который просил «подождать соединения с оператором». Сумма, которую нам выставил к оплате телефонный оператор, для нашей семьи сегодня «неподъемная». Что делать, куда обращаться? Может быть, поможет суд?

ПЕРВЫЙ, кого, конечно же, хочется взять за грудки, это телефонный оператор -именно от его имени наивным горе-участникам викторин присылаются четырехзначные счета. Однако ведущие операторы мобильной связи в Украине, к которым мы обратились за разъяснениями, тут же открестились:

оказывается, определенные номера у них покупают компании-посредники, которые, собственно, и обеспечивают связь (вернее, «не-связь») между зрителями и телестудией. Те, в свою очередь, пожимают плечами: у нас - никакого криминала, мы предупреждаем абонентов (зрителей) о том, что звонок платный и о его стоимости, причем на большинстве номеров работают счетчики, щелчком или звонком сигнализирующие о том, сколько в результате связи проходит оплачиваемых единиц времени (это может быть поминутный отсчет, либо же, как в «Укртелекоме» - каждые 12 сек.). Человек может в любой момент прервать связь, положив трубку. За текущий, прерванный, промежуток ему деньги не насчитают, убеждали нас в таких компаниях. А тот факт, что звонят чаще всего подростки, дети или пенсионеры, которые, естественно, не читают молниеносную бегущую строку, не осознают, во сколько им может вылиться звонок и что означают эти регулярные щелчки в трубке, связистов нисколько не смущает: «Так пускай не звонят!»

Жаловаться на телеканал или на конкретную программу за нечестно проводимый интерактив - дело бесперспективное. Телевизионщики-профессионалы растолковали: отследить, сколько реально звонков «достучалось» до студии, какие из них были с правильными ответами - практически невозможно. Равно как и вывести процент вероятности выигрыша.

Ясно одно: в выигрыше остаются три «участника» игры: телеканал - организатор викторины - компания-связист.

- «Передачи счастья» можно найти в эфирах многих украинских каналов в течение суток, за исключением прайм-тайма. Производство таких программ очень дешевое. Одни телекомпании делают их сами. Другие - заключают соглашения с провайдерами, -поясняет член Нацсовета по ТВ и радиовещанию Татьяна Мокриди. - Чтобы снять телевизионную викторину, много не надо: ведущий (чаще всего женщина), одна телевизионная камера и примитивная компьютерная графика. До сих пор остается загадкой, какие телевизионные программы транслируются в записи, а какие - в прямом эфире. По моей информации, каналы поступают просто: заключают соглашение с провайдерами, которые берут на себя производство, предоставляя только эфир для такой передачи и получая с этого прибыль.

По разным данным, прибыль (а в каких размерах она может быть, мы уже подсчитали) делится на равных. По другим - львиную долю (до 60%) забирают себе организаторы викторины.

- Беда в том, что организаторов очень трудно привлечь к ответственности, - рассказывает    юрист    Нинель Ставниченко. - На моей памяти не было ни одного подобного судебного       разбирательства. Эта деятельность не регламентирована      законами. Телевизионный интерактив      нельзя »назвать     азартной игрой и в свете последних событий запретить.   Во-первых, азартная игра -это игра случая (выиграл - не выиграл). В   телевикторине   же предполагается,     что участники  должны блеснуть  эрудицией  и получать призы. Во-вторых, не всякий телевизионный интерактив предполагает денежное  вознаграждение. Например, к какой категории отнести звонки в адрес гадалок, снимающих порчу, или на эротические программы?

Формат телеобмана

- Телевикторины и иже с ними - классический продукт «примитивного мошенничества», нацеленный на то, чтобы выманить у клиента (зрителя) как можно больше денег, - рассказывает эксперт департамента по оценке работы СМИ Всеук-раинской ассоциации потребителей Сергей Васильченко. - Их распознать несложно: выглядят они приблизительно одинаково и имеют общие признаки. Задания до безобразия примитивны (ответ знают все), ведущие имитируют отсутствие звонков в студию либо же нарочно «пропускаются» звонки с неправильными ответами, постоянно звучат их настойчивые просьбы звонить как можно скорее, размеры обещаемых «выигрышей» растут каждую минуту. При этом самое главное - информация о том, что звонки стоят недешево, - мелькает на экране очень быстро бегущей строкой. Позвонившие люди вынуждены несколько минут слушать телеответчик, затем связь прерывается. Вот и все.

Подготовила Светлана ГОЛЛАНДС

Совет «АиФ»


Член Нацсовета по телевидению и радиовещанию Татьяна Мокриди сравнивает телевикторины с постсоветским «лохотроном» и призывает зрителей быть бдительными:

- Номера телефонов всех подобных передач начинаются или на 8-900-119, или 8-900-307, соответственно имеют тариф 6 и 7 гривен. Например, «Укртелеком», компания, которая подсчитывает стоимость разговора у своих абонентов, будет насчитывать соответствующие деньги за каждые 12 секунд разговора.

Следовательно, если вы ждете соединения со студией 5 минут, то такое «висение»

на трубке вам обойдется в 150 и 175 гривен, - предупреждает г-жа Мокриди.

Насторожитесь, если вам предлагают звонить по таким номерам, а также коротким (трехзначным) номерам, или тем, что начинаются с восьмерки, за которой следуют коды 703-, 800-. Эти коды означают, что вас, скорее всего, соединят с компьютером.

Чтобы не платить лишнего, наши эксперты рекомендуют: услышав в трубке телефонный щелчок (отсчет работы счетчика) и голос автоответчика, немедленно прервите связь до следующего щелчка (до истечения 12 или 60-ти секунд).

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых