aif.ru counter
02.04.2009 00:50
14

В поисках педали газа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ в Украине 01/04/2009

ЕСЛИ украинские политики более или менее сдержанны в своих оценках результатов данного соглашения, то в РФ Юлию Тимошенко обвинили в попытке исключить основного поставщика голубого топлива в Европу из договоренностей по его транзиту. «АиФ» опросил экспертов, чтобы выяснить, зачем Украине нужна эта декларация и как в связи с ее подписанием изменятся отношения Украины и России.

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра Разумкова:

- По большому счету, ситуацию с газотранспортной системой Украины можно описать фразой «мой рояль - куда хочу, туда и ставлю». Хотим мы ее усовершенствовать или не хотим - наше дело. Другое дело, что прокачиваем мы через нее российский газ. А потому участие России в качестве третьей стороны договоренностей   о   реконструкции ГТС должно иметь место. Просто подобных трехсторонних механизмов сотрудничества в газовой отрасли пока не существует.

То, как Россия отреагировала на подписание декларации, скорее можно назвать ревностью, нежели конструктивной критикой действий премьер-министра. Понятно, что и ЕС, и РФ претендуют на участие в управлении украинской ГТС. Они в этом плане конкуренты. Украина никогда не была субъектом газового рынка, нас просто нет на газовой карте. Тем не менее, сбрасывать нас со счетов так просто никто не станет. Альтернативы украинскому транзиту нет. А в свете бушующего кризиса еще не ясно, будут ли достроены северный и южный «потоки».

Самостоятельно Россия их строительство не потянет, а у Европы нет на это денег.

В ближайшее время, думаю, Россия проведет двусторонние консультации с Украиной и Европейским Союзом. Примерно через три месяца таких консультаций уже можно будет созвать саммит, на котором будут зафиксированы трехсторонние договоренности.

Александр Бабаков, вице-спикер Госдумы РФ:

- Я хотел бы особо подчеркнуть, что встреча министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана и министра энергетики Российской Федерации Сергея Шматко в Москве, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества в газовой сфере, состоялась по приглашению российской стороны.

Все упреки по поводу неконструктивности либо излишней эмоциональности российской стороны лишены каких бы то ни было оснований. В национальных интересах Украины, чтобы Россия оставалась для нее стратегическим   партнером.

И в национальных интересах России - иметь надежного и договороспособного соседа. Мировой кризис делает это обстоятельство   важным вдвойне.

Поэтому я считаю, что когда улягутся все надуманные эмоции и спекуляции на теме «газовых» отношений, мы непременно вернемся к идее трехстороннего газотранспортного консорциума.

Константин Бородин, руководитель Центра энергетических исследований:

- За подписанием декларации стоит попытка пиара. В частности, для президентской команды это попытка в очередной раз потягать «русского медведя» за усы. В условиях, когда западным компаниям предоставляется возможность покупать российский газ на восточной границе Украины, неудивительно, что «Газпром» беспокоится о сокращении зоны его влияния. По реакции российской стороны чувствуется, что им что-то успели пообещать, но обманули. Я думаю, что в ходе поездок в Москву Юлия Тимошенко успела установить кое-какие договоренности с российскими властями относительно украинской ГТС, заручившись поддержкой на предстоящих выборах. Но сама же эти договоренности и нарушила.

Особенно понятной позиция Москвы становится, когда мы узнаем, что декларация, подписанная в Брюсселе, готовилась службой вице-премьера по вопросам европейской интеграции Григорием Немырей.

Из этой декларации не выйдет ничего хорошего. Во-первых, мы уже на ровном месте подразнили Россию. Во-вторых, Европа не даст нам денег на модернизацию ГТС, потому что мы называем сумму от 2,5 миллиарда евро до 5,5 миллиона долларов, не предоставляя никаких бизнес-планов. В-третьих, допуская европейские компании к покупке топлива на нашей восточной границе, мы тем самым можем заставить Россию перераспределить газовые потоки, которые пойдут в обход Украины, вследствие чего мы потеряем деньги от транзита.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых