aif.ru counter
16

Столица под крылом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Общество 20/05/2009

ЯК+Боинг

СВОЙ первый рекорд маленький аэропорт поставил в начале 70-х. Тогда его услугами воспользовались 1,2 миллиона пассажиров. Каждую минуту здесь садился или взлетал самолет. А «вездеход» Ан-2 подвозил пассажиров даже в соседние районы.

В 2006 году, до начала реконструкции, «Киев» обслужил лишь 40 000 человек. А в «плюс» подобное предприятие может выйти, лишь имея 100 000 пассажиров в год. Тогда, впервые за годы независимости, власти города обратили взор на умирающий аэропорт и решили дать ему вторую жизнь. К слову, в то время Киев еще не знал о том, что будет принимать Евро-2012.

До недавнего времени аэропорт, размещенный в черте города, мог принимать лишь воздушные суда с ограничениями по массе и интенсивности полетов типа Як-42, Ан-24, Як-40. Соответственно, «Киев» обслуживал в основном внутренние рейсы, которые не позволяли предприятию вырваться из вечных долгов.

Лишь после реконструкции, а, главное, продления взлетно-посадочной полосы, «Киев» получил возможность принимать самолеты среднего класса типа Боинг-737 и Аэробус А320 - воздушные суда, обслуживающие европейские рейсы.

На самом деле у старого аэропорта выбора не было. «Большинство авиакомпаний не хотели работать с «Киевом», - отмечает Александр Кава, глава Центра политического и экономического анализа. - А недавно с рынка ушел их единственный регулярный перевозчик. К тому же пропускная возможность единственного терминала далека до показателя 300 человек/час - уровня, необходимого для прибыльной работы подобного аэропорта. Поэтому без реконструкции мы бы просто его потеряли».

Нужен ли «Киев» столице?

СЕГОДНЯ в аэропорту тихо. Залы ожидания пустуют и даже возле дверей с облупившейся краской, проводящих пассажиров к пункту регистрации, людей нет. Пока круглосуточно работающий «Киев» обслуживает лишь чартерные рейсы. Авиакомпании ожидают окончания первого этапа реконструкции.

Но даже сегодня многие считают, что новоиспеченные «воздушные ворота» Киева станут камнем на плечах горбюд-жета. Дескать, даже «Борис -поль» не загружен, что уж говорить о малоизвестном «Киеве». Представители жулянского аэропорта не согласны. «Любой пассажир, хоть раз побывавший в терминале В «Борисполя», знает, что такое час простоять в очереди на регистрацию, - отмечает Сергей Никифоров, генеральный директор Международного аэропорта «Киев» (Жуляны). - Я бы не сказал, что «Борисполь» не загружен».

О конкуренции «Борис-поль» - «Киев» тоже много говорят. Но администрация аэропорта отмечает, что СМИ зря ищут здесь ростки конфликта -у аэропортов разные функции и они могут успешно дополнять друг друга. «Практически во всех больших столичных городах мира как минимум два аэропорта, - рассказывает Сергей Никифоров. - Это нормальное явление для городов с большим авиаузлом. В нашем случае «Борисполь» должен развиваться как аэропорт-хаб, то есть делать акцент на обслуживании транзитных пассажиров. Например, население Франкфурта - 300 тысяч, а через местный аэропорт проходят около 50 миллионов пассажиров в год. Несложно подсчитать, сколько получает казна города, если каждый из пассажиров, ожидающих свой рейс, оставит в аэропорту хоть один евро на булочку. Не говоря уже о новых рабочих местах, которые создают такие пассажиры. В нашей стране хаб-рынок начала развивать компания «Аэросвит» и благодаря этому сейчас «Борисполь» конкурирует, главным образом, не с украинскими аэропортами, а с аэропортами Москвы, Варшавы, Стамбула и Франкфурта». «Киеву», после запланированной реконструкции, эксперты отводят роль «воздушных ворот» города. Его клиентами станут пассажиры, для которых Киев -конечная станция.

За чертой

В ПРОШЛОМ - попытки передать предприятие из коммунальной в госсобственность, а также многолетние разговоры о перенесении аэропорта за черту города. Официальная причина - небезопасные шумы и вибрации. Но более очевидным поводом для многолетнего сыр-бора считались 277 гектаров земли в центре города, находящихся во владении предприятия. Руководители аэропорта отмечают: «Самая большая ценность -это наша земля. Она же - наша самая большая проблема».

Но с 60-х годов, когда и начались разговоры о перенесении аэропорта, многое изменилось. Пример всемирно известных аэропортов, успешно функционирующих в центре таких столиц, как Нью-Йорк, Женева и Лос-Анджелес приглушил разговоры о том, что подобная организация должна находиться лишь за чертой города. К тому же очевиден был факт, что на «перенесение», а фактически постройку нового аэропорта, денег у бюджета все равно не найдется.

«Что касается разговоров о «невыносимом» шуме, то это лишь очередная провокация, -отмечает Сергей Никифоров. - Я садил журналистов в кабинете, за окном которого в нескольких сотнях метров взлетал самолет. Они его только видели, но не слышали. Конечно, в ночное время мы ограничиваем полеты старых самолетов типа Ан-24, современные же самолеты не шумят. По-моему, Краснозвездный проспект и железная дорога шумят гораздо больше».

Новая волна

СКОРО аэропорт объявит тендер на проектирование новых терминалов, автостоянки и привокзальной площади. Гор-бюджет уже выделил на это деньги, а вот для реализации проекта нужно искать инвесторов. «Мы сейчас работаем над развитием транспортной инфраструктуры и прилегающей территории, - заявил первый заместитель главы Киевской горадминистрации Евгений Червоненко. - Думаю, что при соблюдении условий, и если не будут выкручивать руки, инвесторы найдутся. Я верю в светлое будущее Жулян».

Сегодня цены услуг аэропорта «Киев» на 30% ниже, чем в «Борисполе». Но возникает резонный вопрос, насколько объект Евро-2012 повысит стоимость авиаперелетов после реконструкции. По словам руководства аэропорта, реконструкция на цены не повлияет. Их может изменить лишь объективный фактор -рыночная ситуация. Или достижение определенного объема перевозок, а, по словам Никифорова, после реконструкции 85-летний «Киев» «потянет» даже миллион пассажиров.

Юлия ЩОРС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых