aif.ru counter
17

На мели

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Украине 03/06/2009

Казалось бы: Украина - морская держава. А что происходит с нашим флотом? Новые суда не строим и не покупаем. Почему государство не озаботится этим вопросом?

В. С м е я н, Николаев

чтобы строить современные суда, соответствующие стандартам НАТО, деньги из госбюджета тратились на строительство и содержание кораблей, сооружение которых началось еще при СССР. Чего только стоит крейсер «Украина», который заказал у Херсонского судостроительного завода им. 61-го коммунара Минобороны -его начали строить еще в 1984 году. Сегодня степень его готовности - 96%. Ежегодно его содержание обходится госбюджету в 5-6 миллионов гривен. Несложно подсчитать, сколько современных судов можно было бы построить на эти «дотации». «По нашим подсчетам, крейсер «Украина» стоит 600 млн. долларов, - отмечает Николай Головченко, глава профкома работников ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». - Им можно было бы или с Россией за газ расплатиться или просто продать его. Но государство вместо этого тратит деньги на его содержание: в 2009 году предусмотрено 6 млн. грн. по договору с Минобороны». При этом сам завод пребывает в катастрофическом состоянии: за многочисленные долги счета предприятия арестованы, а его собственность распродает Фонд госимущества и налоговая.

А приватизация?

СЕМЬ из десяти украинских судостроительных заводов, способных собирать боевые корабли, приватизированы и работают в основном на заказчиков из Голландии, Норвегии и Испании. Но и это не спасает их от кризиса. «Государство вообще отказалось от поддержки отрасли, - отмечает Геннадий Манжос, замдиректора по финансам «Вадан Ярде Океан». - Почему-то по авиации сейчас затрагивают вопросы, а на судостроение вообще не обращают внимания. Хотя судостроение - стратегическая отрасль, так как может дать работу сотням предприятий в нашей стране. А решить ситуацию может простое решение -вернуть все, что действовало до 2004 года, все преференции и спецрегулирование отрасли».

Да и само государство непоследовательно в своем желании искать инвесторов. Например, год назад голландцы, инвестировавшие 50 миллионов долларов в Николаевский завод «Океан», продали успешное предприятие россиянам. По словам экспертов, иностранцы просто не выдержали нормативно-правового давления.

Приватизация оставшихся трех государственных заводов кажется несбыточной мечтой. «Во-первых, эта приватизация не решит всех проблем, - отмечает Александр Малий, замглавы Профсоюза работников судостроения Украины.

- Во-вторых, для тех заводов, которые остались в собственности государства, очень сложно найти инвесторов. Например, Фонд госимущества уже второй год не может продать «ФСК «Море». Чтобы пришли инвесторы, должен действовать закон про господдержку судостроения».

Из болота -в море

НАША судостроительная отрасль - чуть ли не единственная   в   мире,   лишенная

господдержки. А ведь налаженное судостроение могло бы подтянуть еще одну отставшую украинскую отрасль - металлургическую. Эксперты видят перспективу в развитии судоплавания - именно оно приносит основные доходы морским державам. В Украине лишь 7% отечественного груза перевозится украинскими судами. Еще один выход из ситуации - квотирование перевозок экспортно-импортных грузов, которое практикуется в большинстве морских государств мира. Но пока правительство не решается пойти на этот шаг.

Подготовила Юлия ЩОРС

СПРАВКА «АиФ». По количеству кораблей и катеров ВМС ВС Украины в бассейне Черного и Азовского морей занимают четвертое место после России (почти 300 кораблей и катеров), Турции (более 200) и Румынии (более 120) Сегодня на вооружении ВМС более тридцати боевых кораблей и около 54 вспомогательных судов и катеров.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых