aif.ru counter
200

Патриарх Кирилл: «Я приехал как паломник»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Украине 05/08/2009

Первооткрыватель

ТАКОГО многодневного визита главы Русской православной церкви Украина не помнит. Патриарх пробыл в Украине 10 дней, исколесив ее с центра на восток, юг и запад. Для сравнения: побывавший в Украине до Кирилла год назад его предшественник Алексий Второй ограничился всего тремя днями (говорят, Предстоятелю помешали плохое здоровье и неприязненное отношение к нему украинских властей).

Впрочем, не только беспрецедентная длительность поездки - многое из того, что сопровождало визит Кирилла, практиковалось впервые. Впервые за всю 288-летнюю историю существования Священного Синода, он проходил на украинской земле (или, как сказал Кирилл - в южной столице русского православия) - в Кие-во-Печерской лавре. Впервые глава Русской православной церкви Московского патриархата обратился к украинской пастве в прямом телеэфире. Он оказался чуть ли не единственным участником переговоров на высшем уровне за всю историю президентства В. Ющенко, который заставил главу украинского государства себя ждать (о том, как обычно всем приходится дожидаться президента Ющенко, давно ходят легенды). Впервые из-за визита православного священника на много дней оказались парализованными автомагистрали    крупнейших

городов страны - такого количества паломников, кочующих за своим пастырем, Украина еще не помнит. Правда, крымский пловец-марафонец Олег Сафьяник решил не искушать судьбу и не стоять в пробках - он доплыл до патриарха морем, преодолев из Евпатории до Севастополя больше 90 км. И, пожалуй, впервые сверхзадача визита Его Святейшества так и осталась неразгаданной наблюдателями: политиками, философами, теологами.

Кто-то считает, что отныне Москва, которая якобы прислала патриарха провести «разведку боем» и накануне предвыборной кампании (а также - грядущей смены высшего церковного руководства УПЦ МП!) совершить атаку на души украинской паствы, вынуждена будет отступить и в конечном итоге признать полную самостоятельность украинского православия. Другие убеждены, что Киев и Москва, в очередной раз померившись силами, оставили тонкую церковную тему открытой. Кто-то видит безоговорочную победу патриарха Кирилла. А есть и такие, кто полагает, что в визите священника, как он и сам признает, полностью отсутствует политическая составляющая. Например, по версии газеты «Гардиан», российский патриарх решает проблему самостоятельности своей церкви в ее отношениях с государственными институтами и пытается заручиться поддержкой «на местах».

«АиФ» записывал высказывания Патриарха Кирилла в течение всего визита - и во время его выступления в студии канала «Интер», и на многочисленных проповедях.

О Киеве

КИЕВ - это место, где сегодня нужно быть, чтобы слышать людей и понимать, что происходит в Украине - и не только в Украине. Здесь начало нашей веры, церкви, государственности. Здесь наше историческое прошлое. Здесь во многом будет решаться и наше будущее.

И потому движение моего сердца было совершенно конкретным: в первую очередь приехать сюда, чтобы помолиться вместе с украинским народом. Понять то, что я, может быть, не до конца понимаю. Я приехал сюда как паломник.

О церкви в политике

ТОЛЬКО теперь появилась возможность построить модель, которая прописана в Основах социальной концепции Русской церкви и была принята на юбилейном Соборе в 2000 году. В чем суть? Церковь автономна по отношению к государству. Она не участвует в политической борьбе. У нее нет политических амбиций. Тем самым она заявляет о своем праве быть свободной от любых политических влияний.

Церковь не может и не должна обслуживать партикулярные политические интересы! Потому что то, что для одного человека в обществе является благом (с политической точки зрения), для другого - злом. А церковь-то - для всех! Каждый человек - вне зависимости от его политических взглядов - имеет право быть христианином. И на каждого человека должна распространяться пасторская ответственность церкви.

О фальсификации истории

ПОПЫТКИ дать предвзятый исторический комментарий - достояние не только сегодняшнего дня. Давайте вспомним большевистскую историософию. История начиналась с Октябрьской революции. А все до нее было мимолетно. И опять-таки, сквозь призму классового восприятия. К чему все это привело? К краху. Невозможно переписать историю. Иногда ложь историческая порождает ложь современной жизни. На лжи нельзя строить человеческое благополучие, счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь (а дьявол - отец лжи) закладываем в основу бытия народа. И такие эксперименты не проходят. Они всегда рухнут, но крушение их влечет за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле этого слова.

О кризисе и выживании

В НАШЕЙ истории были куда более сложные времена. 1990-е годы - когда рухнула

экономика, когда возник системный кризис всех сфер общественной деятельности: науки, культуры, образования, спорта, кинематографа, - всего... Когда мы потеряли миллионы людей только потому, что они оказались неспособными пережить ту перестройку общественной жизни... Сегодняшний кризис не несет таких страшных угроз. Он ограничивает наши потребление, комфорт, к которому многие уже привыкли за последнее время. Но он несет в себе что-то важное для всех нас. Слово «кризис» в переводе с греческого на русский означает: «суд». Любой кризис -это суд. Он ставит человека в состояние некоего внутреннего выбора. Выводит из спячки. Я думаю, что не столько Украина или Россия сегодня нуждаются в этой встряске, сколько благополучные западноевропейская и американская цивилизации - благополучный богатый мир. Люди привыкли к тому, что деньги можно делать из воздуха. Виртуальная экономика стала значительной частью экономики. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что умело  торговали   фантиками.

Достаточно было вовремя сбросить одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы.

Такой образ приходит в голову: приставлена высокая лестница, человек по ней взбирается на самую вершину, кряхтит, расталкивая других. Взобрался наконец... Но -оказывается, что лестница приставлена к другой стене. И там дальше ничего нет - пустота... И надо спускаться обратно вниз. Вот это-то сейчас и происходит с человеческой общиной. Дай Бог, чтобы этот спуск вниз дал всем нам понять: что допустимо, а что -нет в человеческих отношениях. И церковный комментарий здесь однозначный. Как невозможно построить счастье человека без нравственного начала, так невозможно построить эффективную экономику без нравственного измерения. Если мы научимся сопрягать экономику и политику с нравственностью, наш мир будет другим.

О жажде потребления

У ЧЕЛОВЕКА появляются деньги - и он покупает все, что ему необходимо. Это законно и правильно. И все укладывается в некую моральную норму. Действительно, современный человек должен иметь крышу над головой, одежду, транспорт. И кажется, что этот процесс приобретения материальных средств полностью соответствует потребностям человека. Но это происходит до определенного момента. Этому процессу нет предела - вот в чем трагедия.

Простые люди покупают вещь - и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость... Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы ее этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так - что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

Самое главное - очень важное - научиться христианской аскезе. Аскеза - это ведь не жизнь в пещере. Аскеза -не постоянный пост. Это способность регулировать в том числе и свое потребление -идеями и состоянием своего сердца. Это победа человека над похотью.

О месте православия в Европе

ОТКУДА словосочетание -Святая Русь? Святость была доминантой жизни нашего народа. Святой человек был положительным героем нашего эпоса. Главным идеалом жизни народа была святость. Может быть, именно это обстоятельство спасло нас от страшного атеистического разгрома?

Трудно себе представить, как повела бы себя в этих условиях любая другая страна, любой другой народ.

Мы с вами сохранили веру в условиях гонений. Сейчас мы стоим перед не меньшими испытаниями. Побрякушки очень притягательны - красивая обертка всегда привлекает. И вот эти побрякушки современной жизни пьянят человеческое сознание. Особенно молодежь.

Наша борьба - за тот образ жизни, который предлагает нам Христос. И - против того образа жизни, который предлагает сегодня безбожная цивилизация.

И у нас, людей вышедших из киевской купели Крещения, есть что сказать миру! Меня поражает другое: почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие такие ценности нам предлагают? Что такое уникальное нам может говорить сегодня эта богатая цивилизация? Почему отдаем свое первородство? У нас есть потенция к развитию подлинного диалога Востока и Запада. На равных. А не диалога всадника с лошадью. Только такой диалог приведет к построению Единой Европы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых