aif.ru counter
36

Опять возьму в долг. Государство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Украине 22/04/2009

Схема из трех букв?-  ЛЮДИ не верят банкам, часть денег забрали и хранят сбережения в стеклянных, а не в нормальных банках. Мы предложим хранить деньги в государстве, - заявила премьер-министр на заседании Кабинета, приуроченном к приезду миссии МВФ.

Ценные бумаги казначейства для физлиц на сумму 500 млн. грн, в отличие от электронных облигаций госзайма, скорее всего, напечатают на монетном дворе. Они будут иметь солидный вид и могут выдаваться взамен как гривневых, так и долларовых средств, доверенных людьми государству.

-  Привлечение денег физических лиц для развития народного хозяйства - не новшество, - рассказывает финансовый эксперт Мария Горовец.- Это практикуется в наиболее сложные, кризисные времена, когда казенных средств катастрофически не хватает. Что сегодня? Государство, естественно, «давит авторитетом», пытается убедить в своих способностях вернуть деньги в срок и с указанной доходностью. Однако уже сам факт привлечения денег у населения - это сигнал о том, что страна на грани дефолта и остро необходимые донорские вливания ей просто больше неоткуда взять, поскольку официальные институты ей не доверяют. Обязательства госказначейства, строго ограниченные сроками и условиями доходности, могут показаться привлекательными лишь на первый взгляд. На длительный срок деньги привлекаться не будут - украинцы не захотят их нести, скажем, на пять лет. Очевидно, что через полгода экономическая ситуация в стране вряд ли улучшится и дефицит средств только обострится. Чтобы вернуть деньги кредиторам вовремя, государству придется срочно привлекать дополнительные средства - на более «шоколадных» условиях. В свою очередь, чтобы рассчитаться с новыми кредиторами, потребуется еще один тираж облигаций. Примитивно говоря, когда желающие одалживать государству закончатся, пирамида немедленно рухнет. Сокрушительный дефолт. Сегодня Украина намерена построить замешанную на остатках народного доверия самую зыбкую в истории своей независимости систему отнимания средств по типу легендарной «МММ», причем под государственной вывеской, - предупреждает эксперт.

Что взамен?

- ДОХОДНОСТЬ, которую предлагает Кабмин - 10 гривен на каждую 500-гривневую облигацию, - это менее 8% годовых, - говорит Советник по экономико-юридическим вопросам Все-украинского Центра Помощи «Сшльна Сила» Дмитрий Ата-манчук. - Неизвестно, на что рассчитывают правительственные финансисты, но уже сейчас предлагаемая доходность облигаций не достигает даже уровня инфляции в 2009 году, который, по прогнозам того же Кабмина, составит не менее 9,5%. Напомним, что на 2008 год Кабмин прогнозировал практически такую же инфляцию - 9,6%, но в конце года Госкомстат зафиксировал 25,2% годовых. Учитывая, что макроэкономическая ситуация в этом году, по сравнению с прошедшим, как минимум не улучшится, инфляция к концу года явно превысит прогнозируемый Кабмином уровень.

Такая доходность, естественно, не выдерживает конкуренции с банками, которые предлагают 16-27% годовых. Зато степень рисковости вложений, как видим, не менее высока. Но если навязать оформление банковского депозита украинцам непросто, то с долговыми обязательствами госказначейства иная картина.

- В неприятной ситуации могут оказаться госслужащие, -считает Д. Атаманчук. - Чиновники, от которых зависит выплата различных надбавок и премий, могут использовать полномочия при добровольно-принудительном распространении облигаций среди своих подчиненных.

Светлана ГОЛЛАНДС

Когда страна была богатой


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ облигации появились еще в царской России во времена Александра II. Тогда одолжить стране свои сбережения можно было под 5%, но с конца ХIХ века эта ставка была снижена до 4%. Как рассказал «АиФ» кандидат исторических наук Константин Бондаренко, дважды в год с облигации можно было срезать купон, отнести его в банк и получить на руки причитающиеся проценты. А крепкое положение царского рубля гарантировало и сохранность вкладов, и высокие проценты. Получить сбережения обратно можно было в конце срока займа. Но многие «рантье» по тем временам предпочитали продлить договор с государством. Тем более, что коммерческие банки Российской империи хоть и предлагали более высокий процент по вкладам, но доверием народа не пользовались.

Как закалялась власть

В ПЕРИОД НЭПа советская власть предложила народу гособлигации на более выгодных условиях, чем в финансово стабильной царской России, - от 6 до 12% в год. Но под этими посулами пряталась политика будущего раскулачивания. Если фининспектор замечал, что хозяйство богатое, а рачительный глава семьи госзайм брать не торопится, его живо «уговаривали» доверить средства государству. Иначе - продразверстка. Но эпоха НЭПА длилась недолго, и с ее окончанием госзайм стал делом принудительным, а проценты по нему снизились до минимума. В результате рабочие на предприятиях отдавали государству часть заработка, теряя на этом, примерно, одну зарплату в год. Конечно, по закону можно было и отказаться отдавать государству заработанное. Но в сталинские времена на такой шаг не решался практически никто.

Война, разруха -и снова облигации

С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны люди отдавали часть заработанного на дело победы действительно добровольно. Облигации военных займов продавались ежегодно с 1942 до 1945 г. в результате на нужды армии было собрано 72 млрд. рублей. Конечно, о возвращении этих вкладов в послевоенное время не могло быть и речи. И государство попросило граждан потерпеть. А само тем временем проводило все новые и новые займы - на восстановление экономики. Старые облигации можно было конвертировать в новые. Граждане отдавали государству заработанное вплоть до брежневских времен, процентные ставки «скатились» до 2%, а срок займа вырос до 20 лет. Выплаты производились и вовсе уникально - в виде лотерейных выигрышей. То есть кому повезло, тот и получил проценты в виде холодильника, телевизора или автомобиля. В то же время продать облигации государству обратно было практически невозможно. В результате обслуживание внутреннего долга переросло поступления от последующих займов, и в 1957 возврат средств по послевоенным займам был отсрочен на 20 лет. А объяснили этот финансовый ход… просьбой народа повременить с выплатой долгов. О чем и было объявлено самим Никитой Хрущевым на ХХI съезде КПСС.

Даже Брежнев не расплатился

ПОСЛЕ такого государственного «кидалова» граждане на долгие годы, можно сказать, махнули на облигации рукой. Их или выбрасывали, или отдавали детям вместо игрушек. В 1966 году был объявлен новый госзайм на 20 лет под 3%. А в 1971 году случилось то, чего никто не ожидал, – государство начало возвращать долги, не ожидая истечения 20-летнего срока. Это стало возможно благодаря подорожанию нефти на мировом рынке - у СССР появились лишние деньги. «Но, конечно, компенсация и выплаты были значительно ниже, чем годами одалживаемые государству суммы. Да и не все эти ценные бумаги были предъявлены к оплате – ведь некоторые были просто выброшены. А большинство вкладчиков, отрывавших в трудные послевоенные годы деньги от своих семей, просто не дожили до этого светлого момента», - резюмирует К. Бондаренко. Так что государство и здесь осталось не в накладе. Делайте выводы!

Подготовила Светлана ТОРШИНА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых