aif.ru counter
23

Урок Патриарха

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Украине 05/08/2009

Украина встретила предстоятеля Русской Православной Церкви неподобающим образом. Визит Свитейшего патриарха Кирилла в Украину начался с драки на Владимирской горке в Киеве между несколькими десятками представителей УНА-УНСО и казаками. Ничего иного ни от казаков, ни от унсов-цев ждать не приходилось. Украинские политики тоже не удивили: пастырский визит для них стал исключительно политическим. Одни - например, как президент Виктор Ющенко, - использовали встречу с главой РПЦ для продвижения своей идеи создания Украинской поместной церкви. Другие, как Виктор Янукович, старались лишний раз напомнить, что именно они - самые надежные друзья Москвы.

Не церковь, а политика

ПОПЫТКИ изменить эту ситуацию по политическим мотивам - бесплодны, поскольку основываются на ложном утверждении о том, что независимость церкви является необходимым условием независимости государства. На самом деле, это не обязательно. Духовные центры не всегда совпадают с центрами политическими. Никому в католических странах - ни в Европе, ни в Латинской Америке - не приходит в голову, что Ватикан угрожает их независимости. Точно так же и большинство православных епархий действуют более чем в одной стране. Так почему же то, что Украинская Православная Церковь, обладая уникальной широтой канонических прав, едина в общении с Русской Православной Церковью, является предметом ожесточенной дискуссии в украинской политике?

Все дело в политической конъюнктуре. На бесполезную псевдорелигиозную суету уходит много усилий, потому что это позволяет мобилизовать «патриотический» (за поместную церковь) или про-российский (за единство с Москвой) электорат. Проблема этой ситуации в том, что такое вмешательство политиков в церковные дела приводит к углублению расколов в обществе, и уже не только по политическим, но и по религиозным линиям.

История учит, что политическое вмешательство в церковные дела не приводит к добру. Через три года после утверждения Московского патриархата, в 1596 году, на соборе в Бресте часть православного духовенства провозгласила унию между Католической и Православной церковью. Это не прошло даром для польского государства. Цепь кровавых конфликтов, а потом и освободительная война Хмельницкого 1648-1654 годов привели сначала к полной ликвидации унии на Левобережье, а со временем - и к полному упадку Речи Пос-политой.

Нынешняя Украина сложилась как многоконфессиональное государство, находящееся на пересечении католической, православной и мусульманской традиций. Не всегда они уживались мирно, но сегодня многокультурность и многоконфессиональность являются фактом социальной жизни. Вместо попыток создания мифической «национальной церкви» политикам стоило бы заняться делами, которые объединили бы общество в независимости от религиозных предпочтений граждан. Именно в этом состоит главное послание Святейшего Патриарха Кирилла -политические предпочтения только отягощают размышления о будущем православия в Украине.

Семен КИРОВ

ФотоУНИАН


Хронограф

Середина I ст. - Летописное предание о пребывании апостола Андрея Первозванного в Крыму, над Днепром и на «Киевских горах».

988 - Крещение Руси князем Владимиром.

1054 - Произошел великий церковный раскол, разделивший христианство на западную и восточную церкви.

1147 - Выбор Клима Смоля-тича собором эпископов в Киеве без согласия Константинопольского патриарха.

1448 - Окончательное разделение Московской и Киевской митрополий; провозглашение автокефалии Москвой.

1589 - Московская митрополия получает статус Патриархата в ходе Собора восточных патриархов в Константинополе.

1596 - Брестская уния: часть иерархов православной церкви вошла в единство (унию) с Римо-Католической церковью и признала верховенство Папы Римского. Так возникла крупнейшая Восточная Католическая церковь, которая сейчас называется Украинской греко-католической церковью.

1686 - Украинская митрополия переходит в подчинение Московского патриархата.

1921 - Провозглашено создание Украинской автокефальной православной церкви.

1946 - На так называемом «псевдособоре» во Львове объявлено о ликвидации Украинской Греко-католической церкви. Церковь продолжает свое существование в подполье; ни один из ее иерархов не согласился на сотрудничество с властью и переход в православие.

1989 - Украинская Греко-католическая церковь выходит из подполья.

1989  - В Украине разворачивается движение за возрождение Украинской автокефальной православной церкви.

1990  - На соборе Украинской автокефальной православной церкви ее патриархом избирают митрополита Мстислава (Скрипника).

1990 - В ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату РПЦ Украинской православной церкви была предоставлена независимость и самостоятельность в управлении и права широкой автономии.

1992 - Архиерейский Собор УПЦ сместил с должности митрополита Киевского и всей Украины Филарета и избрал нового предстоятеля - митрополита Владимира (Сабода-на).

1992 - Часть Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Московского патриархата объединяются в Украинскую православную церковь Киевский патриархат.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых