aif.ru counter
03.06.2009 10:58
8

"Опель" купили

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Украине 03/06/2009

НЕСКОЛЬКО дней назад экономический мир был потрясен новостью о покупке Россией немецкой компании «Опель». У части россиян взыграла патриотическая кровь: наконец-то мы после победы в Великой Отечественной войне снова показали немцам «кузькину мать». Подтекст такой: немецкий кризис хуже нашего, раз они распродают «свое все». У нас же есть деньги не только на «социалку» и «Евровидение», но и на покупку немецких авто. При ближайшем же рассмотрении возникает несколько вопросов: зачем, сколько и для кого?

Для начала напомним, что купил Сбербанк всего 35% акций. Чтобы управлять этим бизнесом, нужно суметь не поссориться с австро-канадской компанией «Магна» (у нее 20% акций «Опеля», у «Дженерал моторе» - 35%). Производство автомобилей останется за границей, преимущественно в Германии. В итоге мы вкладываем деньги в ЧУЖОЕ производство. Сколько этих денег потрачено и сколько нужно еще вложить - коммерческая тайна. По предварительным «просоч-кам» - 500-700 млн. евро необходимо вложить сразу. Целиком же «немецкое счастье» тянет более чем на 3 млрд. долларов убытка, которые придется в том числе покрывать россиянам.

Не станет ли теперь большой российской головной болью содержание на сегодняшний день убыточных автопроизводств? Если, как пообещал новый собственник, закрывать производство «Опелей» не будут (что подкупило немцев), то это выглядит немного странно. Мало того, что во всем мире сокращаются рабочие места в автопроме. В России происходит вообще страшное! По данным профсоюза работников автомобильного машиностроения РФ, в первой половине 2009 года под сокращение попадут до 50000 сотрудников российских автозаводов. Группа «ГАЗ» планирует сократить минимум 15% персонала, а снижение объемов выпусков автомобилей достигнет 47% от прошлогодних показателей! Получается, что мы немцев будем всячески «ублажать», а своих, по сути, вышвыриваем за порог. Объективности ради надо сказать, что часть производства «Опелей», порядка 180 тысяч машин, в будущем хотят разместить на площадях «ГАЗа». Но зачем для этого нужно было покупать весь завод? До сих пор за рубежом покупали активы в основном наши олигархи. В глазах общественного мнения это выглядело как увод капитала и подготовка убежища на черный день. Сейчас крупнейшая финансовая структура России, связанная с государством, этой покупкой как бы сказала: да. это правильный путь! Особенно в то время, когда недоступные до кризиса активы стали дешевле, как говорится, по «нашим финансовым зубам». Опять же видим, как скупаются Китаем по миру заводы, земли, культурные ценности... Одна загвоздка. Наши финансовые мускулы намного слабее китайских. Не говоря уже о немецких. Ведь ни наши пособия по безработице, ни зарплаты, ни уровень жизни даже близко не подходят к тому, что существует в Германии. По самым скромным подсчетам, «содержание» со всеми соцпакетами, сверхурочными и пособиями немецкого рабочего «Опеля» обходится чуть ли не в 10 раз дороже, чем нашего нижегородского «газовца»... Не получилось бы так, что мы финансово и политически сделали широкий шаг, но так и застыли враскорячку. То есть увеличили зависимость России от товаров, произведенных за рубежом. А ведь только за прошлый год импорт молока, мяса и сливочного масла увеличился на 13-23% по сравнению с предыдущим годом. Итак, «Опель»-то купили, а осадочек остался...

Николай ЗЯТЬКОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых