aif.ru counter
11.03.2009 14:29
30

Кризис в металлургии прозевали

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Украине 11/03/2009

Рост гривни не оправдан

УКРАИНА находится в списке стран, наиболее пострадавших от мирового кризиса (см. таблицу 1). Выход из сложившейся ситуации возможен только при разумной комбинации правильных тактических и стратегических шагов, и если тактические шаги должны быть направлены на минимизацию последствий, то стратегия -на получение максимальной выгоды от кризиса и повышении кризисной устойчивости национальной экономики в будущем.

По мнению заместителя министра промполитики Украины Сергея Грищенко, первые звоночки кризиса для металлургической промышленности страны прозвенели не в октябре, а гораздо раньше - в июле. Вот только оценить масштабы этих сигналов вовремя не сумели. Виной тому стало сезонное цикличное снижение потребления металла. Работники европейских металлопотребляющих предприятий уходят летом в отпуск. В это же время на Дальнем Востоке, где реализуется около 30% продукции нашей металлургической промышленности, наступает сезон муссонов и пассатов. На Ближнем Востоке, где потребляется еще около 30% нашего металла, примерно этот же период приходится на Рамадан.

- Поэтому, когда в июле началось снижение цен, первая мысль была именно о сезонности такого явления, поскольку в предыдущие годы с таким нам уже приходилось сталкиваться, -утверждает замминистра. - Правда, заподозрить неладное можно было еще тогда, когда мы наблюдали высокую динамику роста индекса цен на нашу продукцию. За 2007 год цены удвоились. За 7 месяцев 2008 года они выросли в полтора раза. С одной стороны, это радовало, с другой, - последствия можно было предугадать, т.к. экономически это вряд ли было оправдано.

В числе прочих причин, приведших к кризису в стране, чиновник называет и неоправданный бросок курса гривни весной прошлого года, который нанес ощутимый удар по экспортерам и в итоге привел к формированию отрицательного сальдо торгового баланса Украины.

Плацкарта для фуры

НЕ ОБОШЕЛ стороной кризис и транспортную отрасль страны. Особенно он сказался на железнодорожном транспорте, львиную долю грузоперевозок которой составляет продукция и сырье для металлургической промышленности (см. таблицу 2).

- С сентября процент грузоперевозок стремительно снижался, уточнил замначальника коммерческого управления «Укрзалiзниця» Юрий Меркулов. - Если говорить о металлургической отрасли, то тут падение составило около 45-47%. Строители просели куда ощутимее - в 2,5 раза. На сегодня можно говорить о стабилизации ситуации и о формировании некой положительной динамики в объемах перевозок.

По словам эксперта, такую динамику удастся сохранить и после принятия измененного положения о тарифах на железнодорожные перевозки. Пересмотр ценообразующего документа был необходим, поскольку до недавнего времени транспортники пользовались сборником тарифов времен СССР, проиндексированным по состоянию на 1999 год.

А пока железнодорожники реально поддерживают другие отрасли национальной экономики, при этом терпя серьезные убытки. Только снижение тарифов на перевозку металлургических грузов, которое железные дороги осуществляют в соответствии с правительственным меморандумом о поддержке металлургии, уже привело к убыткам минимум в 200 млн. грн.

Помимо прочего, «Укрзалiзниця» готова предложить совершенно новый продукт на рынке - перевозку автопоездов на вагонах. С одной стороны, это решит проблему качества автодорог - их перестанут разбивать большегрузные траки. С другой - улучшится состояние грузовых автомобилей, которым не придется ездить по разбитым дорогам страны.

В 2009 году «Укрзалiзниця» активно приступила и к развитию транзитных перевозок - грузы во время кризиса проще найти в странах, менее пострадавших от кризиса, чем Украина. В частности, одной из важнейших задач является повышение пропускной способности железнодорожных путей, особенно в направлении черноморских портов. Эти меры крайне необходимы, ведь рост транзита грузов сдерживается низкой активностью основных промышленных отраслей и необходимостью технической модернизации железных дорог. «Сегодня более 80% транзитных грузов - это сырье для ГМК и нефтехимической отрасли, которые во всем мире наиболее пострадали от кризиса, - отмечает руководитель экспертной группы Консорциума «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин. -Поэтому очень важно искать новые грузы и новые направления. Но до тех пор, пока наши железные дороги не будут в состоянии обеспечить высокую скорость и пропускную способность - мы не можем говорить о существенном росте транзитных грузопотоков».

Ключ от выхода -в руках государства

ГОВОРЯ о дальнейшем развитии ситуации, замминистра промполитики Сергей Грищенко отмечает, что емкость мирового потребления стали объективно должна продолжать расти. Большую роль в этом сыграют развивающиеся страны, которые в стремлении достичь стандартов развитых стран, создают стратегический потенциал дальнейшего роста производства металла в мире.

- Нет кризиса в металлургии. Есть кризис в металлопотребляющих отраслях, - заявил чиновник. - Горький опыт начала 90-х годов научил нас не работать на склады. Те запасы, которые были накоплены в конце прошлого года, сегодня практически реализованы.

С мнением замминистра согласился представитель компании-застройщика, директор по развитию компании «Штрабаг» Владислав Иваненко.

Не нужно спасать металлургов. Нужно спасать потребителей их продукции, то есть нас, - подчеркнул он. - Строительная отрасль является ведущей по потреблению металла. То есть, если у нас все хорошо, то и у наших «смежников» тоже. Принципиальное отличие нашей отрасли от остальных: мы не можем вывезти нашу продукцию за рубеж и реализовать там. Все, что строится, потребляется здесь же.

Однако на вопрос, кто купит построенное жилье, если у людей не будет для этого денег, представитель застройщика так и не ответил.

Вместе с этим эксперты отметили, что, к сожалению, при реализации своих антикризисных программ отдельные отрасли лоббируют исключительно свои интересы, и часто за счет других. Так, хотя кризис в строительстве начался раньше других отраслей, еще в начале года, металлурги продолжали поднимать стоимость металла для строительных конструкций вплоть до октября 2008 года, чем только способствовали повышению себестоимости строительства (стоимость металлоконструкций может достигать 80% себестоимости строительства), и, как следствие, углублению кризиса отрасли.

Получается, что о минимизации или ликвидации последствий кризиса в различных отраслях сейчас говорят много, но это только тактические мероприятия. А вот стратегические шаги, которые и лежат в непосредственной зоне ответственности государства, остаются пока вне поля зрения специалистов. При этом именно стратегия выхода из кризиса должна сделать реальным и получение новых возможностей для развития экономики, и формирование новой, более устойчивой к кризису структуры национальной экономики в целом, - согласились участники круглого стола.

Круглый стол провел и записал Евгений МУДЖИРИ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых