aif.ru counter
10.12.2008 18:00
52

«Забычкуй, пристегнись и заткнись!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Общество 10/12/2008

«Хочешь выйти -кричи!»ТРУДНО представить, как отреагировал бы, к примеру, мэр или транспортное начальство столицы, став хоть на 15 мин. пассажиром маршрутки и увидев то, что ежедневно «мозолит» глаза киевлянам, - наклейки с неприятными, а то и издевательскими надписями. Маршрутки «украшены» командами и призывами: «Забычкуй, пристегнись и заткнись!», «Хлопнешь дверью - получишь монтировкой», «10 минут страха и вы дома. Стоимость аттракциона 2 грн.», «Земля - крестьянам, фабрики -рабочим, деньги - водителю!». «Место для удара головой» (над дверью), «Внимание! Машина на автопилоте».

На фоне этих страшилок совсем уж безобидно выглядят наклейка с надписью: «Об остановке говорить заранее и громко!». Даже председатель Ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий считает, что это обращение к пассажирам вполне уместно и на пользу дела. Что странно. Ведь оказание сервиса не предполагает командного тона. Кроме того, не у каждого пассажира - луженое горло, да и водителю лететь на всех парах мимо остановок, как будто и не догадываясь, что кому-то из пассажиров может понадобиться выйти, ни к чему.

Шуры-муры на ходу

И УЖ СОВСЕМ «миленькими» и развлекательными на первый взгляд могут показаться призывы, «украшающие» места рядом с водителями: «Подумай, нужен ли ты здесь?», «Место для 90-60-90» (рядом с водителем), «Экипажу требуется стюардесса». В этих «посланиях» часто зашифровано реальное желание шоферов «на ходу завести шуры-муры». Замечены маршруточники, которые при переполненном микроавтобусе насчет места рядом с собою обманывают пассажиров, мол, по дороге подберу кондуктора, до тех пор, пока не приглянется по пути «достойная» кандидатура.

Пассажиры, конечно, обсуждают эту животрепещущую тему, но что-то делать, чтобы избавить себя от этих шоферских «посланий», не решаются. Самим водителям не делают замечаний, чтобы те «не послали», а жаловаться их начальству считают бессмысленным.

Вообще же, перед выходом на маршруты машины должны проверять. Раз в таком виде их выпустили, то наклейки с надписями не считают проблемой. Тем более что водители красноречиво демонстрируют то, что никакие жалобы им не страшны, наклейкой, гласящей: «Книга жалоб и предложений - в следующей машине!». Да и не секрет, что большинству руководителей фирм-перевозчиков главное - чтобы водитель план по выручке выполнял, остальное -не важно. И наклейки становятся признаком своеобразной субкультуры, понемногу «подкармливающей» их производителей. Ведь в столице ежедневно выезжают на маршруты более 2,5 тыс. микроавтобусов. Большинство из них «украшены» в среднем 3-5 наклейками.

Как снять пупсика с веревочки?

ПСИХОЛОГ Оксана Брик считает, что наклейки в маршрутках - признак общественного хамства, показатель уровня цивилизованности общества. Далеко не все считают их возмутительным и недопустимым явлением. Большинство водителей маршруток даже не осознают, что они оказывают сервисные услуги, а это надо делать предельно вежливо. Поэтому истребить конкретное проявление хамства в виде наклеек - сложно. Но можно. Хотя бы с помощью запрета. А более молодые поколения, которые будут знать, что такое сервис с детства, с теми, кому будут оказывать платные услуги в любой сфере, будут вести себя уже по-другому.

«В салонах киевских маршруток и на стеклах запрещено клеить, вешать или как-то по-другому прикреплять любые наклейки, гирлянды, пупсиков на веревочках, флажки, рекламные объявления и даже иконы (на них, правда, закрываем глаза), - объяснил замначальника отдела безопасности дорожного движения Службы перевозок КГГА Владимир Прудов. - Зато в видимом для пассажиров месте должны быть прикреплены данные о предприятии-перевозчике с его координатами и сообщение о том, где находится аптечка и огнетушитель. Об этом сказано в правилах маршрутных перевозок в столице, разработанных и утвержденных еще в конце 1990-х годов».

Оказывается, выполнение этих правил контролируется. Правда, нарушителей не наказывают. «Если замечаем сами или узнаем о том, что данные пункты из правил не выполняются, ограничиваемся   устными   предупреждениями и обязываем руководство фирм-перевозчиков очистить салоны в течение суток, - рассказал Владимир Юрьевич.

Галина ГИРАК

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых