aif.ru counter
52

Конституция скажет все…Но согласия и здесь не видно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Украине 08/04/2009

Главное - прицелиться

- Инна Германовна, создается впечатление, что каждый «автор» пишет Конституцию «под себя», на будущее…


 - Главный закон формирования государственной власти в стране – это формирование системы контроля и противовесов, когда разные ветви власти способны обезопасить общество от узурпации власти какой-то одной ветвью. В предложенном президентом законопроекте эта проблема не решается. В то же время в законопроекте от Партии регионов, как раз это является главной задачей - создать систему сдерживаний и противовесов. Получается любопытная ситуация: «регионалы», которых многие обвиняют в тоталитарных настроениях, представляет наиболее демократичный вариант Конституции. А Ющенко и Гриценко, причисляющие себя к демократам, представляют проекты Конституции с яркими чертами тоталитаризма.   

- Наверное, не случайно проект Анатолия Гриценко носит громкое название «Конституция порядка».

 - Этот законопроект максимально усиливает полномочия главы государства, в руках у которого консолидируется вся власть. Фактически предлагается создать президентскую республику. Кроме этого, президент является еще и руководителем исполнительной власти – то есть исполняет функции премьер-министра. Это – силовая модель, недаром проект носит такое название. Остается только сказать, что в Европе нигде нет такого типа государств, это скорее американская конструкция. Но учтите, что Америка строилась на демократии, она никогда не была авторитарным государством. А мы вышли из тоталитарной модели всего лишь 17 лет назад. И вернуть страну к единовластию – это все равно что совершить государственное самоубийство.

 БЮТ в раздумьях

- Но все видят, что к власти стремится и Юлия Тимошенко. Как ей видится будущая Конституция?


 -  БЮТ, который в свое время больше всего шумел о необходимости конституционных изменений, до сих пор не подал ни одного проекта Конституции. Здесь они проявляются так же, как и во внешней политике – четкого вектора нет. Они не могут предложить свой вариант, потому что кроме стремления к абсолютно ничем не контролируемой власти над людьми и деньгами у лидера БЮТ нет ничего. Но выудить у них проект Конституции было бы очень интересно. Вполне может быть, что они в последний момент могут предложить конструкцию чисто парламентской республики, вообще без должности президента. Но все понимают, что это – абсолютно конъюктурный подход. Вот сегодня у Юлии Тимошенко нет рейтинга, чтобы избраться президентом. Значит, надо попытаться  сделать парламентскую республику. Тогда можно рассчитывать на пост премьер-министра – и получить власть.  Но я не думаю, что это возможно. Правда, до тех пор, пока БЮТ не определится со своим конституционным проектом, говорить об изменении Конституции не приходится, потому что без них нет необходимых 300 голосов в парламенте.  

Придется подождать

- Когда же, по вашим прогнозам, Украина получит новую Конституцию? И поможет ли это преодолеть политическую неразбериху в нашей стране?

 - Без смены Конституции порядка в стране не будет. Но в сегодняшних условиях шансов на изменение Конституции практически нет – ведь для этого политическим силам придется объединяться, а не противостоять. Сегодняшняя ситуация говорит о том, что Янукович, Тимошенко и Ющенко не уйдут с политической арены в ближайшие годы, а значит, что это противостояние будет еще продолжаться, а значит, принять Конституцию будет невозможно. К тому же я не верю в то, что сейчас мы сможем принять Конституцию, которая будет базироваться на каком-то одном законопроекте какой-то одной политической силы. Поэтому я бы сейчас инициировала создание конституционной ассамблеи – неполитизированного органа, состоящего из ученых, специалистов конституционного права, бывших судей Конституционного суда, имеющих огромный опыт. И нужно дать им возможность в течение года-двух выработать одно или два предложения, которые уже позже вынести для оценки  политическому истеблишменту страны.

Все это - на основании этих предложений, которые уже есть, а также мирового опыта конституционных процессов и анализа того, на каком этапе зрелости находится наше общество. Потому что Конституция должна соответствовать уровню зрелости народа, иначе она работать не будет.   

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых