aif.ru counter
27.03.2009 16:31
20

На грани реальности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Украине 25/03/2009

Миф первый:труп без головы

Помню, еще в школе в перерывах между уроками русской литературы мы рассказывали друг другу полушепотом леденящую душу историю о том, как Гоголь боялся быть похороненным заживо и как все-таки его похоронили живьем, когда он якобы впал в летаргический сон. Когда же могилу открыли много лет спустя, тело писателя было скорчено, а лицо - расцарапано, и это якобы подтвердило ту страшную версию, что Николай Васильевич в один прекрасный момент проснулся в собственной могиле, где и погиб от удушья.

Вам кажется, сейчас исследователи в пух и прах разнесут этот детский ничем не подкрепленный бред? Как бы не так. Истинная история жизни после смерти Николая Гоголя оказывается еще страшнее всяких придуманных ужасов. Гоголь действительно боялся быть похороненным заживо, и в своем завещании строго-настрого приказал тем, кто будет его хоронить, делать это только тогда, когда тело будет демонстрировать явные признаки разложения.

Сама смерть Гоголя с точки зрения диагноза является проблемой для исследователей по сей день. Известно, что писатель скончался 21 февраля 1852 года на 43-ем году жизни, за 5 дней до смерти отправив в огонь завершенный второй том «Мертвых душ». Версий причины его смерти высказывалось множество. Предполагали тиф, психическое расстройство, обезвоживание организма и даже сифилис. Но ни одно из перечисленных заболеваний не проявляло своих признаков. Просто с начала февраля Гоголю становилось все хуже. Он практически прекратил принимать пищу, тем самым уже не впервые отдав себя всецело в руки Бога. И Бог прибрал его к рукам. Нынешние литературоведы выдвигают версии о том, что Всевышний сделал это не без помощи некоторых заинтересованных в смерти писателя людей. Гоголь умер в Москве, в доме графа Александра Петровича Толстого, который через 4 года возглавил Священный Синод и оставался его обер-прокурором в течение 20 последующих лет. Это наводит ученых на мысль о том, что Гоголь был искусно подведен к сожжению второго тома «Мертвых душ» и к смерти.

Тело писателя предали земле в некрополе Московского Свято-Данилова монастыря. Но история на этом не закончилась.

В 1909 году, к столетней годовщине Гоголя, могилу вскрыли, чтобы проверить ее состояние, повторно залить хлорной известью и заново обложить кирпичом. Документы свидетельствуют, что уже в этот момент головы писателя в гробу не было. Предполагалось, что неким мистическим образом череп писателя попал в театральный музей, основанный коллекционером Алексеем Бахрушиным. Однако в 1929 году на запрос наркома просвещения Анатолия Луначарского Бахрушин рапортует в официальном письме, что черепа Гоголя в музее нет.

Два года спустя, 31 мая 1931 года, останки Гоголя эксгумировали, чтобы перенести на кладбище Новодевичьего монастыря. Эта эксгумация практически не запечатлена в документах, а между тем на ней присутствовал не один именитый русский писатель, в том числе Алексей Толстой, Виктор Шкловский… По редким и разрозненным свидетельствам, опубликованным не так давно, исследователям удалось реконструировать события, развернувшиеся в сумерках того майского дня. Головы в гробу действительно не было, но все, что можно было еще унести с собой, эксгуматоры не постеснялись украсть из могилы. Дошло до того, что у трупа вырывали ребра. Писатель Владимир Лидин оказался самым скромным: он оторвал кусочек от сюртука покойника и использовал его впоследствии для переплета нового издания «Мертвых душ». Так Гоголь и после смерти не давал покоя живым.

Миф второй:

а был ли второй том?

Скрупулезный анализ позволяет литературоведам утверждать, что второй том «Мертвых душ» действительно был написан и завершен. Он состоял из 11-ти глав и был в литературном отношении куда совершеннее первого. Почему Гоголь сжег его за пять дней до смерти – так и остается загадкой для ученых. Впрочем, сожжение рукописей было обычным делом для Николая Васильевича. В самом начале творческого пути он сжег рукопись «Ганса Кюхельгартена», а в 1844 году в Риме бросил в топку первую версию второго тома «Мертвых душ». Доподлинно известно лишь то, что «Мертвые души» задумывались как «книга, прочитав которую, мир засияет красотой совершенства, и вечное, безгрешное племя воцарится на обновленной земле». В замысле это была трилогия, построенная по классической Дантовой схеме: ад-чистилище-рай. Именно «адский» отрывок трилогии мы изучали в школе, поскольку вторую часть, где пошлые герои «Мертвых душ», «один гаже другого», преображаются, Николай Васильевич отправил в огонь, а третьей написать не успел.

Миф третий:

вечный девственник или сифилитик?

Гоголя часто обвиняли в том, что он вообще не знал женщин, поскольку, как писал Евгений Замятин, в его произведениях нет ни одной реальной женщины, все – не от мира сего.

Гоголь никогда не был женат, хотя в женщин влюблялся, восхищался ими, и даже один раз сватался. Тем не менее, его романы имели платонический характер. Так, он долго ухаживал за фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой-Россет, в компании которой совершал прогулки по виллам в окрестностях Рима. Однако за этой грациозной и умнейшей женщиной ухаживали также Пушкин, Вяземский, Одоевский. Кстати, к младшей дочери Александры Гоголь в итоге сватался, но получил отказ. Известна его увлеченность 13-летней итальянской девочкой Витторией необыкновенной красоты, с которой рисовали и лепили идеал известнейшие в то время художники и скульпторы. Впоследствии Виттория вышла замуж за украинского художника Григория Лапченко.

Нерешительность Гоголя в отношениях с женщинами исследователи объясняют его чрезвычайной религиозностью, идеей служения Богу, а также боязнью эротики как страхом перед потерей души. Подтверждение этому дает сам писатель в своих произведениях – «Страшной мести», «Вие», «Невском проспекте», «Тарасе Бульбе». Взгляд прекрасной женщины всегда «вынимает душу из тела» у Гоголя. Женщина была для него недосягаемым идеалом, отвлеченным объектом для восхищения. Наиболее точную характеристику отношения Гоголя к женщинам дает Андрей Белый в своей книге «Мастерство Гоголя»: «Отношение его к женщине было связано с немецким романтизмом, где она была невыразимым образом, который заканчивался публичным домом». Это предположение подтверждается и документальным свидетельством: итальянские врачи интересовались у Гоголя, давно ли он лечится от сифилиса. Не исключено, что именно от сифилиса писатель и умер.

Миф четвертый:

штирлиц ХІХ века?

Долгое время в ходу была легенда о том, что Гоголь являлся агентом 3-его отделения (внешнеполитической разведки Российской империи). Эту легенду обосновывали тем, что писатель якобы никогда никому не показывал своего паспорта. Однако ученые предполагают, что Гоголь был чрезвычайно рассеян и забывчив и каждый раз перед поездкой очень долго не мог найти свой основной документ.

Миф пятый:

Диканька или Невский проспект?

Вопрос национальной идентичности великого писателя Гоголя не будет решен, наверное, никогда. Следует лишь помнить о том, что по-русски Гоголь писал с ошибками, сам себя всегда считал «малороссом». Однако и грамматика русского языка к тому времени сложилась еще не полностью, а русская литература как феномен только формировалась.

Впрочем, писал Гоголь по-русски не потому, что его к этому вынуждали. Все было куда проще: молодому Николаю очень не хотелось становиться титулярным советником в Нежине, он чувствовал в себе литературный талант, но понимал, что этим талантом ему придется зарабатывать деньги. Потому и писал по-русски, консультируя впоследствии своих «малороссийских» коллег, «как нужно писать по-русски, чтобы тебя поняли в России».

При этом он бесконечно любил украинскую землю. Мало того, исследователи склоняются сегодня к очень интересному выводу. По их мнению, в «Тарасе Бульбе» Гоголь формулирует идею о том, что Украина – это райская земля, которая может стать государством, только если ее будут населять свободные люди. Смерть Тараса Бульбы – это символический плач писателя о том, что порода истинно свободных людей уходит из Украины. И в этом смысле Николай Васильевич Гоголь – не просто великий русский писатель, но и главный идеолог украинской идентичности.

Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ, для «АиФ»

Благодарим за помощь в подготовке материала кандидата философских наук, доцента кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская Академия» Юрия Владимировича Джулая, чья монография о жизни и творчестве Гоголя увидит свет в ближайшем будущем

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых