aif.ru counter
26.03.2009 22:28
49

Рынок без базара

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Украине 25/03/2009

«Пирамида» и рынок прямых продаж – в чем различие?

Что такое сетевой маркетинг, украинцы помнят еще с конца 80-х годов, когда появились первые иностранные компании, продающие из рук в руки  чудо-биодобавки и счастливое застрахованное завтра. Компании обещали в три счета сделать всех стройными, красивыми и богатыми. Новый бизнес не пугал своей неправдоподобностью и агрессивностью – за времена тотального  дефицита мы  привыкли, что все хорошее так и реализуется: мимо прилавка, из рук в руки, - и подсознательно были готовы стать жертвами аферистов-консультантов. Когда пирамиды обрушились и поглотили под своими обломками тысячи обманутых, репутация сетевого маркетинга дала трещину. Потребовались годы безупречной работы многих других компаний, работающих уже  в новом, не «пирамидальном», формате прямых продаж, чтобы эту трещину залатать. Сейчас рынки сетевого маркетинга и прямых продаж вновь переживают бум.

Именно здесь по-прежнему находится место всем – и любому покупателю, и всякому продавцу – вне зависимости от пола, возраста, образования, состояния здоровья, степени занятости и наполненности кошелька. Но чтобы преуспеть, надо не запутаться в понятиях и разобраться, с какими компаниями есть смысл иметь дело, а от каких следует держаться подальше.

Наши гости рекомендуют насторожиться, если:

- вас пытаются вербовать в сеть прежде, чем вы впервые приобрели товар, и требуют вступительный взнос, при этом обещают стремительный  рост вложенных вами средств.

- вам навязчиво звонят, настаивают на встрече и презентации товара, ваши возражения игнорируются.

- вам предлагают купить товар на улице, в магазине, на рынке.

- у консультанта нет документального подтверждения его принадлежности к фирме.

Можно ли рассчитывать на пенсию?

Ведущие игроки  рынка «из рук в руки», объединившиеся в Украинскую ассоциацию прямых продаж (УАПП), -это крупнейшие компании с многолетней историей и мировыми именами,- насчет будущего полны оптимизма. Чего не скажешь, допустим, о рынке розницы. По данным руководителя УАПП и Генерального директора ООО «Мэри Кэй (Украина) Лтд» Олеси Андреевой - Кушлянской, сейчас в системе работает около одного миллиона трудоспособных украинцев. Завтра эта цифра может существенно вырасти, как и обороты рынка. В 2008 году емкость рынка прямых продаж, по словам г-жи Андреевой - Кушлянской, составила около 3,5 млрд. грн.

 «Это немалая сумма - по государственном бюджете в 230 млрд грн! Не считаться с такими объемами нельзя, - согласен Юрий Гаврилечко, эксперт компании «РитейлСтудио». – Это  веский аргумент для госвласти обратить внимание на рынок прямых продаж и, наконец, подготовить законодательную базу, чтобы миллионы людей, занятых на нем, могли спокойно работать и не волноваться за будущее, в частности, за пенсию».

Чтобы не оказаться у разбитого корыта, надо «работать в рамках правового поля», зарегистрировавшись частным предпринимателем и регулярно выплачивая налоги, советуют участники форума. Это не требует много времени. Достаточно лишь оформить документы - налоговым агентом выступает сама компания. Открылась интересная деталь. Как разъяснили присутствовавшие на Круглом столе сотрудники ГНАУ Александр Ревчук и Юрий Тимощук, на практике это не столь обременительно для бюджета, как может показаться на первый взгляд. В частности, при маленьких оборотах и мизерном доходе необязательно платить пресловутые 200 грн. Есть другой формат: в качестве налога платится сумма, эквивалентная 15% от размера чистой прибыли, полученной за квартал. Естественно, из всех этих цифр и будет складываться сумма грядущей пенсии. При условии, что вы зарегистрированы в пенсионном фонде.

Кто рискует, если помада не того цвета?

«Прямые продажи – это хорошая школа, - считает Олеся Андреева. - Мы нацелены на построение бизнеса, а не на моментальное обогащение, как это практикуется в компаниях с агрессивным стилем работы, в «пирамидах».

В УАПП начинающие консультанты максимально защищены от неприятностей и практически ничем не рискуют.

«У нас четкие правила, - рассказывает Виктория Харченко, менеджер по коммуникациям и связям с общественностью ДП «Эйвон Косметикс Юкрейн».- Не пошел бизнес? Можете вернуть демонстрационный товар и получить деньги обратно. Это один из принципиальных признаков того, что вы не попали в «пирамиду».

«Мы соглашаемся на возврат, даже если товар отчасти уже использован – репутация превыше всего, - подтверждает Олеся Андреева- Кушлянская.  Нам важно, чтобы к нам приходили новые люди. Рынок прямых продаж – это рынок доверия. Не случайно он строится на философии минимальной дистанции между покупателем и продавцом.»

«В Украинской ассоциации прямых продаж разработан  кодекс профессиональной этики, которого обязаны придерживаться все участники,- заверил Алексей Емельянов, генеральный директор  ООО «Эмвей Украина».-  Он защищает не только членов команды – консультантов и представителей компаний, но и покупателей».

Кому жаловаться?

Доверие должно быть оправдано: все, что продается из рук в руки соответствует заявленному качеству, несмотря на относительно  невысокую цену. Неубедительно? Не покупайте…

«Консультант обязан немедленно прекратить демонстрацию товара по первому требованию клиента и не быть навязчивым, – говорит Виктория Харченко.

Если представитель компании все-таки перегибает палку или товар вызывает много вопросов, можно пожаловаться независимому администратору кодекса УАПП Андрею Матяшевичу, который обещает разобраться с любым сигналом. Правда, по признанию Андрея, за три года  существования его должности он получил всего одну жалобу.

«Товар проходит двойную сертификацию, - рассказала Наталья Соловей, руководитель отдела продаж ДП «Фаберлик -Украина». - Он обязательно получает «добро»  в стране-производителе, а потом -  в Украине. Мы гарантируем: ни подделок, ни контрабанды, ни просроченных товаров у консультантов - официальных представителей наших компаний - нет.»

Кстати, по украинским законам, представители компаний обязаны представить документ, удостоверяющий личность и свидетельствующий о том, что человек имеет отношение к компании, пояснила эксперт Круглого стола, начальник отдела Главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Госпотребстандарта Украины Ирина Свинтановская. А если вы что-то приобретаете, вам должны выписать чек.

«Очень трудно привлечь к ответственности компанию, реализовавшую некачественный или навязавший в кредит неоправданно дорогой товар, если продажа совершилась, например, на улице или на рынке (такое нередко бывает), - предостерегает г-жа Свинтановская. - Чтобы не рисковать, покупайте только у тех, в ком уверены, не стесняйтесь требовать документы. Старайтесь не брать в рассрочку и избегать заключения договоров. Если Вы все-таки решили приобрести в кредит товар, который Вам презентовали, внимательно изучите все пункты договора. В последнее время увеличилось количество судебных тяжб, в которых потребителям очень сложно отстоять свою правоту из-за того, что они задолжали компаниям за приобретенный товар.»

Кому это надо?

Есть ли смысл идти к соседке с пакетом косметики или стиральных порошков, если тебя сократили на работе? Наверное, есть. Даже если у соседки сегодня нет денег.  Это всегда шанс. Тем более что рынок прямых продаж в ближайшее время, похоже, будет развиваться - до его пресыщения пока далеко.

«Потребительский спрос меняется, - рассказала Елизавета Савенко, руководитель проекта «Косметический рынок сегодня». - Люди меньше тратят деньги, покупая «на пробу», берут проверенные вещи. Растет рынок недорогого товара. Такой могут предложить именно продажи из рук в руки.»

«По статистике, на украинском рынке прямых продаж реализуется до 24% всех косметических средств, - рассказал региональный менеджер «Орифлейм Косметикс»Украина, Беларусь и Молдова Матс Палмквист. – Мы успешно конкурируем с розницей. Каждый человек делает для себя выбор: покупать у консультанта или в магазине. Стоит помнить, что в цену товаров, реализуемых в рознице, производители закладывают до 30% расходов на рекламу, аренду, расходы на персонал. Готовы ли украинцы, вынужденные сегодня экономить каждую копейку в бюджете, на такие дополнительные расходы? Думаю, нет!»

В то же время, по мнению г-на Палкмвиста, перспективы украинского рынка для компаний, входящих в УАПП, колоссальны: «Украинский рынок – долгосрочный бизнес. Если в Швеции каждая женщина тратит на косметику в среднем до 200 евро в год, то в Украине – лишь 45. Есть куда расти!»

Подготовила Светлана ГОЛЛАНДС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых