aif.ru counter
64

Школа выживания (11.03.2009)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Общество 11/03/2009

Подобная нынешней волна суицидов прокатилась по Украине в 90-е годы прошлого века. Тогда кризис привел к тому, что ни заброшенные государством учителя, ни мечущиеся в поисках выхода из кризиса родители, не выполняли своих основных функций - поддержка, опека и воспитание детей - в первую очередь среднего школьного возраста. Того возраста, когда дети еще не способны в полной мере осознать, что такое смерть.

После истории, случившейся с Колей, небезразличные к случившемуся люди разделились на два лагеря - те, кто обвинял учителей, и те, кто винил во всем родителей. Для «АиФ» инцидент стал поводом еще раз взглянуть на сложившуюся ситуацию в общеобразовательных школах Украины и узнать, почему же сегодня вместо воспитанных школяров появились «тупые дебилы», а вместо любимых сыновей и дочерей «ленивые неудачники».

Школа вчера и сегодня

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ опросы, проведенные среди учителей, показали, что сегодня педагоги озабочены тем, как бы вложить в головы учеников программные знания. Дополнительные проблемы доставляет неразбериха с учебниками и отсутствие нормального финансирования. В таких условиях учителя редко задумываются о психологической составляющей учебного процесса. Современный учитель, современный ученик и современная школа значительно отличаются от тех, которые существовали 20-30 лет назад. «Начиная с середины 90-х школьная педагогика была совершенно запущена, школе уделялось очень мало внимания, а зарплата педагога оставляла желать лучшего, - отмечает Оксана Брык, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и конфликтологии НАУКМА. - Наиболее талантливые, а главное, любящие свою работу, уходили - устраивались в вузы, открывали частные школы. В общеобразовательных школах остались в основном те, кому некуда было податься. Вместе с советскими ценностями изгнанию подверглись и общечеловеческие, в свое время настойчиво внедряемые советской школой. В результате о такой важной функции школы, как воспитание детей, вообще забыли».

Из-за всего вышеперечисленного авторитет учителя сильно упал. А современное общество в отсутствие иных авторитетов успело навязать новые «ценности». «Одна моя коллега призналась, что первое, что она испытывает, переступив порог класса, - оценивающие взгляды: во что одета, как себя ведет, как разговаривает, - рассказывает Оксана Брык. - У детей происходит статусная оценка: «Кто ты для

меня такой? Мои родители в десять раз круче». Было время, когда, по распоряжению киевского городского начальства, дворник стал получать чуть ли не в два раза больше, чем среднестатистический учитель. Конечно, мусор на улицах -это плохо, но мусор в головах или в душе - это страшно».

Случайные люди

В МИНИСТЕРСТВЕ образования уже давно говорят о необходимости реформировать систему подготовки педагогических кадров и даже готовятся к ней. «Грядущее реформирование содержания педагогического образования в первую очередь будет касаться психолого-педагогической составляющей: формирования личности учителя, его личностной готовности к педагогической практике, - рассказал «АиФ» Сергей Бондаренко, начальник отдела педагогического образования МОН. -Пока узаконенной проверки педагогов на профкомпетентность у нас нет. Но в ближайшее время мы собираемся организовать аттестацию выпускников педагогических специализаций на профессиональную компетентность. У нашего государства уже есть такой опыт на примере медицинских учебных заведений. Подобная практика есть и во многих зарубежных странах. Например, каждый штат США требует, чтобы учитель, кроме диплома, имел лицензию данного штата для проведения педагогической деятельности».

Еще одна проблема - «случайные» люди среди учителей. Не секрет, что для многих студентов выбор на педвуз пал совершенно случайно: свою роль сыграл небольшой конкурс, расположение по месту жительства или попросту необходимость получить какую-нибудь корочку.

Возраст учителя, на котором делают акцент авторы письма-обращения,   действительно, представляет особую важность. Ни внушительный опыт, ни накопленные знания уже не играют роли, если человек профессионально выгорел. А у педагогов профвыгорание происходит значительно раньше, чем у представителей других профессий.

По мнению чиновников, ситуация постепенно улучшается - в течение последних лет зарплата учителей понемногу росла вверх, государство тоже обратило свой взор на проблему. И, как результат, количество педагогических вакансий значительно сократилось. Но пока имидж учителя будет ассоциироваться с неудачником, а «случайные» люди будут беспрепятственно попадать в школы, о профессионально компетентных и психически здоровых педагогах говорить рано.

Подружиться с родителями

СЛУЧАЙ из жизни: вернувшись домой с родительского собрания, отец, наслушавшись о неуспеваемости сына, выпорол его. О том, чтобы выслушать «другую сторону» в лице ребенка, никто даже не подумал. Позже оказалось, что учитель перепутал родителей и рассказал им о совершенно другом ученике.

Современным родителям часто некогда заниматься школьными проблемами, и даже вызов в школу нередко игнорируется. А родительские собрания превращаются в собрания хозяйственного актива: сколько денег сдать на ремонт, в какой цвет покрасить стены и т. д.

«Сегодня утрачен контакт семья - школа, - отмечает Оксана Брык. - А ведь школа - основная познавательная, воспитательная и социализационная составляющая жизни ребенка. И если это упускается из внимания родителей, то можно сказать, что к 10 классу ребенка они толком не знают, кто с ними рядом живет. Формируется плохая тенденция, когда в семье каждый сам по себе».

К сожалению, насилие в школе (моральное или даже физическое) - не редкость. А то, что в действительности происходит между учителем и учеником, часто остается тайной. И задача родителей - открыть ее. «Как-то певцу Сютки-ну задали вопрос о том, как он воспитывает своих детей, -рассказывает Оксана Брык. -Он ответил: «Никак, я просто с ними дружу». Если ребенок дружит с родителями, если между ними есть контакт, то они обязательно заметят изменения в его поведении: он ходит грустный или чем-то удручен, или не в меру серьезен. Тогда необходимо с ним разговаривать, надо идти в школу и выяснять причины. Может, не сложился контакт с предметником. А может, ребенок чем-то увлекся, и ему стало не до учебы. Нет такого ребенка, который бы ни пошел на контакт. Родители должны выступать не в карающей ипостаси, а в дружеской. Друг может и поругать, но это человек, которому доверяешь и которому можно рассказать все».

Подготовила Юлия ЩОРС

В редакцию «АиФ» пришло письмо от родителей 8-х классов 25-й школы. В нем они изложили свой взгляд на случившееся. «У Коли не было проблем с учебой (как пишут некоторые СМИ) и только иногда у парня были проблемы с поведением. Мы. родители, «не будем вас, учителей, размазывать по стенке». Нам сейчас главное, чтобы мальчик выжил и остался полноценным. Но сказать мы свое слово хотим и вам, и всем родителям, и всем учителям - потому что на родительском собрании нам высказаться не дали.

<...> Учителей и всю школу директор и завуч держат в «кулаке», да и в страхе. Понятно, что в школе нужен порядок. Но у них еще тот, НКВДеш-ный метод: чем больше ребенка запугать, сравнять его и уничтожить личность, тем лучше будет у него воспитание! Вот и вырастают потом из таких детей готовые кадры - «медалисты-краснодип-ломщики», которые сами были запуганы еще в

школе. Теперь они реализовываются в школе как учителя-воспитатели за счет ежедневного унижения детей, оскорбления, убивания их душ и собственного «превосходства» над ними. Ведь беззащитным детям можно сказать все: воспитанный ребенок не посмеет ответить учителю, иначе тот его просто «размажет». Брошенные учителем слова и фразы в адрес ребенка, например, на вопрос о непонятом материале: «Ты что - тупой?..» или вывод-приговор: «Дебил!»

Жаль, что у учителей нет своей клятвы Гиппократа. Ведь этим людям мы доверяем воспитание душ своих детей. Жаль, что учителя не пересдают каждый год тест на психическую пригодность к работе в школе. Жаль, что родителям не хватает любви и понимания своих детей, а детям - силы и выдержки перед этом «прессингом». Жаль, что нашему государству глубоко наплевать и на учителей, и на родителей, и на детей...»

Аргументы и факты в Украине

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых