aif.ru counter
06.05.2009 17:08
12

Кто сыграет на трубе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Украине 06/05/2009

«МОДЕРНИЗАЦИЯ украинской газотранспортной системы невозможна без участия России и Газпрома», - сообщила украинский премьер в присутствии своего российского коллеги Владимира Путина. «АиФ» решил выяснить, не является ли такое решение угрозой суверенитету Украины?

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Полохало, политолог, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ:

- ПРОИГНОРИРОВАТЬ российскую сторону в этом соглашении действительно было нельзя. Но необходимо, чтобы национальные интересы Украины были учтены. При этом сама газотранспортная система должна остаться в государственной собственности Украины. А все другие стороны - Европа, Россия - могут лишь подключаться к соглашению, но без тени посягательства на эту собственность. Ведь в странах Евросоюза частная собственность составляет 80%. Но даже там есть объекты, которые будут принадлежать государству всегда. Точно так же должны обстоять дела с нашей газотранспортной системой - она должна остаться в собственности государства. Если это условие будет соблюдено, то нашему суверенитету ничего не угрожает, и все громкие заявления на эту тему останутся «черным пиаром».

Инна Богословская, народный депутат Украины, юрист:

- ВОПРОС не в том, чье участие в деле модернизации украинской ГТС является посягательством, а какой мотив вмешательства  той  или   иной страны. Если мотив - это установление прямого контроля какой-либо одной из сторон -будь-то со стороны ЕС, России или США - то это, безусловно, удар по нашему суверенитету. Но если речь идет о создании большого мультинационально-го консорциума, то при отстаивании нами собственных интересов это может принести Украине ощутимую выгоду. Ведь если Россия - поставщик, Евросоюз - потребитель, а Украина -транзитер, то ситуация для Украины может сложиться самым выгодным образом. Ее интересы не только защищены, но и есть шанс для дальнейшего эффективного развития.

Сергей Марков, политолог, депутат Госдумы РФ:

- ДОПУСТИВ к реконструкции своей ГТС иностранных инвесторов, Украина действительно утратила часть своего суверенитета - но только на одну тысячную процента. Но, если разобраться, Украина сегодня является суверенной не более чем на 40%, так как ведущие институты государственности этой страны выведены из-под контроля государства. Главные среди них - СБУ (во время официальных мероприятий там присутствует посол США, а главу ведомства консультирует экс-сотрудник британских спецслужб) и Министерство обороны (осуществляет программу переподчинения по стандартам НАТО вопреки выраженной воле народа). Отчасти контролируется извне система образования, СМИ и другие гуманитарные отрасли. А так как покровительствует этим процессам глава государства, то и здесь возникает вопрос: кем контролируется украинский институт президентства? Поэтому сложившуюся ситуацию вокруг реконструкции украинской ГТС и возможной утрате суверенитета отлично иллюстрирует поговорка: «Снявши голову, по волосам не плачут».

Ярослав Жалило, замдиректора Института стратегических исследований:

- ВСЕ дело в условиях этого соглашения. Нужно изучить все обязательства и требования как Российской Федерации и Евросоюза, так и Украины. Только тогда можно будет оценить все риски такого шага для нашей страны.

ВЫВОД «АиФ»

ЧЕТЫРЕ года назад Верховная Рада приняла закон, по которому ГТС должна быть только государственной, и ее структурам запрещено участие в каких бы то ни было совместных предприятиях. Однако без модернизации системы транспортировать российский газ в Европу будет все труднее, а самостоятельно провести эти работы Украина, по всей видимости, не в состоянии. Поэтому и стало необходимым участие внешних инвесторов. И главное здесь - не забыть об этом самом законе и собственных интересах, и сохранить ГТС в госсобственности.

Подготовила Светлана ТОРШИНА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых